Информационно-образовательная программа "Музейная педагогика в детском саду"
рабочая программа по теме
Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-obrazovatelnaya_programma.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №23»
Инновационная образовательная
программа
Автор: старший воспитатель Замышляева И.В.
Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
• Освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.
• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
• Формирование у дошкольников представления о музее.
• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
Для разработки технологии использования музейной педагогики выделены следующие принципы:
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
- Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
- Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Доступность.
- Наглядность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
- Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Этапы создания мини-музеев
1.Организационный этап:
- постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа);
- сбор экспонатов;
- оформление мини-музея (учёт эстетических норм, соблюдение правил безопасности);
- разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
2. Практический этап:
- открытие мини-музея с приглашением детей, родителей;
- работа по перспективно-тематическому плану, в котором спланированы занятия с детьми, мероприятия для родителей, конкурсы и выставки.
3. Заключительный этап
- расширение тематики экспозиций;
- подведение итогов работы, обобщение накопленного опыта.
Формы работы в мини-музее: беседы с детьми, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; экскурсии для детей; дидактические игры; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.
Заключение
Реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОО дает возможность:
1. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
2. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
3. У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Вывод: музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика в детском саду.
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...
Важность музейной педагогики в детском саду.
Мини-музеи в ДОУ....
Вальдорфская педагогика в детском саду
Вальдорфская педагогика - педагогика радости для растущего ребенка, где наши дети укрепляют свое здоровье, развивают душу (речь) и формируют мышление через мелкую моторику. Педагогика Р.Штайнера не от...
Презентация "Музейная педагогика в детском саду "
Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....
Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.
Чтобы наши дети росли добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...