проблемное обучение
презентация на тему
Развитие позновательной активности через ппроблемное обучение детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slayd_po_problemnomu_obucheniyu.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемное обучение организованный воспитателем способ взаимодействия детей с проблемно-представленным содержанием обучения , в ходе которого для воспитанников становится возможным не только приобщиться к существующим закономерностям и научным знаниям, но и способам творчески решать представленные противоречия.
О возникновении методики проблемного обучения Джон Дьюи – философ, педагог. Видел основу обучения не в учебном плане, а в игре и опытной деятельности и труде.
Структура проблемного обучения
Проблемная ситуация-ключевой элемент проблемного обучения это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Компоненты проблемной ситуации
Условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; Быть доступным для восприятия детьми; Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность; Задания должны быть такими, чтобы ребенок не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Методы проблемного обучения Объяснительно-иллюстративный большая опора излагаемого материала на наглядные формы взаимодействия; Репродуктивный – повторение за воспитателем способа действия или элемента деятельности; Проблемное изложение – присутствие видимого противоречия в знаниях и представлениях, которые уже знакомы детям;; Частично-поисковый – направляемая воспитателем исследовательская деятельность; Исследовательский метод-полностью самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность ребенка I Постановка проблемы Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему). Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска. II Актуализация знаний Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. III Выдвижение гипотез - предположений Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы. Участвует в обсуждении плана поисковых действий. Размышляет, рассуждает и выдвигает идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других детей. Ведет дискуссию по обсуждению других точек зрения. Проводит самостоятельно поисковую деятельность. IV Проверка решения Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска. Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат. Формулирует выводы на основе умозаключений. V Введение в систему знаний Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Результаты поиска размещает в уголок открытий. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения. Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъектный опыт. Участвует в размещении в уголке открытий результатов поиска. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА деятельности по проблемному обучению дошкольников
Особенности проблемного обучения Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.
Уголки открытий
Схемы «Источники знаний», «Решаем проблемы вместе»
Примеры проблемных ситуаций в младшей группе В гости пришли медведь, лисичка и мышка. Надо их накормить, а мама ушла в магазин. Как мы их накормим? Какую посуду надо взять ? Мышкам очень захотелось съесть сыр, который лежит у спящего кота под лапой. Как мышкам полакомиться сыром и не угодить к коту «на обед»? (в зрительной видимости детей находится маленькая удочка с крючком).
Еще немного интересных фактов о проблемном обучении… Иногда можно и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. Не забывайте про шутки! они активизируют мысль, озадачивают детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения
В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....
Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ в подготовительной группе "Давайте с природой дружить!"
Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Игра – занятие «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве)
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Игра - занятие "Скоро в школу" с использованиемсовременных образовательных техно...
Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»
Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...