картотека пальчиковых игр
картотека на тему

Дель Любовь Николаевна

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_progulki.docx64.36 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

 ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

 

 


Игрушки

  «Шарик».  Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

  «Мои игрушки».

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

  «Юла»

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

Части тела.

  «Это я».

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

Одежда.

  «Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики

Осень.

  «Листопад».

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

  «Осенью».

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Обувь.

  «Новые кроссовки»

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

Упражнение с пробками.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Фрукты.

  «Яблоки».

Большой пальчик яблоки трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.

Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

  «Компот».

Будем мы варить компот,

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Развести руки в стороны.

  «Сливы»

Кисти сжаты в кулак.

Большой пальчик сливы трясёт.

Разгибаем большой палец.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец.

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – «шалун»

Всё, всё съедает.

Разгибаем мизинец.

Овощи.

  «Капустка».

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

  «Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

Зима.

  «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Вращательные движения кистями рук.

  « Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Новый год.

   «Ёлочка»

Перед нами ёлочка.

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,

Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,

«Зайчики» - указательные пальцы.

Звёзды, человечки.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.

Домашние птицы.

  «Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

  «Петушок»

Наш красивый петушок

Обе руки сжаты  в кулачки.

Кверху поднял гребешок.

Разжать ладони.

Крылышками машет.

Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.

Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.

Кистями рук сделать манящие движения.

Домашние животные.

  «Повстречались».

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

  «Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл,

Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.

«Горшок из ладошек».

На печи калачи,

Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.

Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Погрозить пальчиком.

  «Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

Дикие животные.

  «Есть у каждого свой дом»

Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

        Хатки делают бобры.        

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

  «Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

Посуда.

  «Помощник»

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

Весна.

  «Жаворонок»

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

  «К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!

Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

Семья.

  «Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

  «Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

  «Семья»

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Мебель.

  «Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,

Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Поднимать зажатые кулачки вверх.

  «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

  «Стул»

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)

Транспорт.

  «Транспорт»

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Сжимать и разжимать пальчики.

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

  «Пароходик»

Пароходик в море был.

Ладони соединить в форме чаши.

Вот он к пристани приплыл.

Сделать волнообразные движения в воздухе.

Загудел в свою трубу: «У – у – у !»

Одновременно пошевелить большими пальцами.

Насекомые.

  «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

  «Бабочка»

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

Лето.

  «Колокольчики»

В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.

  «Что делать после дождика?»

Что делать после дождика?

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать!

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься!

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться!

Улыбаемся.

СОДЕРЖАНИЕ

Игрушки

П/и «Шарик».

П/и «Мои игрушки».

П/и «Юла»

Части тела.

П/и «Это я».

Одежда.

П/и «Я перчатку надеваю»

Осень.

П/и «Листопад».

П/и «Осенью».

Обувь.

П/и «Новые кроссовки»

Упражнение с пробками.

Фрукты.

П/и «Яблоки».

П/и «Компот».

П/и «Сливы»

Овощи.

П/и Капустка».

П/и «Репка»

Зима.

П/и «Снегири»

П/и « Снежинки»

Новый год.

П/и  «Ёлочка»

П/и «Домашние птицы»

П/и «Петушок»

Домашние животные.

П/и «Повстречались».

П/и «Кот на печку пошёл»

Дикие животные.

П/и «Есть у каждого свой дом»

П/и «Белочка»

Посуда.

П/и «Помощник»

Весна.

П/и «Жаворонок»

П/и «К нам весна пришла»

Семья.

П/и «Радуются взрослые и дети»

П/и «Цветочек для мамочки»

П/и «Семья»

Мебель.

П/и «Мебель»

П/и «Много мебели в квартире»

П/и «Стул»

Транспорт.

П/и «Транспорт»

П/и «Пароходик»

Насекомые.

П/и «Насекомые»

П/и «Бабочка»

Лето.

П/и «Колокольчики»

П/и «Что делать после дождика?»

Свинка Ненила 

Сыночка хвалила:

 - То-то хорошенький! 

То-то пригоженький! 

Ходит бочком, 

Хвостик крючком, 

Нос пятачком.

Хлопают в ладоши.

Поглаживают себя по голове.

Поглаживают кисти правой руки. Поглаживают кисти левой руки. 

Ребром ведущей руки ведут по столу. Показывают указательные пальцы обеих рук. 

Ставят кулачок на кулачок и на нос.

Стучит бренчит по улице

 – Фома едет на курице. 

Тимошка на кошке 

– По кривой дорожке.

Стучат кулачком о кулачок.

Локоть правой руки опирается на стол, большой и указательный палец образуют «клювик», остальные изображают гребешок.

Локоть правой руки опирается на стол, указательный и мизинец образуют ушки, средний и безымянный плотно прижаты к ладони. Ребром ладони изображают движение по кривой по столу.

Мои пальчики расскажут, 

Что умеют – все покажут.

 Их пять на каждой руке.

 Все сделать смогут, всегда помогут. 

Они на дудочке играют, 

Мячик бросают, Белье стирают, 

Пол подметают, 

Щиплют, ласкают 

– Пять и пять моих ловких пальчиков.

Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами.

Одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом.

Показывают растопыренные пальцы. Хлопают в ладоши.

Здесь и далее движения соответствуют тексту. 

Показывают пальцы обеих рук.

На базаре

 Спозаранок 

Накупил Баран Баранок. 

Для барашков, 

Для овечек 

Десять маковых колечек, 

Девять сушек, восемь плюшек, 

Семь лепешек, шесть ватрушек, 

Пять коржей, четыре пышки, 

Три пирожных, две коврижки 

И один калач купил. 

Про себя не позабыл, 

А для женушки 

– Подсолнушки!

Выставляют кулак.

Ставят ладонь на ребро.

Показывают ладонь. 

Кулак. 

Ребро. 

Пальцы левой руки «играют».

 Пальцы правой руки «играют». 

Показывают 10 пальцев. 

Показывают соответствующее количество пальцев. 

Отрицательное движение головой. 

Пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу.

«Пирог»

 Тесто ручками помну, 

Пирог я сладкий испеку. 

Серединку смажу джемом, 

А верхушку сладким кремом,

 И кокосовою крошкой 

Я присыплю пирог немножко, 

А потом чай заварю, 

В гости друга приглашу.

Ребенок сжимает и разжимает пальчики.

 Ребенок выполняет круговые движения ладошками. 

Ребенок водит ладошками по плоскости стола. 

Ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук.

«Пирожки» 

Я купила масло, 

Сахар и муку, 

Полкило изюма, 

Пачку творогу.

 Пирожки пеку, пеку, 

Всех друзей я в гости жду.

«Идем в гости» 

К (имя ребенка) гости прибежали, 

Все друг дружке руки жали.

 Здравствуй, Жора! Здравствуй, Жанна! Рад, Сережа! Рад, Снежана!

 Не хотите ль пирожок? 

Может, коржик? Иль рожок? 

Вот драже вам на дорожку,

 Все берите понемножку! 

С ручек все стряхнули крошки 

И захлопали в ладошки.

Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках, перечисляя продукты.

Ребенок имитирует лепку пирожков. 

Ребенок имитирует движения, созывающие гостей.

Пальчики ребенка «бегут» по столу.

Ребенок делает несколько рукопожатий. Большие и указательные пальцы соединяются между собой подушечками, образуя колечко. 

Ребенок соединяет подушечки больших и средних пальцев. Ребенок соединяет в приветствии подушечки больших и безымянных пальцев.

 Ребенок соединяет в приветствии подушечки больших пальцев и мизинчиков. Ребенок соединяет ладошки в виде пирожка. 

Ребенок показывает раскрытые ладони. Ребенок сжимает ладошки в кулачки. Ребенок раскрывает ладошки, а взрослый, стучит по ним, изображая сыплющееся драже.

 Ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая драже. 

Ребенок энергично трясет кистями рук. Ребенок хлопает в ладоши.

«Большая стирка»

С мамой мы белье стирали,

В речке вместе полоскали. 

Выжали, повесили

 – То-то стало весело!

Ребенок трет один кулачок о другой.

Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья. Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья. Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.

«Овощи» 

Хозяйка однажды с базара пришла,

 Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, 

Капусту, 

Морковку, 

Горох.

 Петрушку

 И свеклу. Ох.

Ребенок «шагает» пальчиками по столу. Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках на каждую строчку, начиная с большого. 

Ребенок поднимает руки над головой  и хлопает в ладоши.

«На елке» 

Мы на елке веселились,

 И плясали, и резвились.

 После добрый Дед Мороз

 Нам подарочки принес. 

Дал огромные пакеты,

 В них же – вкусные предметы:

 Конфеты в бумажках синих, 

Орешки рядом с ними. 

Груша, яблоко, один 

Золотистый мандарин.

 Ребенок ритмично хлопает в ладоши.

Ребенок «шагает» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.  

 

Ребенок ритмично хлопает в ладоши. 

Ребенок на каждую строчку загибает пальцы на обеих руках, начиная с большого.

«Алые цветки» 

Наши алые цветки 

Распускают лепестки.

 Ветерок чуть дышит, 

Лепестки колышет. 

Наши алые цветки 

Закрывают лепестки, 

Тихо засыпают, 

Головой качают.

Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана.

Ребенок медленно раскрывает пальцы. 

Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.

Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.

 Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».

«Утро раннее настало»

 Утро раннее настало, 

Солнце из-за леса встало.

 - Эй, братец Федя, 

Буди соседей! 

- Вставай, Большак! 

- Вставай, Указка!

 - Вставай, Середка!

 - Вставай, Сиротка! - Вставай и ты, крошка – Мирошка! 

- Доброе утро, Ладошка! 

Все проснулись и потянулись.

Ребенок скрещивает ладони с растопыренными пальчиками. Ребенок сжимает в кулачок правую руку, большой палец правой руки направлен вверх, им ребенок совершает круговые движения. Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по большому пальцу левой руки. Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по указательному пальцу левой руки. Ребенок большим и средним пальцами правой руки щелкает по среднему пальцу левой руки. Ребенок большим и безымянным пальцами правой руки щелкает по безымянному пальцу левой руки. Ребенок большим пальцем и мизинцем правой руки щелкает по мизинцу левой руки. Ребенок щелкает большим и указательным пальцами правой руки по левой ладошке. Ребенок поднимает руки и тянется вверх.

«Шарик и подружки» 

Шар надутый две подружки  

Отнимали друг у дружки  

 – Весь перецарапали! 

Лопнул шар, а две подружки 

Посмотрели, нет игрушки, 

Сели и заплакали…

Пальчики обеих рук ребенок сжимает в «щепотку» и соприкасается ими только кончиками. 

В таком положении он должен дуть на них, при этом пальчики должны принять форму шара.

 Воздух «Выходит», и пальчики принимают исходное положение.

«Оладушки» 

Ладушки, ладушки, 

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала,
Детишкам раздавала. 

Маше – два, 

И Саше – два, 

Ванне – два, 

И Тане – два. сем детишкам раздала.

«Стенка, стенка, потолок» 

Стенка.

 Стенка. 

Потолок. 

Два окошка. 

Дверь.

Звонок: «Дзи-и-инь!»

Ребенок хлопает в ладоши, ладони при этом следует держать горизонтально, меняя постоянно их положение: сначала сверху правая ладонь, потом – левая. Ребенок держит правую ладонь горизонтально и стучит по ней собранными щепотью пальцами правой руки. Ребенок вытягивает перед собой обе руки. Ребенок показывает средний и указательный пальцы на правой руке. Ребенок показывает средний и указательный пальцы на левой руке. Ребенок показывает средний и указательный пальцы на правой руке. Ребенок показывает средний и указательный пальцы на левой руке. Ребенок вытягивает руки вперед и в стороны и слегка кланяется.

Указательным пальцем ребенок дотрагивается до правой щеки.

Указательным пальцем ребенок дотрагивается до левой щеки. Ребенок указательным пальцем дотрагивается до лба. Ребенок указательным пальцем указывает сначала на правый, а потом на левый глаз. Ребенок указательным пальцем указывает на рот. Ребенок указательным пальцем дотрагивается до кончика носа.

«В гостях у гномиков»

Гномы гостей приглашали. 

Гномы гостей угощали. 

Каждому гостю досталось варенье. Пальчики склеило то угощение, 

Плотно прижалась ладошка к ладошке, Гости не могу взять даже ложки!

Перед началом игры ребенок сжимает кулачки на обеих руках.

Взрослый отгибает ребенку пальцы по очереди. Взрослый надавливает последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем. Взрослый последовательно проводит указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика. Ребенок должен тесно прижать попарно друг к другу подушечки пальцев. Ребенок плотно соединяет ладошки.

«Червячки» 

Раз, два, три, четыре, пять, 

Червячки пошли гулять. 

Вдруг ворона подбегает, 

Головой она кивает, 

Каркает: «Вот и обед!»

 Глядь – А червячков уж нет!

 Ладони ребенка лежат на коленях или столе. Ребенок медленно сгибает пальцы, подтягивает ладонь, имитируя движения ползущей гусеницы или червячка. Ребенок «идет» по столу средним и указательным пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони. Ребенок складывает пальцы щепоткой и качает ими вверх-вниз. Ребенок раскрывает ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх. Ребенок разводит руки в стороны. Ребенок сжимает кулачки и прижимает их к груди.

«Бычок»

Ребенок приставляет кулачки к голове, выставив указательные пальцы, словно рога бычка. 

«Бычок» должен бодать воображаемую стенку. 

В тот момент, когда он касается этой стены, нужно раскрыть кулачки.

«Человечек на прогулке»

 Шел человечек по улице. 

Скучно стало человечку просто идти, и решил он попрыгать на правой ножке. 

А потом и на левой ножке решил попрыгать.

 Вот такой веселый человечек!

Человечек «идет» на двух пальчиках: среднем и указательном.

Указательный палец загнуть и стучать по столу средним.  

 Стучать указательным пальцем.

«Наша прогулка» 

Раз, два, три, четыре, пять, 

Мы во двор вышли гулять.

 Бабу снежную лепили,

 Птичек крошками кормили. 

С горки мы потом катались. 

А еще в снегу валялись. 

Все в снегу домой пришли,

 Съели суп и спать легли.

Ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинчика.

Ребенок «идет» по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты. 

Ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками. 

Ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками. Ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой. Ребенок кладет ладошки на стол или на колени то одной, то другой стороны.

«Шел один я…» 

Шел один я по дорожке,

 Шли со мной мои две ножки. 

Вдруг навстречу три мышонка, 

Ой, мы видели котенка! 

У него четыре лапки, 

На лапках острые царапки. 

Один, два, три, четыре, пять,   

Нужно быстро убегать.

Ребенок показывает один пальчик.

Ребенок показывает два пальчика. 

Ребенок показывает три пальчика. 

Ребенок прикладывает ладошки к щекам и качает головой. 

Ребенок показывает четыре пальчика. Ребенок «царапает» поверхность стола. 

На каждый счет ребенок показывает соответствующее число пальчиков. Ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола.

«Удивлялки»

- Вас побрить? 

- Да-а-а-а-а! 

- Вас покормить? 

- Да-а-а-а-а!

 - Вас сварить? 

- Да-а-а-а-а… 

Что-о-о-о-о?!!!

Перед началом игры ребенок складывает пальчики в замок, кроме больших пальчиков – они будут «ртом».

«Рот» на вопросы отвечает: «Да-а-а-а-а» (протяжно и важно). 

Пальчики ребенка в это время «взъерошиваются», поднимаются, как волосы от испуга.

«Прачки гномики» 

Жили-были в домике

 Маленькие гномики: Мики, Чики, Лики, Пики, Токи.

 Стали гномики стирать: Токи – рубашки, Пики – платочки, 

Лики – штанишки, 

Чики – носочки, 

Мики умница был, 

Всем водичку он носил.

 Ребенок сжимает и разжимает кулачки. 

Ребенок трет кулачки друг о друга. 

Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.

«Кошки-мышки» 

Мягко кошка, посмотри,

 Выпускает коготки. 

И легонько их сжимает 

– Мышку так она пугает. 

Кошка ходит тихо-тихо, 

Половиц не слышно скрипа,

 Только мышка не зевает, 

Вмиг от кошки убегает.

Пальчики ребенка на обеих руках сжаты в кулак и лежат на столе ладонями вниз; затем ребенок медленно разжимает кулачки, разводя пальчики в стороны, показывая, как кошка впускает коготки.  Ладошки рук ребенка лежат на столе. Кошка (правая рука) крадется: все пальчики правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальчики правой руки быстро движутся назад.

«Наша квартира» 

Раз, два, три, четыре, 

Много мебели в нашей квартире. 

В шкаф я вешаю рубашку,

А в буфет я ставлю чашку. 

Чтобы ножки отдохнули, 

Я сижу всегда на стуле, 

На кровати я лежу. 

А потом я с котом 

Посижу за столом. 

Чай с вареньем я попью. 

Вот как я сейчас живу.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки. 

Ребенок на каждую строчку загибает пальчики, начиная с большого. 

Ребенок попеременно хлопает в ладоши и стучит кулачками по столу.

«Потягушки» 

Наши пальчики проснулись, 

Потянулись, потянулись 

И встряхнулись… 

По ладошке побежали, 

Побежали, побежали, 

Поскакали, поскакали 

И устали. 

Сели отдыхать.

Ребенок выполняет указанные движения.

Ребенок пальчиками левой руки «бежит» по правой руке и наоборот   

Ребенок выполняет указанные движения. 

Ребенок трясет пальчиками и спокойно кладет руки на колени или на стол.

«Кашка» 

В поле каша росла,

 К нам в тарелочку пришла.

Всех друзей мы угостим, 

По тарелке всем дадим. 

Птичке-невеличке, 

Зайцу и лисичке, 

Кошке и матрешке, 

Всем дадим по ложке!

Ребенок поднимает руки вверх и шевелит пальчиками.

Ребенок «идет» пальчиками по столу. Ребенок «мешает кашу» в левой ладошке пальцем правой руки. 

Ребенок «мешает кашу» в правой ладошке пальцем левой руки. 

Загибать по одному пальчику на обеих руках.

 Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

«Летит комар»

 Летит муха вокруг уха, «ж-ж-ж». 

Летят осы вокруг носа, «с-с-с». 

Летит комар, на лоб – оп! 

А мы его – хлоп!

Водить пальцем вокруг ушка.

Водить вокруг носа. 

Дотронуться пальчиком до лба. 

Слегка шлепнуть ладошкой по лбу.

«Паучок» 

На изогнутый сучок, 

Сломанный, осенний 

Опустился  паучок

 С крестиком на спинке. 

Свил уютный гамачок, 

Сам в сторонку 

И молчок.

Ребенок опускает правую кисть, шевеля пальчиками, на левую ладошку.

Ребенок скрещивает указательные пальчики. 

Ребенок складывает пальчики правой руки в щепоть и опускает сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой». 

Ребенок пальчиками правой руки «пробегает» по левой руке от кисти до локтя. 

Ребенок прикладывает указательный пальчик правой руки к губам.

«Растеряши» 

Этот маленький котенок потерял свой свитерок.

Этот маленький котенок теплый потерял носок.

Этот маленький котенок мерзнет в стужу и мороз. 

Этот маленький котенок отморозил себе нос. 

Этот маленький котенок заболел: «Ап-чхи! Ап-чхи! 

Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».

Ребенок указательным пальцем левой руки по очереди дотрагивается до пальчиков правой руки. 

Начинать лучше с мизинчика.   

«Игра в бубен» 

Если в бубен бьет медведь, 

Бубну как не зареветь?

 А комар забьет в него

 – Не услышишь ничего.

Хлопать в ладоши. 

Стучать большим и указательным пальцами друг о друга.

«Ветер» 

Ветер дует, задувает, 

Пальму в стороны качает, 

А под пальмой краб сидит 

И клешнями шевелит. 

Чайка над водой летает 

И за рыбками ныряет. 

Под водой на глубине 

Крокодил лежит на дне.

Локти стоят на столе, кисти соединены у основания, ладони смотрят в разные стороны.

Качать руками из стороны в сторону. Ладони лежат на столе, пальчики согнуты. Пошевелить пальчиками. Кисти перекрещены; помахать ими. Ладони сложены лодочкой и прижаты друг к другу, выполнять ими ныряющие движения. Кисти прижаты у основания, ладошки смотрят друг на друга, пальчики согнуты. Открывать и закрывать «пасть крокодила».

«Мишка» 

Мишка косолапый по лесу идет,

 Шишки собирает 

И в карман кладет. 

Вдруг одна из шишек 

Прямо мишке в лоб, 

Мишка рассердился 

И ногою топ.

Ручки на пояс и идти, переваливаясь из стороны в сторону.

Нагибаемся. 

Ручку сжать в кулачок.  

 Бить кулачком в лобик. 

Голову поднять вверх и погрозить пальчиком. 

Топнуть ногой.

«Гномик» 

Кто живет под потолком? Гном. 

У него есть борода? Да. 

А манишка и жилет? Нет. 

И давно он там живет? Год. 

Кто с ним утром кофе пьет? Кот.

 Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь.

Как же гномика зовут? Пайк. 

Он капризничает, да? Никогда.

Поднять ручку, чтобы ладошка смотрела вверх.  Кивок.   

Помотать головой.   Выставить указательный пальчик. 

Средний, безымянный и большой пальчики поджать, указательный и мизинец немного округлить.  

 Выполняется так же, как «кошка», только указательный палец и мизинец согнуты и немного приподняты вверх. 

  Помотать головой.

«Крынка с молоком» 

В кухне нашей под столом 

Стоит крынка с молоком.

 К крынке кошка подошла, 

Сверху сливки полила. 

Глубже сунулась в горшок: 

Молочка напьюсь я впрок! 

Что случилось: ой-ой-ой! 

Кошка крутит головой, 

Налакалась молочка – Не уйти ей из горшка! 

С головы горшок не слез, 

С ним и убежала в лес.

Сделать из всех пальцев кружок.   Перебирать двумя пальчиками.   

Сгибать и разгибать указательный пальчик.   

Зажать указательный пальчик правой руки пальчиками левой.  

 Пытаться вытащить пальчик.   

Быстро перебирать двумя пальчиками.

«Обыкновенная» 

Раз цветочек, два цветочка, 

Ежики, ежики. 

Наковальня, молоточек, 

Ножницы, ножницы. 

Бег на месте, бег на месте, 

Зайчики, зайчики. 

Ну-ка, дружно, Ну-ка, вместе: 

Зайчики, зайчики!

Сделать фонарики.

Пальчики сцеплены в замок, но не лежат, а прямые.

 Стучать кулачками друг об друга сверху. Указательным и средним изобразить ножницы.

Бегать на месте. 

Выставить два пальчика на обеих руках и наклонять кисти в разные стороны.

«Дом» 

Я хочу построить дом, 

Чтоб окошко было в нем, 

Чтоб у дома дверь была, 

Рядом чтоб сосна росла, 

тоб вокруг забор стоял, 

Пес ворота охранял, 

Солнце было, 

Дождик шел, 

И тюльпан в саду расцвел.

Кончики пальцев сомкнуты под углом,

Одна ладошка смотрит горизонтально, другая – вертикально.

 Ребра ладоней прижаты друг к другу. 

Пальчики растопырены и смотрят вверх. Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок. 

Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, а мизинец – вниз. Кисти рук скрещены, пальчики растопырены. Потрясти кистями.

 Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики растопырены и смотрят вверх.

«Две сороконожки»

 Две сороконожки бежали по дорожке. Бежали, бежали, друг друга повстречали, Так друг друга обнимали, 

Так друг друга обнимали, 

Так друг друга обнимали…

 Еле-еле их разняли

 Перебирать пальчиками обеих рук, изображая бег.  

Положить кисти рук на плечи крест-накрест. 

То же самое, только поменять ручки. Пальчики сцепить в замок. 

Разомкнуть пальчики.

«Ручки» 

У меня пропали ручки. 

Где вы, рученьки мои? 

Раз, два, три, четыре, пять, 

Покажитесь мне опять!

Убрать ручки за спину.

Оглядеться.  

 Показать ручки.

«Ехали-ехали» 

На лошадке ехали, до горы доехали.   

На машине ехали, в город все приехали. 

В паровозе ехали, 

И домой приехали!

Ручки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, выполняется движение вверх-вниз.

Пальчики сжаты в кулачки, наклоняем ручки их стороны в сторону. 

Ручки согнуты в локтях, пальчики в кулачки, изображать, как едет паровоз.

«Иголки»

 Ежик колкий, 

Где твои иголки? 

Вот они!

Пальчики сцеплены в замок. 

Расцепить пальчики, но ладошки не разъединять.

«Стойкий солдатик» 

На одной ноге постой-ка,

 Будто ты солдатик стойкий. 

Ну, смелее подними, 

Да гляди, не упади.

 А сейчас постой на левой, 

Если ты солдатик смелый. 

А сейчас постой на правой, 

Если ты солдатик бравый.

Стоять на одной ноге, руки на пояс.   

Стоять на правой ноге.       

Выпрямить левую ногу, руки в стороны.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА прогулки

Сентябрь

«Давайте познакомимся!»

1 «Детки»

Цель: развивать умение согласовывать движения со словами, мелкую моторику рук.

Ход: Раз- два-три-четыре-пять,                                (поднять кисть правой (левой) руки,

         Будем пальчики считать-                                 широко раздвинуть пальцы;

         Крепкие, нужные,                                             поочередно сгибать из в кулачок, начиная с большого)

         Все такие нужные!

         Тише, тише, не шумите!                                  (раскачивать кулачек вверх-вниз по ритмике            

         Наших деток не будите!                                  стихотворных строк, а на слове «вставать» -

         Птички станут щебетать,                                 открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

         Будут пальчики вставать!

 

2 «Пальчики»

Цель: развивать умение согласовывать движения со словами, мелкую моторику рук.

Раз- два- три- четыре- пять-         (поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца,

Вышли пальчики гулять!               затем сгибать их в том же порядке)

Раз- два- три- четыре- пять-

В домик спрятались опять!

3 «Веселые капельки»

Цель: развивать умение согласовывать движения со словами, мелкую моторику рук.

Ход: Пять веселых капелек по земле стучат, пять веселых капелек земле говорят:

Том-том-том-том! Тим-тим-тим-тим! Тик-тик-тик-тик! Тип-тип-тип-тип! (можно постукивать пальцами обеих рук по коленям, плечам, поочередно по ладоням)

«Детский сад. Профессии сотрудников детского сада»

«Пальчики»

Цель: развивать умение согласовывать движения со словами, мелкую моторику рук.

Раз- два- три- четыре- пять-         (поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца,

Вышли пальчики гулять!               затем сгибать их в том же порядке)

Раз- два- три- четыре- пять-

В домик спрятались опять!

«Красные сапожки»

Как у нашего Антошки

Ярко-красные сапожки

Ножками топ-топ!

Ручками хлоп-хлоп!

Каблучками раз-два-три!

Как он пляшет посмотри!

 

«За дровами»

После завтрака мы встали

В лес поедем за дровами.  (сомкнутыми пальцами обеих рук, дети хлопают по плечам)

Пилим- Пилим- Пилим- Пилим!  (ставим на стол обе ладошки ребром и «пилим», совершая движения

                                                          вперед, назад)

быстро мы бревно осилим!

Рубим- Рубим- Рубим- Рубим!  

Топором работать будем!              (постукивают кулак об ребро ладони)

Привезем домой дрова,

Сложим по среди двора.                 (хлопают в ладоши)

«Детки»

Цель:

Ход: Раз- два-три-четыре-пять,                                (поднять кисть правой (левой) руки,

         Будем пальчики считать-                                 широко раздвинуть пальцы;

         Крепкие, нужные,                                             поочередно сгибать из в кулачок, начиная с большого)

         Все такие нужные!

         Тише, тише, не шумите!                                  (раскачивать кулачек вверх-вниз по ритмике            

         Наших деток не будите!                                  стихотворных строк, а на слове «вставать» -

         Птички станут щебетать,                                 открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

         Будут пальчики вставать!

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

«Пальчики»

Цель: развивать умение согласовывать движения со словами, мелкую моторику рук.

Раз- два- три- четыре- пять-         (поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца,

Вышли пальчики гулять!               затем сгибать их в том же порядке)

Раз- два- три- четыре- пять-

В домик спрятались опять!

«Машинка»  

Заведу мою машину ( «мотор» ) — Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать ) Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» ) На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

«Детки»

Цель:

Ход: Раз- два-три-четыре-пять,                                (поднять кисть правой (левой) руки,

         Будем пальчики считать-                                 широко раздвинуть пальцы;

         Крепкие, нужные,                                             поочередно сгибать из в кулачок, начиная с большого)

         Все такие нужные!

         Тише, тише, не шумите!                                  (раскачивать кулачек вверх-вниз по ритмике            

         Наших деток не будите!                                  стихотворных строк, а на слове «вставать» -

         Птички станут щебетать,                                 открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

         Будут пальчики вставать!

«За дровами»

После завтрака мы встали

В лес поедем за дровами.  (сомкнутыми пальцами обеих рук, дети хлопают по плечам)

Пилим- Пилим- Пилим- Пилим!  (ставим на стол обе ладошки ребром и «пилим», совершая движения

                                                          вперед, назад)

быстро мы бревно осилим!

Рубим- Рубим- Рубим- Рубим!  

Топором работать будем!              (постукивают кулак об ребро ладони)

Привезем домой дрова,

Сложим по среди двора.                 (хлопают в ладоши)

«Прятки»

В прятки пальчики играли,

И головки убирали.

Вот, так, вот так!

И головки убирали.  (сжимать и разжимать пальчики обеих рук)

«Игрушки»

«Зайка»  

Зайка, зайка, где твой хвост? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( руки за спиной )

Зайка, зайка, где твой нос? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать нос )

Зайка, зайка, лапы где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать руки )

Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать ушки)

Поехали-поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенёчкам и кусточкам.

Потешка  Ты пляши, пляши, пляши!

Ах, как ножки хороши!

Хороши, не хороши,

Всё равно ты попляши!

Ножками потопай,

Ручками похлопай!

Хохотушки хохочи!

Поскакушки поскачи!

«Веселые капельки»

Цель: развивать умение согласовывать движения со словами, мелкую моторику рук.

Ход: Пять веселых капелек по земле стучат, пять веселых капелек земле говорят:

Том-том-том-том! Тим-тим-тим-тим! Тик-тик-тик-тик! Тип-тип-тип-тип! (можно постукивать пальцами обеих рук по коленям, плечам, поочередно по ладоням)

 Ути- ути полетели на головку сели,

Поклевали, поклевали и домой улетали.

Октябрь

«Овощи»

Динамическая пауза:

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим (3 р.)

Мы морковку трем (3 р.)

Мы капусту солим (3 р.)

Мы капусту жмем. (3 р.)

 

« Овощи»

Как у нашей Зинки 
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)

Для начала мы с тобой

Повращаем головой.

Поднимаем руки вверх,

Плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх.

Ну, дружочек, не ленись!

 

«Фрукты»

«Фрукты»  

Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!

«Грибы. Лесные ягоды»

«Лес»

«Изменения в живой и неживой природе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...