Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической деятельности.
материал на тему
Здесь говорится об актерско-режисерком мастерстве педагога, о значимости его в педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_shabalina.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической деятельности
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль играют именно театрально-выразительные способности педагога. Каждый конкретный урок - это своеобразная педагогическая пьеса, в которой преподаватель выступает как:
- автор сценария (выстраивает драматургию отношений)4
- режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе);
- актер (сам играет свою роль на основе точного научно-педагогического замысла);
- импровизатор (учитывает новые реально возникающие педагогические ситуации).
Если первые три функции полностью соответствуют театральному искусству, то функция импровизатора в театре востребована редко и скорее мешает общему замыслу. В педагогической же профессии она так же необходима, как и все остальные.
Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов действия (спектакля, урока) с целью создания единого гармонически целостного произведения. Можно выделить несколько условий полноценной режиссуры урока. Первое условие режиссуры урока и создания целостного произведения - это наличие у педагога творческого замысла. Для этого нужно:
- осознание и анализ собственных общих теоретических позиций (подходов, теорий, принципов, технологий);
- учет психологических и других особенностей учащихся;
- планирование времени (темпа, ритма, отдельных частей урока);
- пространственное решение (компоновка учащихся в зависимости от целей урока и возможностей передвижения по кабинету). Парты, как и всякие барьеры, разъединяют людей, и это будет уместно, например, при решении официальных задач. Напротив, чем теснее круг учащихся, тем неформальнее их общение;
- использование наглядного и звукового оформления.
Второе условие - продумывание целей, которые нужно достичь с группой или отдельным учащимся. По сути, цель - это приведение всех элементов замысла к общему знаменателю, связующая идея замысла.
Третье условие - ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий. Это условие достигается наличием у педагога сверхзадачи и ощущением жизненной правды[6, с.81]..
По Станиславскому, основа формы находится в содержании, а добиться целостности, значит ответить на два вопроса: «Чего я хочу достичь?» и «Для чего я предпринимаю эти действия?». Ответить на первый вопрос, значит, понять идею, а ответить на второй - понять сверхзадачу урока. Только после ответа на эти два вопроса, можно ставить вопрос «Как?». Тогда форма будет не надуманной, а органичной и наиболее эффективной. Исходя из этой теории, бесполезно заимствовать лишь внешние приемы, формы, методы.
Важная составляющая педагогического таланта, которая роднит его с талантом актера - это потребность в самовыражении. Кроме этого, мастерство педагога реализуется через целый ряд элементов, задающих сходство его профессиональной деятельности с профессиональной деятельностью актера.
Первый элемент - наличие сверхзадачи. Сверхзадача для актера - это неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в решении творческих задач. И для педагога, и для актера сверхзадача есть тот источник энергии, который определяет его поведение. Сила подсознания может быть очень большой, если идея овладевает человеком полностью (что-то сделать, иметь, найти). Тогда «вдруг» создаются благоприятные условия, находятся средства, помощники, счастливо складываются обстоятельства. Подобные ситуации можно и нужно создавать! Педагог на работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности (делать людей лучше). В основе формирования и выражения сверхзадачи лежат:
- мировоззрение педагога, его жизненная позиция и собственный образ жизни;
- ранее накопленный опыт (теоретические знания, результаты рефлексии);
- способность к самовыражению, естественность поведения, отсутствие боязни допустить ошибку;
- проникновение в систему мотивов учащихся, чувство симпатии;
эмоциональные переживания педагога.
Второй элемент - физический и психологический тренинг. Это означает способность регулировать свое самочувствие, управлять им. Умение активизировать себя или расслабляться в зависимости от ситуации, быстро восстанавливаться после физических и эмоциональных нагрузок достигается специальными упражнениями и тренировками. Психологический тренинг помогает настроиться на урок, на взаимодействие сучащимися с учетом их характера.
Третий элемент - умение завоевать аудиторию и управлять ею. Сочетание голоса, слов, взгляда, жестов, ритмики всегда индивидуально.
Четвертый элемент - правда жизни. В творчестве нельзя допускать ничего ложного, фальшивого, приблизительного.
Пятый элемент - способность перевоплотиться в образ учащегося, чувствовать, переживать, эмоционально воздействовать. Для этого надо уметь анализировать логику простых физических действий. Важную роль в этом процессе играет развитие восприятия у педагога. А.С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение. Убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и своим лицом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Семинар – практикум для воспитателей «Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности» КОНСПЕКТ МАСТЕР - КЛАССА «ВДОЛЬ ПО КАМЕ»
КОНСПЕКТ МАСТЕР - КЛАССА «ВДОЛЬ ПО КАМЕ»...
Конспект открытого занятия (НОД) в подготовительной группе компенсирующей направленности, проведенного в рамках смотра- конкурса педагогического мастерства-2019 «Организация деятельности с детьми в условиях требований ФГОС ДО».
Современные дети живут в сложных социокультурных условиях – чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье. Социальные психолог...
Деловая игра "Педагогическое мастерство- высший уровень педагогической деятельности"
Педагогическое мастерство имеет огромное значение для становления специалиста, формирования его коммуникативных и управленческих умений и навыков.В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы фор...
Методическая работа в МАДОУ по направлению "Инновационный аспект педагогической деятельности как условие профессионального мастерства педагога"
Инновационная деятельность педагога в современном дошкольном образовании - важнейшая составляющая образовательного процесса. Именно поэтому одно из заседаний педагогического совета в прошедшем учебном...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство-высший уровень педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29578361","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...