описание опыта работы
методическая разработка (старшая группа) на тему
Дидактическая игра,как форма обучения детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дидактическая игра | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание работы воспитателя
«Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста».
Подготовила: Попова Т.Н.
Цель: повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения дидактических игр в современные образовательные технологии.
Задачи:
-развитие речевой активности и словарного запаса детей;
-сформировать навыки самостоятельной деятельности;
-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
Данные задачи решаются в системе целостной работы, то есть в организованной образовательной деятельности дошкольников (познавательный, речевой, , художественно-эстетической, физической, взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применение комплекса методов и приёмов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.
Актуальность выбранной темы.
«Игра для дошкольников - способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность - они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская
Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Практический этап
1. Изучение методики и технологий педагогов в Интернете
В течение года
2. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов.
Сентябрь-декабрь
3. Разработка и оформление дидактических игр.
Октябрь-ноябрь
4. Разработка перспективного плана работы .
октябрь
5. Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми дошкольного возраста»
Ноябрь-декабрь
Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"
Январь 6.
Проект на свою тему: «Дидактическая игра, как форма развития детей дошкольного возраста»
Февраль
7. Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета .
В течение года
8. Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».
Март
9. Дидактическая игра- имитация «Постираем кукле платья» план-конспект.
Апрель
10. Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности) .
Май
11. Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.
Май
Работа с родителями
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Январь
2. Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком».
Февраль
3. Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста» (образовательная область «Социализация»)
2.«Использование дидактических игр в жизни детей»
3.«Роль игры в жизни ребенка».
В течение года
Изучение специальной методической литературы:
(в течении года)
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г.
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г.
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
6. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.
7. Источники Интернета
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:
- Соблюдение интересов ребёнка
-Системности
-Непрерывности
-Доступности
-Доброжелательности
Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, культурно–досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий.
Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отводится практическим методам, к которым и относится игра.
При организации работы с воспитанниками активно использую творческие, дидактические, подвижные и театральные игры. При этом учитываю индивидуальные особенности детей.
Приобретённый во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников эффективно использую весь комплекс методов и приёмов (наглядные, словесные, практические) .
Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы.
Во время непосредственной образовательной деятельности использую игру как приём и форму обучения детей. А также игра присутствует в каждом режимном моменте, будь то: приём детей, приём пищи, укладывание на сон, пробуждение, прогулка, свободная деятельность и уход домой.
Особо важным считается организация сотрудничество с семьёй, в связи с этим необходимо разработать план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы.
Основные средства общения
Экспрессивно – мимические (улыбка, взгляд)
Выразительные движения
Предметно – действенные (различные позы)
Речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики)
Задача методической работы:
Обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.
Основной метод – главный метод теории развивающего обучения – метод сопереживания
Формы работы
- Развивающие игры (сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, и др.)
-Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера)
- Этюды
- Импровизации
- Наблюдения, прогулки, экскурсии-
- Рассматривание рисунков и фотографий
- Моделирование и анализ заданных ситуаций
- Свободное и тематическое рисование
- Лепка
- Чтение художественных произведений
- Рассказ педагога и рассказы детей
-Сочинение историй
- Беседы
- Мини-конкурсы, игры-соревнования
Я хочу познакомить вас со своим опытом работы по развитию познавательной активности детей с помощью дидактических игр.
Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.
Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому целью своей деятельности я поставила: развитие познавательной активности детей через дидактические игры.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи
- развивать мышление у детей;
- развивать самостоятельность в поиске решений;
- развивать умение отвечать и задавать вопросы.
В работе я опираюсь на общепедагогические принципы.
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей.
При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.
Дидактические игры я включаю в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».
Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.
Для занятий по математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения,
- игры головоломки;
- игры шутки;
- игры с занимательными вопросами.
В занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.
На занятиях по ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.
В перспективе я планирую внедрение проектного метода в работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»
В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....