Родительское собрание на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка».
статья (старшая группа) на тему

Родительское  собрание на тему «Роль семьи в речевом  развитии ребенка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское  собрание на тему: «Роль семьи в речевом  развитии ребенка».

Цели: создать  условий  для  речевого  развития  дошкольников;  формировать  педагогическую  культуру  родителей.

Задачи:  познакомить  родителей   с  содержанием  работы  по развитию  речи  детей  среднего дошкольного  возраста; привлечь  родителей  к  обмену  опытом  речевого  развития детей  в  семье.

План  проведения  мероприятия

  1. Вступительная  часть.
  2. Практикум.
  3. Педагогический  всеобуч «Характеристика  речи  детей ».
  4. Заключительная  часть.

Ход  мероприятия

1.Подготовительный  этап

Подготовка  материалов  выставки  (художественная  литература  для чтения детям, дидактические  речевые  игры, подборки  упражнений  по  логоритмике , иллюстративный  материал  для  обогащения  словаря, карточки  для  составления  рассказов  по  серии  картин  и т. п.)

Оформление  карточек  с  факторами  успешного  речевого развития  ребенка.

Диагностика  речевого  развития  детей.

2.Вступительная  часть

Воспитатель  открывает  собрание  кратким  вступительным  словом  для  объявления  темы  собрания, разъяснения  целей  и порядка  совместных  действий  участников  собрания.

3. Практикум

Обсуждение  факторов  успешного  речевого  развития  ребенка

Родителям  предлагается  выбрать  из  перечня  факторов  наиболее  значимые,  прокомментировать  свой  выбор.

Эмоциональное  общение  родителей  с  ребенком  с  младенческого  возраста.

Общение  ребенка  со  сверстниками.

Строение  артикуляционного  аппарата.

Речь  взрослых-  образец.

Развитие  мелкой  моторики  рук.

Чтение  детям  художественной  культуры.

Игра  ребенка  со  взрослыми и сверстниками.

Разбор  проблемных  ситуаций.

Вопрос

-  Предположите, как  будут  отвечать  дети  четырех  лет  на  следующие  вопросы. Выберите  наиболее  удачный.

. Что  нарисовано на  картине? (Перечислить  изображенные  предметы.)

.  Что   делают  на  картине?  ( Описать  картину.)

.  Про  что  (о  чем )  рассказал  художник  своей  картиной?  (Истолкуйте  картину.)

Ситуация 2

Саша  непрерывно  задает  вопросы: «Что  это  у  тебя?  Какая  это машина?  Какой  дядя  тут  сидит?»  Не  дослушав  ответ,  он  убегает.  Прибегая,  снова  задает  вопросы.

Вопрос

-  В  каком  возрасте  вел  себя  так  ваш  ребенок?  При  каких  обстоятельствах  у  дошкольника  появляется  потребность  задавать  в опросы?  ( Примерный   ответ.  Вопросы   « кто?  что?  какой?»  характерны  для  детей  3-4  лет. Они  носят  цепной  характер.  В  них  больше  отражается  потребность  ребенка  быть  в  контакте  со  взрослым, удерживать  его  внимание, нежели  познавательная  активность.  Поэтому  нередко, не  дослушав  ответ,  ребенок  убегает.

Потребность  задавать  вопросы  возникает  у  детей  при  встрече  с  чем- то  неизвестным,  попытке  понять  что-  то  новое.)

Ситуация 3

Дошкольник  совсем  не  задает  взрослому  вопросов  или  задает,  но  очень  редко.

Вопрос

-  Какими,  на  ваш  взгляд, могут  быть  причины?  ( Примерный  ответ.  Это  может  быть  вызвано  отсутствием  необходимых  знаний  у  ребенка,  устойчивого  избирательного  интереса  к  чему-  либо.  Возможно,  прежде,  когда  ребенок  обращался  к  взрослому  с  вопросами, он  встретился  с  раздражением  или  критикой  взрослого,  что  задело его  самолюбие.)

Ситуация 4

Павлик  рано  научился  говорить.  Сейчас  ему  6  лет.  У  него  хорошо  развита  речь. Правда  он  не  рисует, не  лепит и  не  стремится к  этому.

Но  его  родители  считают, что  он  будет  хорошо  учиться, ведь  он  так  по-  взрослому  рассуждает!

Вопрос

-  Оцените  позицию  родителей. Можно  ли  предвидеть  результаты  учения?  ( Примерный   ответ. В  продуктивных  видах  детской  деятельности  ребенок  учится  ставить  цель, прилагая  усилия  для  достижения  результата, сравнивать  его с  целью. Занятия  рисованием  и  лепкой  способствуют  развитию  мелкой  моторики  руки , что  создает предпосылки  к  овладению  письмом.)

Ситуация 5

В  детском  саду  наблюдали за  развитием  фонематического слуха у детей. У некоторых  из них  были  выявлены  характерные  недостатки. Гриша: «рыба»-  «лыба», Саша: «шишка»- «сиска», Петя: « садись»- «дись», Вова: «сахар»- «хасир».

Вопрос

- Какие  недостатки в речи  детей выявились? Чем  это  можно  объяснить?  Что  следует  делать  взрослым, чтобы  исправить  эти  недостатки  в речи  дошкольника? ( Примерный  ответ. У  Гриши и  Саши--  замена  труднопроизносимых  звуков  на  легкопроизносимые;  у  Пети-  пропуск  первого  слога; у  Вовы-  перестановка  звуков и  их  замещение. Несовершенство  речи  скорее  всего  объясняется  несформированностью  у  детей  фонематического  слуха, недостаточной  дифференциацией  звуков.

   Взрослым  важно  демонстрировать  ребенку  правильный образец  речи, развивать  фонематический  слух  с  помощью  специальных  игр и  упражнений.)

Педагогический  всеобуч  «Характеристика  речи  детей  пятого  жизни»

   Предлагаем вам  несколько  советов.

Речь  не  передается  по  наследству, малыш перенимает опыт  речевого  общения  у  окружающих  его  взрослых  (и  прежде  всего  родителей), т.е. овладение  речью  находится  в  прямой  зависимости  от  окружающей  ребенка  речевой  среды. Поэтому  очень  важно, чтобы  дома  он  слышал  правильную, грамотную  речь.

     Родители  должны  знать, что  важной  стороной  речевого  развития  является  правильное  произношение  звуков. Ошибки  в  произношении  - основа  многих  школьных  трудностей. Кроме  того, дети с нечеткой  речью  не  уверены в  себе, неохотно  вступают в  общение  со  сверстниками  и  взрослыми.

     Обратите  внимание: ребенок  4- 5 лет  должен  правильно  произносить  все  звуки. Если  это  не  так, не теряйте  времени. Не  надейтесь  на то, что речевые  недостатки  исчезнут  сами  собой. Самое лучшее- обратиться  за  помощью к  логопеду.

    Не  забывайте, что  решающее  значение  для развития разговорной  речи  дошкольника  имеет  его  общение  с вами. Постарайтесь во время  совместных  прогулок с  детьми обращать  их внимание  на  значимые  для  человека  объекты: магазины, школы, больницы, библиотеки. Расскажите  ребенку, для  чего  эти учреждения, кто в них  работает. Во время  прогулки  в  парке, сквере, на речке  привлекайте  внимание  малыша  к  красоте  окружающей  природы, растений  и  животных,  насекомых.  Не  уходите  от  ответов  на  вопросы  ребенка. Знакомя  с  новыми  предметами, вещами, называйте  их  правильно.

       Советуем  завести  дома  детскую  библиотеку,  где  можно  вместе  с  ребенком  рассматривать  иллюстрации в  книгах, энциклопедиях  для  детей.

   Необходимо  знакомить  малышей  с  фольклором,  рассказывать и  читать  сказки, загадки,  песенки,  потешки. Они  не  только  приобщают  ребят  к  национальной  культуре,  но  и  формируют  нравственные  качества:  доброту, честность, заботу  о другом  человеке,  развлекают  и  забавляют,  вызывают  желание  высказаться,  поговорить  о  героях  сказки.

   Поддерживайте  это  стремление, пусть  ваш  ребенок  знакомую  сказку о  сестренке, бабушке, своей  любимой  игрушке. Это  первые  шаги в  овладении  монологической  речью.

В процессе  обучения  детей  правильному  произношению, обогащения  словаря, выработки  грамотной  и  связной  речи  участвуют  не  только  воспитатели  группы, но и  узкие  специалисты  детского  сада-  музыкальный  руководитель.

   Процесс  закрепления  речевых  навыков  происходит  на  специальных  занятиях  по  развитию  речи, а  также во  время  праздников,  развлечений, в  течение  дня  во  всех  режимных  моментах.

Заключительная  часть.  

Подведение  итогов  родительского  собрания.  Принятие  решения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Педагогическая гостиная для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка. Семейные традиции»

Презентация для педагогической гостиной с родителями «Роль семьи в воспитании ребенка».  Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и...

Педагогическая гостиная для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка. Семейные традиции»

Эффективно организованное сотрудничество с родителями позволяет достичь нужных результатов  в воспитании и развитии детей. Одна из наиболее распространенных форм работы с...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии ребенка»

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии ребенка»От трех до шести ребенок напоминает нам ларчик, который открывается непросто. В нем столько спрятано возможностей, что нам и не ...

Родительское собрание на тему"Роль семьи в подготовки ребенка к школе"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ«СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»...

Родительское собрание.Тема: «Роль семьи в подготовке ребенка к школе».

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья  с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом  развитии,  но и о том, чтобы  уметь  вос...

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в воспитании ребенка"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в воспитании ребенка"...

Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему: «Роль семьи в развитии ребенка»

Цель данного собрания: систематизировать знания родителей по проблеме роли и влияния родителей на развитие личности ребенка, способствовать осознанию собственной воспитательной позиции.Задачи собрания...