Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии ребенка»
консультация по теме
Консультация для родителей на тему:
|
В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребенок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т. д. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители. В настоящее время существует масса популярной литературы, которая дает возможность родителям организовать занятия с ребенком дома.
На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже жри незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать, внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых, ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, передать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец. Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Поэтому необходимо родителям соблюдать и выполнять основные рекомендации.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Поэтому родителям необходимо оберегать его от сильных постоянных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха обеспечивать своевременное лечение.
Родителям следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать ребенка дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Очень важно, чтобы взрослые при разговоре с малышом, следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздражительным тоном, то и речь малыша будет такой же.
Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил нужное слово. Часто это ведет к тому, что малыш старается вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими. Или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо в тактичном, доброжелательном тоне.
Необходимо обязательно выслушивать малыша до конца, когда он делиться своими впечатлениями об увиденном, создавая такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми.
Общаясь с детьми, мы не только расширяем их кругозор, обогащаем их словарный запас, давая понятия тем или иным явлениям, но и устанавливаем с ними духовную близость. Очень часто мы заняты своими делами, не отвечаем на вопросы наших « почемучек» или отделываемся однословными ответами. Ребенок, не получивший ответы на свои вопросы, будет искать их в другом месте, у других людей. И через некоторое время, когда Вам захочется, чтобы ребенок был с вами откровенен, Вы поймете, что контакт с ним уже утерян. Находите время для общения со своими детьми. Пусть Ваша речь будет для них эталоном.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью. Наиболее качественную помощь окажут своим детям те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
· Поощряйте любые попытки малыша говорить;
· Говорите с малышом медленно, короткими фразами, пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на « детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим взрослым;
· Каждый день читайте малышу, ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит Вас почитать; не раздражайтесь, если придется читать много раз одну и ту же книгу, которую особенно полюбил Ваш малыш; радуйтесь, что он – уже книголюб и имеет собственные пристрастия;
· Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
· Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;
· Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми.
При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:
- Обучающий может научить обучаемого, если сам владеет материалом. Вы должны быть образцом для подражания.
- Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приёмов обучения.
- Ребёнок должен учиться, играя.
В сотворчестве – Родители – ребёнок – логопед – мы сможем добиться многого: научить отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков, различать звуки на слух и воспроизводить их правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_razvitie_rechi_detey.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
|
В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребенок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т. д. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители. В настоящее время существует масса популярной литературы, которая дает возможность родителям организовать занятия с ребенком дома.
На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже жри незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать, внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых, ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, передать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец. Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Поэтому необходимо родителям соблюдать и выполнять основные рекомендации.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Поэтому родителям необходимо оберегать его от сильных постоянных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха обеспечивать своевременное лечение.
Родителям следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать ребенка дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Очень важно, чтобы взрослые при разговоре с малышом, следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздражительным тоном, то и речь малыша будет такой же.
Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил нужное слово. Часто это ведет к тому, что малыш старается вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими. Или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо в тактичном, доброжелательном тоне.
Необходимо обязательно выслушивать малыша до конца, когда он делиться своими впечатлениями об увиденном, создавая такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми.
Общаясь с детьми, мы не только расширяем их кругозор, обогащаем их словарный запас, давая понятия тем или иным явлениям, но и устанавливаем с ними духовную близость. Очень часто мы заняты своими делами, не отвечаем на вопросы наших « почемучек» или отделываемся однословными ответами. Ребенок, не получивший ответы на свои вопросы, будет искать их в другом месте, у других людей. И через некоторое время, когда Вам захочется, чтобы ребенок был с вами откровенен, Вы поймете, что контакт с ним уже утерян. Находите время для общения со своими детьми. Пусть Ваша речь будет для них эталоном.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью. Наиболее качественную помощь окажут своим детям те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
· Поощряйте любые попытки малыша говорить;
· Говорите с малышом медленно, короткими фразами, пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на « детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим взрослым;
· Каждый день читайте малышу, ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит Вас почитать; не раздражайтесь, если придется читать много раз одну и ту же книгу, которую особенно полюбил Ваш малыш; радуйтесь, что он – уже книголюб и имеет собственные пристрастия;
· Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
· Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;
· Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми.
При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:
- Обучающий может научить обучаемого, если сам владеет материалом. Вы должны быть образцом для подражания.
- Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приёмов обучения.
- Ребёнок должен учиться, играя.
В сотворчестве – Родители – ребёнок – логопед – мы сможем добиться многого: научить отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков, различать звуки на слух и воспроизводить их правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Роль домашних животных в воспитании ребенка"
Консультация для родителей о неоценимой помощи домашних животных в процессе воспитания ребёнка....
Консультация для родителей на тему: «Влияние семьи на развитие ребенка»
Консультация для родителей на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка»...
Консультация для родителей на тему: " Роль семейного чтения в жизни ребенка"
Последнее время большое внимание уделяется изучению мира семьи и детства, и семейное чтение как одна из составляющих этого мира. Многие педагоги и практики библиотечного дела занимаются вопросами изуч...
Консультация для родителей на тему «Роль театрализованных игр на развитие ребенка»
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственно...
Консультация для родителей на тему: " Роль развивающих игр в развитии ребенка"
дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситу...
Консультация для родителей на тему: «Роль книги в речевом развитии ребенка»
Потребность речевого общения удовлетворяется у детей не полностью.Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широк...
Консультация для родителей на тему: « Роль подвижных игр в жизни ребенка»
Консультация для родителей на тему:« Роль подвижных игрв жизни ребенка»Подвижная игра оказывает положительное влияние на всестороннее гармоническое развитие личности, а также улучшение пок...