Исследовательская работа Номинация: гуманитарная Тема: «Откуда пришла книга и для чего она нужна людям?»
проект (подготовительная группа) на тему

   В наши дни компьютеры завладели разумом человека. Дети перестали читать книги, а большую часть времени проводят в гаджетах. Я хочу привлечь внимание моих одногруппников, их родителей к книге. Я хочу, чтобы дети любили книги и  тянулись к ним. Чтобы все понимали как хорошо, что существуют книги! Исследовательская работа проведена с детьми подготовительной группы. занила призовые места на районном и краевом уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевой  конкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников  «Я - исследователь»

Исследовательская работа

Номинация: гуманитарная

Тема: «Откуда пришла книга и для чего она нужна людям?»

Автор: Гартман Мария Алексеевна, 6 лет,

  подготовительная группа, муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад «Колосок»

Руководитель: Хмелева Татьяна Викторовна,

  старший воспитатель, муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад «Колосок»

                                                       

2018г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….4

1.Актуальность темы исследования ……………………………………….4

2.Объект и предмет исследования …………………………………………4

3.Цель исследовательской работы …………………………………………4

4.Задачи исследовательской работы ……………………………………….4

5.Гипотеза ……………………………………………………………………4

6.Методы исследования …………………………………………………….4

7. Теоретическое обоснование……………………………………………...5

8.Практическая значимость…………………………………………………5

  1. Этапы исследования…………………………………………………………6
  1. Интервью-опрос «Что такое книга?»…………………………………..6
  2. Анкетирование «Любите ли вы читать и слушать, когда вам читают?»…………………………………………………………………6
  3. Откуда пришла книга?............................................................................7
  4. Как делают книги в наше время? ………………………………………7
  5. Экскурсия в  библиотеку, магазин,типографию………………………8
  6. Гусеничка-Буквоешка…………………………………………………...8
  7.  Книжки-малышки своими руками…………………………………….9
  8. Опыты с книгой………………………………………………………….9
  9. Организуем «Книжкину больницу»……………………………………9
  10.  Ящик для макулатуры – первый вклад в сохранение лесов России…………………………………………………………………...10

Заключение ……………………………………………………………………10

Прогноз………………………………………………………………………...11

Список литературы……………………………………………………………12

Приложения…………………………………………………………………...13

Приложение №1……………………………………………………………….13

Приложение №2……………………………………………………………….14

Приложение №3……………………………………………………………….15

Приложение №4……………………………………………………………….17

Приложение №5………………………………………………………….........18

Приложение №6……………………………………………………………….19

Приложение №7……………………………………………………………….22

Приложение №8……………………………………………………………….24

Приложение №9……………………………………………………………….26

Приложение №10……………………………………………………………...30

Приложение №11……………………………………………………………...32

   

Введение.

1.Актуальность темы исследования.

   В наши дни компьютеры завладели разумом человека. Дети перестали читать книги, а большую часть времени проводят в гаджетах. Я хочу привлечь внимание моих одногруппников, их родителей к книге. Я хочу, чтобы дети любили книги и  тянулись к ним. Чтобы все понимали как хорошо, что существуют книги!

 2.Объект и предмет исследования.

   Объект исследования  - книга. Предмет исследования  - необходимость книги в жизни людей.

3.Цель исследовательской работы.

Исследовать историю происхождения книги и ее роль в жизни человека.

4.Задачи исследовательской работы.

  • Узнать историю происхождения книги.
  • Изучить процесс создания книги.
  • Определить роль книги в жизни людей.
  • Привлечение внимания к чтению книг, сохранению книг для будущих поколений.

5.Гипотеза.

   Я могу предположить, что книга пришла к нам из далеких времен. Хочу узнать, где и как она впервые появилась. Попытаюсь найти ответ на вопрос,  для чего книга нужна людям?

6.Методы исследования.

  • Интервьюирование.
  • Анкетирование.
  • Опрос.
  • Эксперимент.
  • Изучение литературы.
  • Интернет-ресурсы.
  • Экскурсии.
  • Фотографирование.

7. Теоретическое обоснование.

   Я часто задаю вопрос «Что такое книга? А зачем нужны книги?»  Теоретическая значимость моего исследования заключается в определении роли книги в жизни людей.

8. Практическая значимость.

   Мою работу могут использовать дети в детском саду. Провести такие же, а может и шире исследования о книге.

   Здравствуйте! Меня зовут Мария. Я хожу в детский сад в подготовительную группу. Я очень люблю книжки и  уже умею читать. Меня всегда волновал вопрос «Что такое книга? Зачем она нужна?». Выяснилось, что многие дети в нашей группе хотят узнать ответ на этот вопрос. Поэтому я провела исследование на тему «Откуда пришла книга и зачем она нужна людям». (Приложение №1, стр.13)

Книга – это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческого рода,

Она рупор человеческой мысли.

Мир без книги – мир дикарей.

(Н.И.Морозов)

1. Интервью-опрос «Что такое книга?».

    В начале своего исследования, я провела интервью-опрос с детьми своей группы. Я спросила у них «Что такое книга?». Мои одногруппники ответили: это предмет, бывает различной формы, там много страниц с буквами, могут быть картинки. Ее можно читать, рассматривать, слушать, когда тебе читают. Книга это где пишут писатели свои творения. С помощью книг мы можем читать о том, что было раньше. Книга помогает нам быть умными, с ней мы многое узнаем.

   Вывод: Книга – это молчаливый и верный друг. Она самый добрый и мудрый советник, самый терпеливый учитель.  (Приложение №2 стр.14)

   2. Анкетирование «Любите ли вы читать и слушать, когда вам читают?»

   Затем я провела анкетирование «Любите ли вы читать и слушать, когда вам читают?» Для этой анкеты я предложила ребятам смайлики:

 «веселый» - люблю читать, слушать; «грустный» - не люблю читать, слушать.   

   Вывод: Результат меня обрадовал. Все дети нашей группы выбрали «веселый смайлик». А это значит - все они любят книги: читать, слушать, когда читают, рассматривать картинки в книгах. (Приложение №3 стр.15,16)   

   3. Откуда пришла книга?

   Далее я решила узнать,  откуда пришла книга? Мы с Татьяной Викторовной посмотрели фильмы, презентации «Откуда пришла к нам книга?». Нашли информацию в энциклопедиях, интернете, поинтересовались у взрослых, обратились к работникам библиотеки.

   Книга появилась очень давно. Сначала книги писали палочками на пальмовых листьях, на костях животных, на тканях. Затем писать стали на восковых, глиняных табличках. А на Руси писали книги на бересте. Потом появился папирус, пергамент. И,  наконец, бумага, которую изобрели в Китае. Вообще первые книги были рукописные, то есть их писали вручную. А напечатал книгу   впервые в 1453 году Иоганн  Гутенберг. На Руси первым книги печатал Иван Федоров в 1563 году.

   Вывод: Книга как человек  имеет свою судьбу и свою историю. Чтобы дойти до наших дней в таком виде, как она сейчас существует, книга проделала большой путь от письма на пальмовых листьях до печатанья на бумаги. (Приложение №4 стр.17)

   4. Как делают  книги в наше время?

   Следующим этапом работы я изучила процесс изготовления книги в настоящее время.

   Начинается рождение книги еще в лесу. Лесорубы спиливают деревья, вывозят их из леса. Деревья привозят на бумажную фабрику, очищают от коры, распиливают, измельчают в опилки. Опилки варят, чтобы получилась масса похожая на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы. Сырая бумажная лента проходит через валики. Одни валики отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные рулоны. Затем бумагу нарезают специальной машиной на листы нужного размера. Дальше писатель пишет рукопись, редактор редактирует рукопись. Художник рисует рисунки к ней. Дизайнер продумывает дизайн книги. Наборщик и печатник создают макет книги. И дальше она отправляется в типографию, где разные сложные машины помогают работникам печатать книги. Затем в готовом виде они поступают в магазины.

   Вывод: Процесс изготовления книги очень сложный. Я узнала, что в  ее создании принимают участие много людей: писатель, редактор, художник, дизайнер, наборщик, печатник, переплетчик. (Приложение №5 стр.18)

   5. Экскурсия в  библиотеку,  магазин, типографию.

   Изучив происхождение книги, процесс ее изготовления, я узнала, посетив типографию, как печатаются книги. Много книг можно найти в библиотеке. Библиотека – это хранилище разных книг. Можно купить книги в книжном магазине. Можно найти дома или попросить у друзей. Вывод: Если хочешь найти какую-нибудь книгу для чтения – сходи в библиотеку, можно купить в магазине, найти дома или у друзей. (Приложение №6 стр.19,20,21)

  6. Гусеничка-Буквоешка.                                                                                                                                                                                                                

   Так как я люблю читать, мы с Татьяной Викторовной завели в нашей группе Буквоешку.  Буквоешка – это гусеница.  У нее есть места, где можно прикрепить буквы и составить слова, прочитать их.  Я со своими друзьями очень люблю заниматься с ней.

   Вывод: Если хочешь научиться читать, приходи к нам в группу. Наша Буквоешка поможет тебе. Ведь научиться читать книги самому – это так здорово! (Приложение №7 стр.22,23)

   7.  Книжки-малышки своими руками.

   Когда узнаешь много интересного о книгах, возникает желание самому попробовать написать книгу. Но мы еще маленькие, поэтому можем выпускать только книжки-малышки или книжки-самоделки. Мы попробовали себя в роли писателей,  художников, дизайнеров.

   Вывод: Книжки можно выпускать самим, например,  в группе, в детском саду. Это очень увлекательно и интересно. Такие книги можно подарить кому-нибудь на день рождение, праздник. Ведь подарок,  сделанный своими руками приятно получать. (Приложение №8 стр.24,25)

   8. Опыты с книгой.

   Когда попробуешь сам делать книгу, еще больше начинаешь ее ценить. Ведь над созданием книг трудиться большое количество людей. Татьяна Викторовна провела с нами несколько опытов. Мы рисовали на бумаге, пробовали ластиком стереть наши рисунки, брали ее грязными руками, мяли и рвали листы бумаги. Так некоторые дети также обращаются с книгами.

   Вывод: Мы теперь знаем, что книги надо беречь. Читать и смотреть книгу можно только чистыми руками, не есть во время еды, так мы можем испачкать книгу. Хранить книги необходимо на своих местах. В своей группе я раздала ребятам памятки правильного обращения с книгой. (Приложение №9 стр.26,27,28,29)

   9. Организуем «Книжкину больницу».

   Следующим этапом работы, мы решили проверить состояние книг в группах нашего детского сада. И нашли «больные книги». Чтобы их вылечить,  в нашей группе открыта «Книжкина больница». Я и дети нашей группы принимаем на ремонт «больные» книги. Ремонтируем их, приводим в порядок.

   Вывод: Если увидел в саду, у друзей, в библиотеке «больную» книжку – «Помоги ей!» Не можешь сам справиться, позови на помощь взрослых. (Приложение №10 стр.30,31)

   10. Ящик для макулатуры – первый вклад в сохранение лесов России.

   Для сохранения деревьев в лесах, которые используются для изготовления бумаги и производства книг, в нашей группе есть ящик для сбора макулатуры. В него мы собираем ненужную у нас в группе бумагу: исписанные и изрисованные листочки, обрезки от аппликации, ненужные картонные коробки. Одним словом все, что сделано из бумаги. В конце года мы планируем сдать макулатуру.

   Вывод: Надеемся, что так мы сохраним,  хотя бы одно дерево. А наша макулатура пойдет на производство бумаги для книг, журналов,  газет.

(Приложение №11 стр.32)

   Заключение.

  В результате своего исследования я узнала историю происхождения книги. Изучила процесс ее изготовления. Я поняла, какой длинный путь проделала книга,  дойдя до нас. У каждой книги есть своя судьба. Теперь я знаю,   сколько людей участвует в производстве книг. Умею сама ремонтировать книги, научилась беречь их, в нашей группе у детей появился интерес к книгам. Гипотеза моего исследования подтвердилась: действительно книга пришла и далеких времен;  книги помогают нам в жизни: они учат, воспитывают, это наши друзья и советчики.

Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность.
Спутник планеты Земля, наконец...

(В.Боков)

   Прогноз.

   В будущем я хочу продолжить свое исследования о книгах. Думаю изучить, какие книги любят читать дети? Попробую изучить творчество писателей, поэтов. В процессе исследования я узнала, что есть много праздников, связанных с книгой. Так же планирую изучить, что это за праздники.


Список литературы:

1. Артоболевский И. энциклопедия «Что такое? Кто такой?». – М.: Педагогика, 1976 – с.56-60.

2. Гулидова Т. Проектная деятельность в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2016 – с.23-37.

3. Дацкевич В. Как делают книгу. – М.; Детская литература, 1987 – с.1-24.

4. Зубков Б. Книжка про книжку. – М.: Малыш, 1984 – с.24.

5. Костюченко М. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. – Волгоград: Учитель, 2016 – с.137.

6. Менщикова Л. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2009.

8. Прохорова Л. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: мет.рекомендации. – М.: АРКТИ, 2003 – с.22.

9. Савенков А.И. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 – с.4-10.

7.Шалаева Г. энциклопедия «Все обо всем». – М.: Компания «Ключ», Филологическое общество»Слово» ТКО АСТ, 1995 –Т.8,9 - с.35,169,195.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.filipoc.ru
  2. http://kladraz.ru
  3. http://www.maam.ru
  4. https://infourok.ru
  5. http://www.moi-detsad.ru
  6. http://nsportal.ru/detskiy-sad
  7. http://ped-kopilka.ru
  8. http://dohcolonoc.ru
  9. gnomiki76.blogspot.ru/p/blog-page_53.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Номинация: гуманитарная Тема: «Откуда пришла книга и для чего она нужна людям?»

Работа проведена с детьми подготовительной группы. Можно использовать в работе по ознакомлению с окружающим миром дошкольников....

Конспект открытого занятия по проектной деятельности в подготовительной к школе группе тема: "Откуда пришла книга?"

Задачи:Образовательные:Познакомить детей с историей возникновения книги.Напомнить об оформителях книг – художниками - иллюстраторами.Показать из каких частей состоит книга, и где хранятся книги....

Рекомендации для родителей по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Откуда пришла книга».

Читаем ребёнку   стихотворение:Сегодня день у нас особый!Я познакомлю вас, друзья,С предметом, без которогоПрожить на свете нам нельзя. Загадайте  ребенку,  загадку.Не куст, а с ли...

Конспект проекта « Откуда пришла книга и для чего она нужна людям».

Конспект проекта  « Откуда пришла книга и для чего она нужна людям»....

Проект "Откуда к нам пришла книга и для чего она нужна людям"

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век разви...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов: « Я- исследователь». Исследовательская работа. Секция: «Гуманитарная» Тема: «Быть спортивным –это здорово!»

Спортивные люди - они так красивы.В них столько энергии, бодрости, силы.Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?Лишь спорт тебе в этом отлично поможет.Здоровье усилит, успеха прибавит.От скуки, безде...