Роль воспиттателя на музыкальных занятиях
статья на тему
Роль воспитателя на музыкальных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 21.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация музыкального руководителя для воспитателей
«Роль воспитателя на музыкальных занятиях».
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Однако, непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
- Воспитатель сидит с безучастным видом
- Воспитатель перебивает исполнение
- Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
- Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
Активность воспитателя зависит от трех факторов
- От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
- От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
- От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
- Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
- При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
- Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
- Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
- Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
- Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем
- Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели
Содержание консультаций:
- Знакомство с задачами предстоящих занятий
- Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
- Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
- Продумывание внесения музыки в быт
- Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
- Групповые консультации:
- Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
- Составление сцен праздника
- Обдумывание сюрпризных моментов
- Обсуждение различных вопросов
- Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
- Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
- Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию)
- Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
- Обучение воспитателей пользоваться музыкальным центром, магнитофоном.
Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)
Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака» ,А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая ( умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».
Организующая (способствующая концентрации внимания при орга низованной деятельности) И.С. Бах. «Ария», А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на музыкальном занятии. Роль ведущего на утреннике
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИРОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ Музыкального руководителяЕ. Ю. Пономаренко Большинство воспитателей понимают, как важно приви...
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ РОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ
Большинство воспитателей понимают, как важно прививать дошкольнику любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, песню. И стремятся к тому, чтобы песни, музыкальные игры, хороводы в...
"Что такое музыкальное занятие и роль воспитателя на музыкальном занятии"
Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям....
Консультация для педагогов ДОО "Роль воспитателя на музыкальном занятии, празднике и развлечении.Виды и формы музыкальной деятельности"
В мвтериале представлено описание функций воспитателя на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях; роли ведущего на мероприятии и взаимодействие с участниками процесса, а так же подготовки дете...
Консультация для педагогов и музыкальных руководителей ДОУ "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках".
Материал предназначен для педагогов и музыкальных руководителей ДОУ....
Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и в самостоятельной музыкально – художественной деятельности»
Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня...
Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"
Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...