Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и в самостоятельной музыкально – художественной деятельности»
консультация (младшая группа)
Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.
Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.
Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. | 28.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и в самостоятельной музыкально – художественной деятельности»
Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.
Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.
Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.
Воспитатель обязан:
- Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.
- Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.
- Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.
- Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.
- Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).
- Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает во время общения с музыкальным руководителем на различных консультациях, семинарах и практикумах.
Такая работа позволяет музыкальному руководителю, учитывая возможности каждого воспитателя, умело использовать его в процессе музыкальных занятий. Бывает так, что один двигается хорошо, а поёт фальшиво. Другой обладает хорошим голосом, но не ритмичен. Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или неразвитый слух совершенно не убедительны. Если у воспитателя слабые слуховые представления. Недостаточно чистая интонация, он может, зная программный материал и репертуар, постоянно привлекать к исполнению песен хорошо поющих детей, а сам лишь подпевать им. Для слушания музыки он может использовать аудиозапись.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь ребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии.
В старших группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.
Что же конкретно должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия?
При слушании музыки воспитатель в основном пассивен. Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель. Воспитатель может помочь детям при анализе музыки наводящими вопросами, образными сравнениями, если дети сами затрудняются с ответом. Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания следит за дисциплиной.
Во время разучивания новой песни воспитатель поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение вместе с музыкальным руководителем.
На этапе разучивания песни воспитатель следит: все ли дети поют, все ли дети активны, правильно ли они выговаривают слова.
Вне музыкальных занятий, при закреплении песни, нельзя учить с детьми слова без мелодии.
На третьем этапе разучивания (5 – 6 занятие), когда дети уже выразительно исполняют песню, воспитатель с детьми не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное эмоционально – выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение составляет пение песен с детьми младших групп, где не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь взрослого необходима.
В сюжетных играх воспитатель является или только наблюдателем, даёт указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно.
Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую пляску – парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкантом или с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя. В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми у которых нет пары. На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно.
В заключительной части занятия воспитатель обычно активно не учувствует (за исключением младших групп), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Воспитатель помогает детям в перестроениях, следит за дисциплиной.
Кроме того, главная роль в музыкальном воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей. Подобный вид деятельности требует создания внешних условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок – с небольшим количеством музыкальных инструментов, музыкально – дидактических игр.
Планируя самостоятельную музыкальную деятельность, воспитатель присматривается в начале учебного года к детям. Кто чем интересуется (пением, танцами, игрой на инструменте), есть ли дети, которые не принимают участие в музицировании?
Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит отчасти из-за желания ребёнка быть лидером, а не его интереса к музыке. Другие дети тянутся к музыке, но они робкие, нерешительные. Воспитатель должен создать оптимальные условия для каждого ребёнка.
Консультация «Роль воспитателя при подготовке и проведении праздников и развлечений»
Рассмотрим еще одну важную форму музыкально – эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива.
Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.
Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.
Воспитатели, не выступающие в каких – либо ролях, находятся с детьми своей группы.Они внимательно следят, как дети воспринимают то или иное выступление. Поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры и исполнении танца.
После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель должен стремиться закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он предлагает детям нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы.
Воспитатель может самостоятельно разучить с детьми игру, поставить небольшое театрализованное представление, которые затем могут быть включены в музыкальное занятие или в программу праздничного утренника.
Качество музыкальной работы воспитателя, развитие его активности зависят не только от способностей и опыта его в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя: одобрять застенчивых, вселять в них уверенность в своих силах, найти такую форму критических замечаний, которая не задевает самолюбия и вызывает желание исправлять допущенные ошибки. Необходимо приучать к пунктуальности тех, кто легкомысленно относится к взятым на себя обязанностям, побуждать к дальнейшему совершенствованию тех, кто успокаивается на достигнутом.
В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкантом имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды. Воспитателя важно заинтересовать и увлечь музыкальной деятельностью точно так же, как мы увлекаем в мир музыки детей. Нужно вызвать в нём желание учиться музыке, заниматься ею, тогда воспитатель будет вашим лучшим помощником.
Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна
Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с деть ми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные народные танцы, исполнить роль какого-либо персонажа, спеть песни. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Избежать этого позволит прежде всего активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария на педсовете необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.
После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления, связывая их с тематикой праздника. Они запечатлеваются в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.
Воспитатель участвует в этих беседах, подытоживая впечатления детей, выделяя главное, наиболее важное, поясняет непонятное.
В некоторых детских садах существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Некоторые выступления можно повторить два-три раза со сменой исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.
Праздники в детском саду — важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »
Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»
Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»
С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»
Журнал «Справочник музыкального руководителя»
М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»
Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема развития творческих качеств ребенка, а именно творческих муз. способностей. Их формирование возможно лишь в тесном сотрудничестве педагогов образовательного учреждения. Помочь детям почувствовать силу и красоту воздействия музыки – задача не решимая лишь только в условиях музыкального занятия. Необходимы не только развивающие занятия, но и соответствующие условия в повседневной жизни ребенка в детском саду. Организация, которых под силу только воспитателю группы, при необходимости с помощью музыкального руководителя. В основном, работа воспитателя в музыкальном развитии детей направлена на закрепление навыков и умений, полученных на занятиях. Это может быть использование как новых, так и прослушанных музыкальных произведений при чтении художественной литературы, при беседах о временах года, при проведении занятий по развитию речи.
Особенно ценно, когда музыка, используется на занятиях связанных с искусством, а именно занятия по изодеятельности и художественному слову, сюжетно – ролевые игры таких как «Концерт», «Музыкальная школа», постановки сказок, игры драматургии.
Таким образом интерес к музыкальной деятельности постоянно поддерживается. Самое важное в том, чтобы дети видели заинтересованность самого воспитателя. В том или ином виде музыкальной деятельности.
Следует начать с подготовки к музыкальному занятию. Необходимо чтобы воспитатель сформировал эмоционально – положительную установку к занятию музыкой перед его началом.
Воспитатели должны знать музыкальный репертуар, который будет использоваться на музыкальном занятии, предварительно побеседовав с музыкальным руководителем. Воспитатель должен обладать следующими умениями, согласно педагогическим требованиям:
- эмоционален при исполнении песен, с четкой артикуляцией, правильным певческим дыханием;
- при музыкальных ритмических движениях, танцах, играх воспитатель также должен быть эмоционален, следить за качеством движения и проявлением творчества в передаче образа;
- проявлять активную помощь при перестроениях играх, драматизациях, музицировании детей.
Так воспитатель не только поддерживает интерес к музыкальной деятельности, но и активизирует творческие проявления детей а их ребенок может проявлять в основном в самостоятельной деятельности. Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли восполнить свои замыслы. Ребенку могут понадобиться музыкальные инструменты, игрушки – самоделки, а главное слушатель – воспитатель. Иначе желание ребенка, творческий всплеск может угаснуть.
Воспитателю важно помнить, что если он сам полюбит музыку она станет его главным помощником в работе, невидимым психологом, формирующим эстетические, нравственные, творческие качества личности ребенка.
Задачи.
А теперь я озвучу задачи, которые может помочь решить воспитатель по муз развитию детей. а также формы их решения.
Исправление, закрепление навыков и умений получаемых на занятиях. (Это закреплние текста песен, движений танца, хороводных, речевых игр.)
Расширение муз. представлений, кругозора детей.
Это как прослушивание аудио записей, использованных на муз. занятиях, так и по выбору самого воспитателя. В помощь я предлагаю материалы программы «муз шедевры» с циклом бесед о характере музыки и аудио записями. Ее темы: «Муз жанры»(марш, песня, танец) ; «Настроение в музыке», «Природа и музыка», » Животные в музыке» и «Сказка в музыке».
Очень интересны детям беседы на тему «Звуки окружающего мира». Воспитатели могут использовать игры со звуком, прослушивание звуков деревянных, метеллических, стеклянных, шуршащих, поэксперементировать с этими звуками. Поиграть в дид. игры по типу игры: «Шумовые и муз. звуки».
Шум машины во дворе,
Лай собаки в конуре, топот, стук и плеск воды,
Звуки шумовые слышишь ты.
Но ведь есть еще другие:
Угадайте какакие?
Музыкальные звуки – пение, звучание муз. инструментов.
Поиграем в игру «Узнай звук по слуху»
Интересный материал по этой теме дает пособие «Звуки окружающего мира» под ред. Тютюнниковой, который я предлагаю использовать воспитателям.
Следующая задача это…
Развитие муз. способностей детей. В работе над этой задачей особое место занимают дид. игры:
Игры на развитие звуковысотного слуха. Они необходимы в работе с детьми уже с младшей группы. Такие как «три поросенка», «Мама и детки», «кошка и котята».
На окне сидела кошка
И мяукала немножко
А котенок услыхал
Маме- кошке отвечал.
Затем дети слушают и пропевают звукоподражания либо показывают соответствующую картинку. Вариантов таких игр очень много. В старшем возрасте дети уже самостоятельно могут озвучит высокие и низкие звуки на металлофоне. Это такие задания как: «покажи как звенит колокольчик висящий на самой высокой ветке елочки, а теперь на нижней»
Кроме дид. игр задачу по развитию звуковысотного слуха помогают решить речевые игры, такие как «Звуки весеннего леса», «Жители нашего двора»(звукоподражания голосов животных и птиц) и другие.
Дидактические игры на развитие темброго слуха. Это такие как «Угадай на чем играю», «Муз. домик», «Эхо».
Мишка с зайкой прибегали
Нам загадку загадали
Кто играет здесь узнай
Нам скорее отвечай.
Это может быть звучание муз. инструментов, муз. и шумовые звуки, которые дети узнают по слуху.
Игры на развитие чувства ритма
Это такие игры как «Определи по ритму», » Эхо», «Долгие и короткие звуки» здесь вы можете предложить детям прохлопать или простучать ритм вами заданный, либо по схеме.
Ритм. игры с воспитателями.
Целый день тук да тук
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат
Строим домик для зайчат. (а стучат они вот так_-«ритм»_)
Игры на развитие диатонического слуха
Это следующие игры «Громко-тихо запоем», «Тихие и громкие звоночки», «От пальчика до ладошки», «Гномики и воликаны», «Дирижер» и др.
Игра «К нам гости пришли».
Дети, выбрав вед. «Гостя», приглашают его песенкой. Ведущий то удаляется от детей то приближается, а дети соответственно поют то тише, то громче. Очень важно не допускать крика и напряжения голоса детей.
Игра с воспитателями
Следующие игры на развитие восприятия и усвоения содержания, характера, настроения произведений: «Угадай кто идет», «Песня, танец, марш. », »Узнай произведение», «Выбери схему произведения», «Выбери линию рисующую характер пьесы»и. т.д .
Игра «Линии»
И наконец это игры на развитие творчества в пении и танце: игра «Пропой свое имя», «Придумай мелодию стихотворению» (это могут быть знакомые детям стихи «Наша Таня громко плачет», «Я люблю свою лошадку» и др., «Спой колыбельную кукле».
Для активизации танцевально- игрового творчества необходимо включать инсценирование песен, стихов, хороводов, придумывание танц. движений. Это могут быть танц. импровизации по типу такой, как «Паучки и бабочки», «Танец цветов», «Танец с платком» и др.
Танц. импровизация с воспитателями.
Эти и другие игры очень порадуют ваших детей, разнообразят игровую деятельность, а главное дадут позитивные результаты в развитии муз. и творческих способностей детей. Желаю успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация" Роль воспитателя на физкультурных занятиях"
консультация для воспитателей...
Консультация "Роль воспитателя на физкультурных занятиях"
Консультация для педагогов....
Консультация "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности"
Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль восп...
Консультация "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"
Важно, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи...
Консультация «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».
Консультация музыкального руководителя для воспитателейТема: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».Самостоятельная музыкальная деятельность детей спо...
Консультация: "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников "
статья из опыта работы...
Консультация «Роль воспитателя на физкультурных занятиях»
Физкультурные занятия-это основная форма организации физического воспитания в детском сад. Для того чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по ф...