Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через общение с природой
статья (старшая группа) на тему
Из опыта работы по развитию коммуникативных навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_samoobr.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы воспитатели первой старшей коррекционной группы Акулинина Г.Н. и Шматенко Н.В. в течении 2017-18уч. года работали по теме «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой».
Цель нашего самообразования – помочь детям ориентироваться социальном мире, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста, через общение с природой.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
1.Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2.Формировать коммуникативные качества ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
В работе с детьми мы обнаружили проблему взаимоотношений между детьми, во время игровой, образовательной и совместной деятельности , которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, не пытаясь услышать друг друга . Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но иногда и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.
Мы сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими.
Коммуникативные навыки развивали в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в общении с природой.
Подобрали и изучали методическую литературу: «Развитие речи при ознакомлении с природой» Поваляевой М.А., разделы «Ребенок открывает мир природы» и «Развиваем речь детей». Саморукова П.Г. «Как знакомить дошкольников с природой», «Мир природы и ребенок». Рыжова Н.А. « Наш дом – природа», «Экологическое образование в детском саду».
Так Игра – основной вид деятельности ребёнка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. Мы составили картотеку дидактических и подвижных игр на экологическую тематику, которые были проиграны в течении года.
В игре дети овладевали новыми навыками и умениями, знаниями и способностями. В игре дети осваивали правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развития ребёнка, вне игры нет воспитания личности.
В качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения, использовали следующие:
- наблюдения;
-рассматривание рисунков и фотографий;
-свободное и тематическое рисование;
-упражнения подражательно-исполнительного характера;
-импровизация;
-моделирование и анализ заданных ситуаций;
-игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;
-творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации,
-беседы;
-дискуссии;
-чтение и последующий анализ художественных произведений, например:
В. Степанов «Уроки воспитания», Г.Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», С.А.Насонкина «Уроки этикета», Л.В.Воробьева «Этикет для малышей»
В своей воспитательной работе по развитию и коррекции коммуникативных навыков применяли разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы, например:
- «Кляксы»
- «Создай настроение»
- «Угадай настроение»
- «Хорошо – плохо»
- «Люблю – не люблю»
- «Цветик – семицветик»
- «Дерево Радости и Печали»
- «Дразнилки»
- Игры – драматизации с помощью театра масок, настольного и кукольного театра
- Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
В течении учебного года с детьми мы провели цикл занятий: Интегрированное занятие « Будь природе другом», «Путешествие в осенний лес», Зимующие птицы», «Волшебный мир цветов».
с активным применением игровых приёмов по развитию общения, которые позволяют решать следующие задачи:
- Расширять представления детей о эмоциональных состояниях, присущих человеку (развитие адекватных эмоций)
- Учить конструктивным способом управления собственным поведением.
- Развивать навыки общения в кругу семьи.
- Формировать нравственные представления
-Повышать самооценку и самоконтроль.
В процессе общения с природой у детей, развивалось и крепло такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словообразования, развитию коммуникативных способностей детей.
В своей работе использовали демонстрационный материал «Уроки доброты», в который входят беседы по картинкам:
* Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем.
* Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты.
* Все мы вместе целый день, и трудиться нам не лень!
* Дед Мороз заболел.
* Когда у друзей лад, каждый этому рад.
* Любую болезнь лечит доброе слово.
* В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно.
* Доброе дело делай смело.
* Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом.
* Мы маленькие дети на большой планете.
* Где добрые люди, там беды не будет.
Проводилась также работа с родителями, в ходе которой им регулярно выдавались рекомендации по развитию и коррекции навыков общения и правильного поведения детей, проводились консультации и индивидуальные беседы по темам, например:
-Значение режима.
- -Как научить ребенка играть?
-Хорошие и дурные манеры.
- Почему ребенок не слушается?
-Если ребёнок невежлив.
-Почему нельзя наказывать ребёнка физически.
Были разработаны памятки и буклеты для родителей:
-Игрушка в жизни ребёнка;
-Играйте вместе с детьми;
-Какие игрушки нужны детям;
-Воспитание доброжелательных отношений в игре;
-Несколько советов, касающихся стиля поведения родителей с конфликтными детьми;
Анкета для родителей:
-«Знаете ли вы своего ребёнка»
-«Экологическое воспитание»
-«Трудовое воспитание»
Данный вопрос также отражался на родительских собраниях:
* Взаимоотношения в семье
* Трудовое воспитание в семье
* Роль игры в развитии ребёнка
*Детские конфликты
По согласованию с родителями мы ввели добрые обычаи, которые соблюдаем до сих пор.
- Утро радостных встреч.
- День рождения ребёнка (каравай, поздравление, подарок, «именниная салфетка», чаепитие).
Дети учавствовали в конкурсе чтецов по празднованию Юбилея Победы. Папы и дедушки рассказывали детям о своей службе в Армии. Родители посетили вместе с детьми памятные места.
Эффективность проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствовала создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяли развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
Работая в течении года над этой теме мы сделали для себя вывод ,что дети научились сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников сформировалось умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции .
Литература:
1.Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.
2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. - С.-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
3.Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать.- Издательство Аркти Москва 2004г.
4.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Издательство Аркти Москва 2004г.
5.Семенака С.И. Уроки добра. – Издательство Аркти Москва 2004г.
6. Котова Е.В. В мире друзей. – Творческий центр «Сфера» Москва 2007г.
7.Анцупова Г.Л. Давай поиграем! – Ростов-на Дону «Феникс» 2000г.
8.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль «Академия развития» 1996г.
9.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – Москва 2009г.
10.Николаева С.Н. Юный эколог. – Москва Мозаика – Синтез 2010г. 11.Рыжова Н.А Экологический проект «Мое дерево». – «Карапуз-дидактика» ТЦ «Сфера» 2006г.
12. Сваталова Т.А. Коммуникативная компетентность педагогов дошкольного образования. – Челябинск 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру.
Для развития коммуникативных навыков у детей рекомендуются игры, направленные на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека...
"Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность"
В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты основные понятия: коммуникативные навыки, социализация детей с ОВЗ. т...
«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру»
Консультация для родителей...
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру
Игры, .используемые для коммуникации детей...
консультация для воспитателей "Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру".
консультация для воспитателей...