Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через общение с природой
статья (старшая группа) на тему

Акулинина Галина Николаевна

Из опыта работы по развитию коммуникативных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_samoobr.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мы воспитатели первой старшей коррекционной группы Акулинина Г.Н. и Шматенко Н.В. в течении  2017-18уч. года работали  по теме  «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой».

 Цель нашего  самообразования –  помочь детям ориентироваться социальном мире, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста, через общение с природой.

Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

1.Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

2.Формировать коммуникативные качества ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

В  работе с детьми  мы обнаружили проблему взаимоотношений между детьми, во время игровой, образовательной и совместной деятельности ,  которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились,  не пытаясь услышать друг друга . Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но иногда  и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

Мы сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими.

Коммуникативные навыки  развивали  в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в общении с природой.

Подобрали и изучали методическую литературу: «Развитие речи при ознакомлении с природой» Поваляевой М.А., разделы «Ребенок открывает мир природы» и «Развиваем речь детей». Саморукова П.Г. «Как знакомить дошкольников с природой», «Мир природы и ребенок». Рыжова Н.А. « Наш дом – природа», «Экологическое образование в детском саду».

Так Игра – основной вид деятельности ребёнка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. Мы составили картотеку дидактических и подвижных игр на  экологическую тематику, которые были проиграны в течении года.

В игре дети овладевали новыми навыками и умениями, знаниями и способностями.  В игре дети  осваивали правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развития ребёнка, вне игры нет воспитания личности.

 В качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения, использовали  следующие:

- наблюдения;

-рассматривание рисунков и  фотографий;

-свободное и тематическое рисование;

-упражнения подражательно-исполнительного характера;

-импровизация;

-моделирование и анализ заданных ситуаций;

-игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;

-творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации,

-беседы;

-дискуссии;

-чтение и последующий анализ художественных произведений, например:

В. Степанов «Уроки воспитания», Г.Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», С.А.Насонкина «Уроки этикета», Л.В.Воробьева «Этикет для малышей»

   В своей  воспитательной работе по развитию и коррекции коммуникативных навыков применяли разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы, например:

  •  «Кляксы»
  • «Создай настроение»
  • «Угадай настроение»
  • «Хорошо – плохо»
  • «Люблю – не люблю»
  •  «Цветик – семицветик»
  • «Дерево Радости и Печали»
  • «Дразнилки»
  • Игры – драматизации с помощью театра масок, настольного и кукольного театра
  • Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

В течении учебного года с детьми мы провели цикл занятий: Интегрированное занятие « Будь природе другом», «Путешествие в осенний лес», Зимующие птицы»,  «Волшебный мир цветов».

  с активным применением игровых приёмов по развитию общения, которые позволяют решать следующие задачи:

-  Расширять представления детей о эмоциональных состояниях, присущих человеку (развитие адекватных эмоций)

 - Учить конструктивным способом управления собственным поведением.

- Развивать навыки общения в кругу семьи.

- Формировать нравственные представления

-Повышать самооценку и самоконтроль.

В процессе общения с природой у детей, развивалось и крепло такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словообразования, развитию коммуникативных способностей детей.

В своей работе  использовали демонстрационный материал «Уроки доброты», в который входят беседы по картинкам:

* Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем.

* Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты.

* Все мы вместе целый день, и трудиться нам не лень!

* Дед Мороз заболел.

* Когда у друзей лад, каждый этому рад.

* Любую болезнь лечит доброе слово.

* В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно.

* Доброе дело делай смело.

* Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом.

* Мы маленькие дети на большой планете.

* Где добрые люди, там беды не будет.

       Проводилась также  работа с родителями, в ходе которой им регулярно выдавались рекомендации по развитию и коррекции навыков общения и правильного поведения детей, проводились консультации и индивидуальные беседы по темам, например:

-Значение режима.

- -Как научить ребенка играть?

-Хорошие и дурные манеры.

- Почему ребенок не слушается?

-Если ребёнок невежлив.

-Почему нельзя наказывать ребёнка физически.

Были разработаны памятки и буклеты для родителей:

-Игрушка в жизни ребёнка;

-Играйте вместе с детьми;

-Какие игрушки нужны детям;

-Воспитание доброжелательных отношений в игре;

-Несколько советов, касающихся стиля поведения родителей с конфликтными детьми;

 Анкета для родителей:

-«Знаете ли вы своего ребёнка»

-«Экологическое воспитание»

-«Трудовое воспитание»

Данный вопрос также отражался  на родительских собраниях:

* Взаимоотношения в семье

* Трудовое воспитание в семье

* Роль игры в развитии ребёнка

*Детские конфликты

 По согласованию с родителями мы ввели добрые обычаи, которые соблюдаем до сих пор.

  • Утро радостных встреч.
  • День рождения ребёнка (каравай, поздравление, подарок, «именниная салфетка», чаепитие).

 Дети учавствовали в конкурсе чтецов по празднованию Юбилея Победы. Папы и дедушки рассказывали детям о своей службе в Армии. Родители посетили вместе с детьми памятные места.

Эффективность  проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствовала  создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяли  развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Работая в течении года над этой теме мы сделали для себя вывод ,что дети научились  сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого,  у дошкольников сформировалось умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции .

Литература:

1.Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.

2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. - С.-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.

3.Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать.- Издательство Аркти Москва 2004г.

4.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Издательство Аркти Москва 2004г.

5.Семенака С.И. Уроки добра. – Издательство Аркти Москва 2004г.

6. Котова Е.В. В мире друзей. – Творческий центр «Сфера» Москва 2007г.

7.Анцупова Г.Л. Давай поиграем! – Ростов-на Дону «Феникс» 2000г.

8.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль «Академия развития» 1996г.

9.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – Москва 2009г.

10.Николаева С.Н. Юный эколог. – Москва Мозаика – Синтез 2010г. 11.Рыжова Н.А Экологический проект «Мое дерево». – «Карапуз-дидактика» ТЦ «Сфера» 2006г.

12. Сваталова Т.А. Коммуникативная компетентность педагогов дошкольного образования. – Челябинск 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру.

Для развития коммуникативных навыков у детей рекомендуются игры, направленные на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека...

"Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты основные понятия: коммуникативные навыки, социализация детей с ОВЗ. т...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру

Игры, .используемые для коммуникации детей...