программа "В мире песенного творчества"
рабочая программа на тему

Власова Оксана Валентиновна

Программа предназначена для детей 4-7 лет для занятий по пению и песенному творчеству. Актуальность программы в том, что она связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребенка средствами музыки через самый доступный и  активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО – ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
ГИМНАЗИЯ № 1573

Рекомендована к утверждению

педагогическим советом

протокол №__ от "__"_______2014 г.

Утверждена приказом

Директора ГБОУ гимназии 1573

от «___»____________2014 г.

______________(А.С.Антипов)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 
«В мире песенного творчества»

Возраст обучающихся – 4-7 лет 
Срок реализации – 1 год 

Разработчик программы

педагог дополнительного образования

Аралина О.В.

Москва, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный россиянин – это  уникальная по своей  сущности  личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место  в обществе  и принимает активное участие в решении  задач преобразования. Система Российского Образования  ориентирована на стратегические государственные  задачи и строится на принципиально новой образовательной парадигме:  современная образовательная среда  - это условия,  в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Музыкальное образование является одним из компонентов художественно-эстетического развития, играет особую роль в духовно-практическом познании мира, знакомит ребёнка с элементарными основами музыкального искусства, формирует музыкальный вкус, развивает познавательные и музыкальные способности, физические возможности, обеспечивает активное отношение к социально-культурной среде, цельность и гармоническое развитие личности.

Актуальность данной программы в том, что она связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности” (Э.И.Ильенков) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.

Человеческий голос - уникальный инструмент, данный нам от рождения. Овладение этим природным даром раскрывает перед ребенком новые возможности самореализации. При регулярных занятиях улучшается осанка, "расправляются" легкие, вырабатывается хорошая дикция, расширяется словарный запас.

На занятиях органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами, и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся  слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами  и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Данная программа базируется на передовом опыте педагогов, работающих в сфере вокального исполнительства -  В.В.Емельянова, Г.А.Струве, Г.П. Стуловой, а так же в методологической основе теория и методика музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста (Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова, К.В.Тарасова, М. Ю. Картушиной).

Особенность данной программы в том, что она рассчитана на детей, которые имеют разные  стартовые способности.  Процесс пения помогает ребёнку не только приобрести определённые навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости.

Новизна. На занятия вводится театрализованная деятельность. Такой  компонент на музыкальных занятиях расширяет развивающие и воспитательные возможности. По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая к 5-ти годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Театрализованная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.

Цель программы:

Обеспечение личностной вовлечённости детей в коллективную художественно-творческую деятельность, развитие устойчивого интереса к пению и исполнительским  вокальным навыкам, формирование музыкально-художественного вкуса.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Обучить детей  вокальным навыкам, знанию основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
  • Пополнять словарный запас;

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Воспитывать культуру поведения на концертах и в театре;
  • Учить согласовывать свои действия с другими детьми;
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • Прививать навыки сценического поведения;
  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Развить музыкальные способности детей;
  • Развивать речевое и певческое дыхание, правильную артикуляцию;
  • Тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
  • Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
  • Снимать зажатость и скованность.

Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:

  • высокий уровень мотивации детей к музыкальной и театрализованной деятельности
  • высокий уровень посещаемости занятий
  • хороший унисон в исполнении одноголосных произведений
  • повышенный интерес к концертной деятельности коллектива

Предполагаемый срок обучения по данной программе – один год. Программа рассчитана на детей 4-7 лет.

Отличие применения данной программы в младшей и старшей группах в подходе к выбору исполняемого репертуара и ожидаемых результатах. Для каждого возраста подбирается репертуар, отвечающий возрастным возможностям.

Для работы по данной программе занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут (60 часов в год). Время на занятии (в соответствии СанПиНом) распределяется следующим образом:

Организационный момент -5 минут;

Учебное занятие – 25 минут;

Самостоятельная деятельность по теме – 10 минут;

Итоговые  мероприятия – 5 минут.

Основной принцип обучения – коллективное музыкально-театральное творчество и широкое использование игры в образовательном процессе, форма обучения – ансамблевая репетиция.

Виды контроля:

  • предварительный  -  диагностика способностей учащихся;
  • текущий – наблюдение за успешностью  освоения обучающимися вокальными  умениями и развитием музыкальных и творческих  способностей, фронтальный и индивидуальный опрос.
  • итоговый  - анализ результатов выступления обучающихся в рамках проводимых в  гимназии мероприятий.

Формы подведения итогов реализации программы:

открытые уроки, уроки – концерты, концерты.

                                    Учебно-тематический план

Цель: раскрыть музыкальность ребенка   через   основы вокала, исполнение детских песен, театрализованные музыкальные игры, через игру на элементарных музыкальных инструментах.

№ п/п

Тема занятий

Часы

Общее

 кол-во

Теория

Практика

1.

Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ПБ.

1

1

0

2.

Мир музыки

4

2

2

3.

Певческая установка. Дыхание.  

5

0,5

4,5

4.

Дикция. Артикуляция.

5

1

4

5.

Звуковедение. Использование певческих навыков.

5

1

4

6.

Гигиена певческого голоса.

1

1

0

7.

Работа над репертуаром.

13

1

12

8.

Театрализованная деятельность

15

1

14

9.

Игра на элементарных музыкальных инструментах

10

1

9

10.

Итоговое занятие

1

0

1

Итого

60

9,5

50,5

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Должны знать и определять на слух:

  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
  • музыку разного эмоционального содержания;
  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
  • музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
  • знание основ певческой гигиены;
  • место дикции в  исполнительской деятельности.

Уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • верно петь выученные песни;
  • быть внимательными при пении к указаниям руководителя, понимать дирижерские жесты;
  • соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
  • умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
  • умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
  • умение согласовывать свои действия с другими детьми;
  • умение работать в сценическом образе.

     

                       

                     

Содержание

Вводное занятие.                                                    

Теория. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правила личной гигиены, основы техники безопасности и пожарной безопасности.

Знакомство с детьми, изучение  способности к пению.

Мир музыки.

Теория.  Понятие о музыкальных и шумовых звуках. Понятие о высоте звуков. Понятие о динамике (forte, piano). Понятие о темпе (скорости) музыки. Окраска музыки (мажор и минор), беседы о настроении в музыке. Жанры музыки: песня, танец, марш.

Практика. Определение на слух музыкальных звуков и шумовых. Определение на слух звуков высоких, средних и низких. Определение на слух мажор и минор. Слушание музыки.

Вокальные и ритмические упражнения на ускорение и замедление темпа. Речевые и вокальные упражнения с плавной и контрастной динамикой.

Певческая установка. Дыхание.

Теория. Беседа о правильном положении корпуса во время пения, сидя и стоя. Беседа о певческом дыхании, его особенностях и способах тренировки.

Практика. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, дыхательная гимнастика. Работа над развитием «цепного» дыхания.

Дикция. Артикуляция.

Теория. Беседа о том, как важно ясно и четко выговаривать слова песен, упражнений, правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Практика.  Упражнения и попевки, направленные на развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции. Разучивание скороговорок.

Звуковедение. Использование певческих навыков.

Теория. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного, художественного исполнения. Требования к пению гласных. Пение согласных.

Практика. Развитие навыка пения в различных музыкальных штрихах. Отработка динамических оттенков, агогических отклонений и штрихов в упражнениях, распеваниях и произведений из репертуара. Адекватное восприятие дирижерского жеста.

Распевание (второй год обучения).

Теория. Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений. Важность  работы над звуком. Требования  к  организации распевки. Порядок распевки.  

Практика. Упражнения  по распеванию.

Гигиена певческого голоса.

Теория. Беседа о правилах сохранения детского голоса. Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса. Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций. Первая помощь голосовым связкам: молчание.  

Работа над репертуаром.

Теория. Беседа о музыкально-художественном образе исполняемых произведений.

Практика. Разбор поэтического текста и мелодического рисунка, работа над унисоном и ритмическим ансамблем, работа над музыкально-художественном образом каждого исполняемого произведения, исполнение произведений.

Театрализованная деятельность.

Теория. Знакомство с театром, его устройством, театральными постановками, театральными профессиями. Беседа о поведении зрителя в театре и на концерте. Беседы на тему «я - артист», правила поведения на сцене.

Практика. Инсценировки детских песен, сказок, на занятия вводятся этюды (с детьми разучиваются и проигрываются небольшие эпизоды на заданные темы), проведение театрализованных музыкальных игр, проведение мини-концертов в рамках занятий.

Игра на элементарных детских инструментах

Теория. Знакомство с музыкальными инструментами, их звучанием. Правила игры на элементарных музыкальных инструментах.

Практика. Определение на слух различных музыкальных инструментов по их тембру и звучанию. Разучивание и исполнение простых произведений на элементарных музыкальных инструментах (ложки, треугольники, маракасы и т.п.)

Методическое обеспечение.

        Обучение по программе осуществляется с учётом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребёнка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. На занятиях широко используются методы развивающего обучения, с помощью которых педагог решает стоящую перед ним учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.

       Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных произведений представляет собой один из основных методов развития познавательного интереса детей к музыкальному искусству.

Ценным методом стимулирования интереса к занятиям выступает и метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

Стилевой подход широко применяется в программе,   нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Системный подход  направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда  ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности маленьких певцов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.

Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело  вести себя  на сцене, владеть приемами сценической импровизации,  двигаться под музыку  в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Ресурсное обеспечение программы:

  • учебный и научно- методический материал:

- Битус А.Ф., Певческая азбука ребёнка

- Боромыкова О.С. «Песенки и потешки с движениями для развития речи»

- Картушина М. Ю. « Вокально – хоровая работа в детском саду»

- Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников»

- Доронова Т.Н. Играем в театр.

-Рокитянская Т.А.  «Воспитание звуком»
- Емельянов Е.В. «Развитие голоса»

- Минина Е. А. «Музыкальное развитие детей в детском саду»

- Нотный материал с произведениями композиторов-классиков, народными песнями и современными произведениями.

- Сборники вокальных упражнений для детей.

  • Техническое оснащение:  

- помещение, соответствующее нормам государственного стандарта

- музыкальный инструмент – фортепиано

- набор элементарных музыкальных инструментов (ложки, треугольники, бубны)

- музыкальный центр

Примерный репертуарный список

Русские народные попевки, прибаутки, песни:                                                                              

 «Два кота». Польская народная песня.

«В огороде заинька». Муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель.

«Кис-кис», «Мишка», «Заинька пушистый». Муз. и сл.

Е Гомоновой.

«Бубенчики». Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

«Вальс». Муз. Е. Тиличеевой.

«Ехали медведи». Муз. М. Андреевой, сл. К.Чуковского.

«В детский сад». Муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой.

«Поцелуй». Муз. и сл. Е. Горбиной.

«Едет, едет паровоз». Муз. Г.Эрнесакса, сл. Т.Волгиной.

«Весёлый музыкант». Муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной.

«Осенняя песенка». Муз. Д.Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева.

«День чудес». Муз. и сл. П. Ермолаева.

«Сказочный лес». Муз. и сл. В. Тюльканова.

«Божья коровка». Муз. Е. Щербаковой, сл. Е.Хайтман.

 «Украл котик клубочек». Рус. нар. песня.

«В сыром бору тропина». Рус. нар. песня.

«Перепёлочка». Белорус. нар. песня.

«Ёлочка». Муз. Л.Бекман, сл. Р.Кудашевой.

«Ёлочка». Муз. М.Красева, сл. З.Александровой.

          Песенки-попевки. Муз.Е.Горбиной, В.Гайдуковой, сл. Е. Лаврентьевой:

«Собачки»,

«Котята»,

«Коза»,

«Бабочка и корова»,

«Заяц Егорка»,

«Заяц»,

«Гармошка»,

«Луна».

«Воробей». Муз.Е.Горбиной, сл. А.Суслова.

«Хоровод «Новый год»». Муз. Е.Горбиной, сл. Е.Донникова.

«Есть маленький домик у кошки». Муз. и сл. Е. Горбиной.

«Чиколетта (Шоколадка)». Муз. и сл. Е.Горбиной.

«Добрый пёс». Муз. и сл. Л.Вихревой.

«Про цыплят и червяков». Муз. и сл. Н. Сафоничевой.

«Щенок Гав-Гав». Муз. Е.Зарицкой, сл. И.Шевчука.

«Котик Рыжик». Муз. С.Баневича, сл. Н.Светохиной.

Популярные песни из мультфильмов и кинофильмов (по выбору преподавателя, исходя из индивидуальных возможностей ребёнка)-  В.Шаинского, Ю.Чичкова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского и др.

                                           Список литературы

а) ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  2. Битус А.Ф., Певческая азбука ребёнка / А. Ф. Битус, С.В. Битус – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 96с.
  3. Боромыкова О.С., Песенки и потешки с движениями для развития речи. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 32 с.
  4. Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф., Праздники и развлечения в детском саду. – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.
  5. Губанова Н.Ф., Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
  6. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.
  7. Минина Е.А., Музыкальное развитие детей 5-7 лет в детском саду. Конспекты занятий, музыкальный репертуар, критерии оценки результатов. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 256с.
  8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  9. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
  10. Струве Т.А. Ступеньки музыкальной грамоты. М.: 1997
  11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: 1992.
  12.  Картушина М. Ю. Вокально – хоровая работа в детском саду. М.: Изд. «Скрипторий 2003» 2014

б) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Блейз О.С. Все о музыке.– М., 2001.
  2. Детская музыкальная энциклопедия.– М., 2002.
  3. Лидина Т. Я умею петь.– Ростов н/Д, 2000.
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.– Ярославль, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...

Развитие песенного творчества

Данные упражнения помогут  в игровой форме развить песенное творчество у дошкольников...

Задания на формирование песенного творчества детей

Цель: учить детей сочинять песенки персонажей известной им сказки, перевоплощаясь в их образы....

Фольклор как средство развития песенного творчества

В настоящее время все очевиднее становится непреходящая ценность детского фольклора, те его свойства, которые согласуются с общей природой формирующегося человека - прежде всего с потребностью ребенка...

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)...

Парциальная программа по развитию песенного творчества.

Парциальная программа"Навстречу музыки" направлена на развитие песенного творчества дошкольников через креативные музыкальные игры....

Программа по песенному фольклору. «Развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора»

laquo;Развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора» Методологической основой исследования являются подходы к про...