Выступление на методическом объединении
материал по теме

Москаленко Лариса Ивановна

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве,  ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Мною выбран путь - использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития творческого воображения детей, потому что он способствует развитию у детей внимания и воображения, творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это делает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Тема: «Формирование познавательного интереса через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»

Творчество - основной способ существования и развития личности. Полноценная личность - это всегда личность творческая, развивающаяся, для которой характерно появление все новых и новых психологических новообразований.

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности и соответственно формированию познавательного интереса. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изодеятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, рисование и аппликация влияют на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Чем они привлекательны?

Нетрадиционные техники привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь главное - процесс. В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность и моторика. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных произведений.

Например Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, высушенные растения, листья, семена и т.д. (еще много разного материала).

Рисование тоже является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

В работе с детьми используются разные техники нетрадицинного рисования и аппликации, такие как..

Кляксография

Рисование вилкой

Рисунок на соли

Рисование по сырому

Тампование и штампирование

Флоротипия и Фроттаж

Накладная аппликация

Аппликация из салфеток

Силуэтная аппликация

Квиллинг

Оригами и т.д.

Сегодня я вам о некоторых немного расскажу.

Пальчиковая живопись.

Рисование пальцами - одна из самых простых техник. Для работы можно использовать распечатанные картинки на принтере, нарисовать самим, или рисуют дети. Пальчики обмакиваются в краску и на бумагу наносятся отпечатки из которых можно создать картины - цветы, животных, деревья. Некоторые детали можно дорисовать кистью или ватной палочкой.

И «Разноцветные ладошки»

Детям очень нравится рисовать ладошками.

С помощью ладони создаются настоящие картины - просто ставится отпечаток ладошки, который может превратиться в то, что пожелает нарисовать ребёнок. Детали так же дорисовываются с помощью ватной палочки или пальчиком.

Техника «Набрызгивание» заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. Темы для рисования могут быть самые разнообразные.

 «Кляксография».

Игры с кляксами хорошо развивают воображение, глазомер и координацию. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. (можно свернуть лист пополам) Дети рассматривают изображение, определяют: «На что же это похоже?

«Кляксография с трубочкой»

Так же ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. И поворачивая лист, снова и снова дуем. Недостающие детали дорисовываются.

 «Рисование вилкой».

Этот метод дает возможность получить эффект иголок. Дети с огромным интересом и удовольствием раскрашивают елку или ежика, травку не просто кисточкой, а именно этим новым и необычным способом. Вот что получается.

Ниткопись и ниткография, это разные техники

«Ниткопись». Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Понадобятся нитки, разведенные краски и бумага. Нитки нарезаем так, чтобы ими было удобно работать детям, сантиметров 15, опускаем нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно укладываем на лист бумаги и накрываем другим листом так, чтобы конец нити выглядывал. Затем нитку вытягиваем. Получается очень красивое изображение. Полученное изображение можно дорисовать. (нитей может быть 2,3, можно окунуть их в разные цвета).

Ниткография - это тоже интересная техника рисования нитями. В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек. 

 «Рисунок на соли»

Техника очень необычная. Занятие для детей любого возраста. Акварелью рисуем на соли. Понадобятся: картон, клей ПВА, соль, акварель, пипетка (или кисточка). Клеем рисуем на картоне рисунок. Посыпаем его солью. Остатки соли стряхиваем. Раскрашиваем рисунок. Можно дождаться высыхания клея, а можно рисовать и по мокрому.

 «Рисование по сырому»

Надо намочить бумагу и положить ее на влажную салфетку (чтобы бумага не высыхала). Взять краски и кисточку или акварельный мелок и можно рисовать все, что угодно.

 «Тампование» и «Штампирование»

Техника «Тампование»

С помощью этой техники очень хорошо рисовать пушистых зверушек, снежок, легкие, воздушные облака – все что нужно для этой техники – кусок поролона, который обмакивается в краску, а затем способом примакивания создаются рисунки . Так же с помощью поролона можно нарисовать радугу, а потом пальчиками изобразить капельки. Я сделала вот такой инструмент. С помощью такого инструмента также можно тонировать бумагу, раскрашивать небо, и ещё много чего интересного.

«Штампирование»

Эта техника позволяет составлять из отпечатков разные композиции.

Печатки несложно изготовить самим: Можно использовать пробки разной формы и диаметра, песочницы. Детали из коструктора «Лего». Штампиками из разрезанной соломенки получаются красивые снежинки, а штампиками из картона выходит вот такое замечательное дерево. и т.д. Краски можно использовать различные.

Флоротипия.

Техника рисования листьями  - очень интересная своей необычностью. Все, что для нее нужно - бумага, краски и листья. Для создания рисунка, краска наносится на листик, со стороны прожилок и он прижимаются к бумаге. Красивый и эффектный метод. Получается – отличное изображение деревьев, цветов, рыбок.

«Аппликация из засушенных растений». 

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав, листьев, так называемая флористика. Работа с этим материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно, красиво и полезно общение с природой.

Техника «Фроттаж»

Все мы наверное в детстве делали денежки для игры в магазин. Подкладывали под лист бумаги монетку и заштриховывали сверху карандашом. Такая техника рисования называется – фроттаж. Можно найти множество предметов с интересной, фактурной поверхностью – кружева, гофрированный картон, детали от конструктора. С помощью фактурных поверхностей и цветных карандашей (восковых мелков) можно создавать красивые, оригинальные рисунки.

 «Накладная аппликация» 

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

 «Аппликация из салфеток»

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

- возможность создавать шедевры без ножниц;

- развитие мелкой моторики;

- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

- широкие возможности для проявления креатива.

«Гофрированная бумага»

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета, очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные костюмы, гирлянды и великолепные букеты, которые могут стать отличным подарком к празднику.

 «Ленточная аппликация»

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

«Силуэтная аппликация»

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

 «Квиллинг»

Квилинг (англ. quilling - (в переводе с английского) от слова quill (птичье перо), а также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Необыкновенная по своей красоте техника.

 «Обрывная аппликация»

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки. Развивается усидчивость, усердие.

 «Оригами»

Оригами (от яп. сложенная бумага) - это вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности играют важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самым ценным является не конечный продукт - рисунок, аппликация, а именно развитие личности.

Нетрадиционные техники изображения повышают интерес к изобразительному искусству, создают атмосферу творческого поиска, формируют уверенности в себе, развивают навыки работы с различными материалами, способствует мотивации к развитию способностей у ребёнка.

А как мы уже знаем «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые впитают источник творческой мысли.

Работа с использованием нетрадиционных техник: способствует снятию детских страхов, развивает у ребёнка уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, воображение и фантазию, чего так не хватает в наше время. Нетрадиционные техники помогают сделать детей эмоционально богаче.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов

Данная презентация прилагается к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов....

Мое выступление на методическом объединении

Презентация на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"...