Программа развивающая "Разноцветная игра"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Развивающая программа педагога-психолога направлена на формирование эмоционально благопрятного опыта общения, познания, эмоционально-положительного переживания детей: на развитие активности каждого ребенка, его желания действовать, общаться, играть со сверстниками, что является необходимыми условиями для благоприятной адаптации ребенка к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raznotsvetnaya_igra._ranniy_vozrast.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

                 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВА

ГБОУ  ШКОЛА 1130   СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ  1

                                                                                                   

                          РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                            «РАЗНОЦВЕТНАЯ ИГРА»

            Программа предназначена для работы с детьми  от 1,6 до 3 лет.

 Сроки реализации программы: с 01 сентября 2014г по 31 мая 2015 года

                                                                                         Программа       разработана

                                                                    педагогом – психологом высшей категори    

                                                                                         Обуховской  И.М.                                                                                                      

                                                     Москва 2014г.

                                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возраст до 3 лет принято называть ранним детством. Ребенок активно познает мир через слух, зрение, вкус, осязание, обоняние. Он делает первые шаги, говорит первые слова, задает первое «почему?». Задача взрослых в этот период – помочь ребенку развиваться во всем многообразии его способностей, в соприкосновении со всеми его качествами, помочь ему комфортно осваиваться в окружающем жизненном пространстве, находить и совершенствовать различные способы взаимодействия с миром, с такими же детьми, как он сам.

Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до 3 лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития.  Малыш  развивается так стремительно,  как никогда в последующие  возрастные  периоды своей жизни.

Ранние годы – очень важное время и для развития эмоциональной сферы ребенка. Она формируется в общении с близкими людьми, сверстниками. Очень важно, чтобы малыш рос не только думающим, но и чувствующим человеком, что поможет ему стать  гармоничной  личностью, избежать многих проблем в личном и социальном общении в будущем. В различных видах  предметной деятельности, соответствующих возрасту, развиваются память, внимание, мышление, воображение, координация движений.

Развивающая деятельность педагога – психолога направлена на создание эмоционально благоприятного опыта общения, познания, эмоционально – положительного переживания детей: на развитие активности каждого ребенка, его желания  действовать, общаться, играть со сверстниками, что является необходимыми условиями  для благоприятной адаптации ребенка к детскому саду.

В программе 4 блока:

1 блок    Сенсорное развитие

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) Психологические исследования  показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами  продуктивной деятельности, полноценного усвоения знаний в начальной школе.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали представители дошкольной педагогики и психологии: Ф.. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Сакулина. Основное содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Какие же действия ведут к первоначальному выделению свойств, образованию элементарных представлений о них? Исследования психологов и педагогов показывают,  что это, прежде всего, предметные действия, вкючающие разные виды сопоставления  предметов между собой по их форме, величине, цвету, когда ребенок подбирает  пары или группы предметов, совпадающих по заданному свойству, выбирая их из других предметов. Очень важно, чтобы ребенок при выборе научился  использовать любой из предметов в качестве образца. Свойства (цвет, форма, величина) должны выступить для детей как постоянные признаки предметов, по которым предметы узнаются  и которые важны для выполнения разнообразных действий. Это необходимая предпосылка всей дальнейшей работы по развитию детского восприятия.

Играя с дидактическим  материалом (матрешками, башенками, кубиками, мозаиками, кирпичиками, кольцами и др.) . ребенок учится принимать игровую задачу: разбирать и собирать в определенной последовательности , действовать  в соответствии с игровой задачей.

2 блок  Развитие эмоционально – делового общения

К концу второго года жизни сверстник для ребенка становится  все более привлекательным как партнер по общению, а не как объект манипулирования. На третьем году жизни активно развивается новая сфера коммуникативной деятельности ребенка – эмоционально-практическая игра, которая становится основным содержанием взаимодействий со сверстниками на протяжении всего третьего года жизни. Такое общение строится на основе демонстрации  сверстнику своих умений, подражании действиям друг друга и ярко выраженной эмоциональной окраске  совместных игр. Это общение разворачивается преимущественно без предметов и строится на обмене разнообразными забавными движениями: дети прыгают, бегают, кувыркаются, весело смеются, обнимаются и пр. В то же время предметное взаимодействие между детьми в этом возрасте часто вызывает негативные переживания из-за неумения малышей делиться  игрушками и играть вместе.  Но организация взрослым совместных игр с предметами позволяет уже в раннем возрасте налаживать успешное  предметное взаимодействие между малышами. Общение детей со сверстниками на третьем году жизни вносит существенный вклад  в их социально- эмоциональное развитие: расширяет их коммуникативный опыт, обогащает новыми переживаниями  эмоциональную сферу, способствует развитию самопознания через сравнение себя с равным партнером.

3 блок Оптимизация возможностей двигательной сферы детей.

               Телесно - двигательные игры – это наиболее эффективный и естественный способ установления контакта между детьми и взрослыми.  В ходе занятий возникает  социальный и эмоциональный контакты, устанавливаются связи со сверстниками и другими взрослыми. Ребенок и взрослый начинают лучше ощущать, чувствовать друг друга, находят способы особого мягкого взаимодействия.

Оптимизация возможностей двигательной сферы ребенка создает условия для развития высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Очень важно также, что на занятиях формируется произвольность – дисциплина, умение ориентироваться в игре на правила. Это позволяет в дальнейшем более эффективно решать задачи, связанные с его физическим, эмоциональным и физическим развитием. (добавить изобр кинмудрые движения)

4 блок Диагностический.

Диагностика нервно – психического развития ребенка проводится 2раза в год:

в начале учебного года- с целью определения  уровня развития детей и определения основных направлений  развивающей работы;

в конце учебного года– с целью определения результативности работы.  

Используется Методика психолого – педагогического обследования детей  раннего возраста Стребелевой Е.А.

Виды работ:

Блок программы

                                  Виды работ

Базовый уровень

Дополнительные (платные) услуги

1.

Эмоционально – деловое общение.

Адаптивные игры.

Подгруппы

2.

Сенсорное развитие

Мини группы

Индивидуальная работа

3.

Оптимизация двигательной сферы детей

Мини группы.

Индивидуальная работа

Ситуации проводятся с детьми индивидуально и в подгруппах (не более 6 детей)

Продолжительность 1 ситуации: 10 минут

Структура ситуации  в подгруппах:

  • Приветствие. Игра.  (10 мин)
  • Сенсорное развитие. (10 мин)

Телесно – двигательные игры  (10 мин.)

  • Прощание.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:  

Сенсорное развитие: (задачи)

-учить выделять сенсорные признаки предметов по образцу, слову, называть некоторые из них.

-группировать предметы по сенсорным признакам, образуя множества, выделять признаки.

-формировать практические способы ориентировки в свойствах предметов: пробы, наложение, приложение, действия, позволяющие выявить свойства материалов и веществ.

-развивать зрительное и слуховое сосредоточение, ориентировки на форму, цвет, величину, пространственное расположение предметов. Тематическое планирование по сенсорному развитию:

месяц

содержание

игры

Кол-во

ситуаций

сентябрь

Ознакомление с круглой формой.

Учить соотносить предметы по размеру.

Учить нанизывать на стержень пирамидки большие и маленькие кольца

Учить собирать двух(трех)местную матрешку

«Поймай маленький мяч», «Покатай большой мяч»

Игры с пирамидками

«Собери матрешку»

1

1

1

1

октябрь

Учить выбирать одинаковые по цвету предметы из двух предложенных цветов.

Учить различать и называть цвета

Учить нанизывать кольца пирамидки по цвету.

«Разноцветные шары».

«Собери красные шары в красный обруч» (синие в синий и т.д.)

«Брось красный шар в красный обруч» (синий в синий и т.д.)

Игры с пирамидками (кольца одинакового размера разных цветов)

2

2

1

ноябрь

Учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы.

Учить правильно раскладывать вкладыши из 2-3 предметов.

Шумящие коробочки.

Складывание целого из частей.

«Собери в маленький обруч маленькие шарики, а в большой обруч мячи», «Брось маленькие шарики в маленький обруч»

«Брось большие  мячи в большой  обруч»

Формочки. Собери в одну.

«Фрукты», «Овощи».

1

1

1

1

Декабрь

Учить выбирать одинаковые по цвету предметы из четырех предложенных цветов.

Блоки Дьеныша.

Доски Сегена.

« Разноцветные шары» (красный, синий,  желтый, зеленый).

Игры с кольцами (те же цвета)

1

2

1

Январь

Ознакомление с кубом.

Сравнение шара с кубом.

Тактильные картинки

«Покатай шар», «Покатай куб»

«Разноцветные кубики», «Построй башенку»

Найди на ощупь

1

1

1

Февраль

Упражнять в раскладывании однородных предметов разной величины и формы

(большие и маленькие кубики, большие и маленькие мячи), (Собери шарики для Маши, а кубики для Васи)

Классификация по цвету, по форме, по размеру.

«Собери шарики для Маши, а кубики для Васи»,

«Погрузи в грузовик маленькие кубики»

«Построй домик из больших кубиков» и т.д.

«Подбери по цвету», « Подбери по форме», «Подбери по величине».

Использование мозайки, лего-кирпичиков и др.

2

2

Март

Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Палочки Кюзенера.

Выкладывание из цветной мозаики

 «Курочка и цыплята».

 «Домики и флажки»

2

2

Апрель

Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов.  Учить детей чередовать объекты по цвету.

Тематические игры – вкладыши.

Игра «Чудесный мешочек»

Выкладывание из мозаики

«Елочки и грибочки»

2

2

1

Май

Учить детей чередованию объектов по цвету, осуществляя выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных.

Игры с палочками

Выкладывание из мозаики

«Гуси с гусятами»

Сделай молоточек, домик

2

1

Развитие эмоционально – делового общения: (задачи)

-научить эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть и поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника

-участвовать в совместных играх, готовить игрушки и место для игры

-соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками),

-подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого

- играть рядом и вместе с детьми

- выражать свои игровые предпочтения, самостоятельно инициировать игру

-формирование адекватных средств коммуникации и развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

 -воспитание положительного отношения к сверстникам и взрослым

-формировать доверительные взаимоотношения с взрослыми на телесно – игровом и предметно-игровом уровне.

Тематическое планирование по развитию эмоционально – делового общения:

Месяц

Адаптационная игра

Кол-во ситуаций по подгруппам

сентябрь

«Привет! Пока!»

«Дай ручку!»

«Ку-ку»

2

1

1

октябрь

«Хлопаем в ладоши»

«Добрый мячик!»

2

3

ноябрь

«Котенок»

 «Шарик-подарок»

2

2

декабрь

«Подари ласковушку!»

 «Птичье гнездо»

2

2

январь

 «Игрушечный телефон»

«Колыбельная»

1

2

февраль

«Коготки-царапки»

«Ласковая цепочка»

2

2

март

«Добрый слон!»

«Волчки»

2

2

апрель

«Солнечный зайчик»

«Любимый друг»

2

3

май

«Цветочки»

«Ласковое прикосновение»

1

1

Телесно – двигательные игры: (задачи)

-снятие  психоэмоционального  напряжения

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии

-оптимизация нервно – мышечного тонуса

-преодоление телесных страхов

-формирование ощущений границ тела

-улучшение  перекрестной координации движений рук и ног

-развитие межполушарного  взаимодействия

-развитие кожно-кинестетического восприятия

-развитие пространственной ориентации

Тематическое планирование по  оптимизации двигательной сферы детей:

Месяц

Содержание

Название игр

Кол-во ситуаций по подгруппам

сентябрь

Игры – упражнения с использованием большого мяча

«Качели – карусели»

«Крокодил»

«Я на солнышке лежу»

1  

1

2

октябрь

Игры с использованием полусферы

«Девочка на шаре»

(«Гутаперчивый мальчик»)

«Ветер по морю гуляет»

2

3

ноябрь

Мягкие игры с использованием подушек

«Черепаха»

«Гнездо птичек»

2

2

декабрь

Партерные игры

«Котенок в тоннеле»

«Паучок»

2

2

январь

Игровые дыхательные упражнения

«Буря на воде»

«Воздушный шарик»

1

2

февраль

Массажные игры

«Ежик»

«Звездочка»

2

2

март

Игры на снятие физического и эмоционального напряжения

«С гуся вода»

«Волшебное перышко»

«Выходите злючки, капризульки»

1

1

2

апрель

Игры с мыльными пузырями

«Сказочный полет»

«Поймай мышку»

1

4

май

Игры с использованием мелких предметом: с пуговицами, с прищепками, с баночками, с зернами и крупами

«Разноцветные прищепки»

«Пуговичные картинки»

1

1

ЛИТЕРАТУРА.

  • «Сенсорное воспитание дошкольников». Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963;
  • «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду». Под ред. А.П.Усовой и Н.П. Сакулиной. М., «Просвещение», 1965;
  • «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1973;
  • «Развивающие движения». Беверли Стоукс. Минск, «Попурри», 2010;
  • «Подвижные игры для детей». Клаус Фопель. М., Генезис, 2005;
  • «Эта разноцветная игра». Телесно-двигательные игры для самых маленьких. Автор-составитель Э.Г. Черноусова. М., ОПОРА, 2009;
  • «Мудрое движение». Карл Ханнафорд. М, 1999;9.
  • Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013;
  • Методические рекомендации к психолого – педагогическому изучению детей. Ранняя диагностика умственного развития. Альманах института коррекционной педагогики РАО. М., 2001;

-Преодоление  психоэмоционального  напряжения

- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии

-оптимизация нервно – мышечного тонуса

-преодоление телесных страхов

-формирование ощущений границ тела

-формирование перекрестной координации движений рук и ног

-развитие межполушарных взаимодействий

-развитие кожно-кинестетического восприятия

-развитие пространственной ориентации

-Научить эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть и поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника

-Участвовать в совместных играх, готовить игрушки и место для игры

-Соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками),

-Подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого

- Играть рядом и вместе с детьми

- Выражать свои игровые предпочтения, самостоятельно инициировать игру

-Формирование адекватных средств коммуникации и развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

 -Воспитание положительного отношения к сверстникам и взрослым

-Формировать доверительные взаимоотношения с взрослыми на телесно – игровом и предметно-игровом уровне.

Месяц

Адаптационная игра

Кол-во ситуаций

сентябрь

«Привет! Пока!»

«Дай ручку!»

«Ку-ку»

2

1

1

октябрь

«Хлопаем в ладоши»

«Добрый мячик!»

2

3

ноябрь

«Котенок»

 «Шарик-подарок»

2

2

декабрь

«Подари ласковушку!»

 «Птичье гнездо»

2

2

январь

 «Игрушечный телефон»

«Колыбельная»

2

3

февраль

«Коготки-царапки»

«Ласковая цепочка»

2

2

март

«Добрый слон!»

«Волчки»

2

2

апрель

«Солнечный зайчик»

«Любимый друг»

2

3

май

«Цветочки»

«Ласковое прикосновение»

2

2

4.Просвещение родителей

-Преодоление беспомощности по отношению к своему ребенку

-Помощь родителям в принятии и понимании возрастных особенностей в развитии детей раннего возраста.

-Способы регуляции эмоциональных состояний ребенка.

-Эффективные способы и формы игрового взаимодействия с детьми.

-Особенности и факторы риска психофизического развития детей раннего возраста.

Занятия проводятся с детьми индивидуально и малыми подгруппами (по 2-3 человека)

Продолжительность 1 ситуации: 10 минут

Структура занятия в мини-группах:

  • Приветствие. Адаптационная игра.
  • Сенсорное развитие.

Оказание платных дополнительных услуг:

      Индивидуальные занятия по сенсорному развитию.

      Телесно-двигательные игры индивидуально и в мини-группах

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Диагностика нервно – психического развития ребенка.

Используется Методика психолого – педагогического обследования детей  раннего возраста Стребелевой Е.А.

Проводится 2 раза:

В начале курса - с целью определения  уровня развития детей и определения основных направлений  развивающей работы.

В конце курса – с целью определения результативности работы.  

                             ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы  программы

Формы работы

Кол-во

теор час

Кол-во практ час

1.

Диагностика уровня нервно-психического развития детей

Индивид

2.

Сенсорное развитие

Индивид, в мини-группах

3.

Телесно-двигательные игры

Индивид,  в мини-группах

4.

Адаптационные игры

группа

5.

Психологическое сопровождение родителей и детей:

Преодоление стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду.

Коррекция психоэмоционального напряжения.

Развитие навыков взаимодействия друг с другом.

Формирование адекватных средств коммуникации.

Формирование у родителей позитивного образа своего ребенка.

Формирование адекватных представлений о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка.

Способы регуляции эмоциональных состояний ребенка.

Особенности и факторы риска психофизического развития ребенка.

Эффективные способы и формы игрового взаимодействия родителей с ребенком.

Беседы, консультации, собрания.

Материалы на сайте. Раздаточные материалы.

6.

Диагностика уровня нервно – психического развития детей по окончании курса.

индивид

АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ

Дай ручку!

-развитие эмоционального общения ребенка со взрослым

-установление контакта

Педагог-психолог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

-Давай здороваться.  Дай мне, пожалуйста, ручку!

-Давай подойдем к Маше и поздороваемся. Скажем: « Здравствуй, Маша!»

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: слова обращения к ребенку должны произноситься доброжелательным спокойным голосом.

ПРИВЕТ! ПОКА!

-развитие эмоционального контакта с детьми и со взрослыми

-формирование правил поведения между людьми

Педагог-психолог подходит к ребенку и машет рукой здороваясь.

_Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ребенку ответить на приветствие..

-Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется-педагог машет рукой.

-Помаши ручкой на прощание. Пока! Пока!

Этот ритуал встречи – прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научиться приветствовать педагогов и детей  при встречеи прощании самостоятельно.

ПЕТРУШКА

-развитие эмоционального общения со взрослым

-учить выступать в качестве доброжелательных участников игр—развитие координации движений

Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

-Я – Петрушка, веселая игрушка! Привет! Привет!

Затем  Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руки в свои.

-Давай здороваться! Дай ручку!

После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая повторить ребенку эти действия.

-Давай хлопать в ладошки – хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля!

Можно поиграть с Петрушкой в прятки.

Педагог показывает Петрушку, затем прячет.

- Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем  Петрушка показывается со словами:

- Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется.

Игрушку можно использовать на протяжении всего занятия как стимулирующий фактор несколько раз.

ПЛАТОЧЕК

-развитие эмоционального контакта со взрослыми, со сверстниками

-формировать готовность выступать в качестве доброжелательных  участников игры

-развитие координации движений

Сначала лучше пользоваться полупрозрачным платком красивой расцветки ( в этом случае ребенок может наблюдать  из-под него за тем, что происходит вокруг, и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на полу.

Педагог – психолог предлагает ребенку поиграть с платком. Надевает себе на голову платок со словами:

- Сейчас я спрячусь. Ну-ка найди меня!

Ребенок с удовольствием стянет платок с головы. После этого предложите ребенку спрятаться – накиньте платок ему на голову.

- Где наш Ваня? Ваня, ты где? Ау!

После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним при встрече.

Позже  можно привлечь к игре нескольких малышей, ребенок может «прятать» другого ребенка.

-Кого хочет спрятать Маша? Маша выбирает Витю.

-Где Витя? Куда он спрятался? Витя, ау!

Дети находят друг друга - радуются и обнимаются.

Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый , прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное местечко.

- Где это наш мальчик спрятался? Миша, ау? Иду тебя искать!

Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он преживает сильные эмоции – напряжение и, возможно, страх. К конце игры такое напряжение обязательно разрешается – ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.

ПОДАРИ ЛАСКОВУШКУ.

- развитие тактильной  чувствительности

- развитие доброжелательного отношения к сверстнику

Дети и взрослый сидят в кругу. Взрослый рассказывает историю про ласковушки. Это приятные, ласковые добрые прикосновения. Затем взрослый показывает, как можно подарить ласковушку соседу, и предлагает детям подарить приятные прикосновения, кому они захотят.

 ПРИВЕТСТВИЕ.

Психолог говорит: «Здравствуйте! Я рада снова здесь  видеть вас! Давайте подойдем друг к другу, поздоровайтесь, назовем друг друга по имени, погладим по головке, так мы поделимся  своей добротойНапример так: «Здравствуй, Маша, я рада тебя видеть!» или: «Привет, Коля! Здорово, что ты здесь». В ответ ребенок  называет тоже  ребенка по имени, гладит по головке или ручке. Скажите тоже что-нибудь приятное, например: «Как хорошо, Даша, что ты пришла». Дети выполняют задание. Затем хором произносят:

-Добрый день! Добрый день!

Солнце, свет, земля!

Очень рады видеть вас

Мои друзья и я! 

«Выходите, злючки, капризки!»

-укрепление мышц ног, спины и живота

-снятие эмоционального напряжения (ребенку важно выразить злость, например, для того, чтобы успокоиться)

И.п.-ребенок лежит на спине и упирается в мяч стопами согнутых во всех суставах ног. Предложите ему изо всех сил надавливать стопами на мяч. Удерживая мяч, оказывайте ребенку сопротивление, перераспределяйте между вами и им силу давления.

Произносите: « Выходите, злючки, вреднючки,  капризки, упрямки, из деток хороших,  послушных, добрых, веселых».

Спинальные движения – укрепление позвоночника за счет мышц спины, упражнения, направлены на активизацию позвоночника. Продвижение тела, ползание на спине, как ящерки, червячки. Руки и ноги осуществляют рефлекторные движения, двигаются за спиной.

Психологичесий аспект- снятие тревожности, неуверенности.

 Релаксация. Звучит приятная спокойная музыка

«Поза покоя». Дети находятся в удобных для них позах.

Все умеют танцевать.

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая-

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно-

Расслабление приятно!

  • ИГРЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ.

-повышение эмоционального тонуса;

- развитие координации и ловкости;

-обучение плавному выдоху;

-развитие зрительного восприятия;

-развитие навыков концентрации и переключения внимания;

-формирование зрительно-моторной координации;

И.п.-стоя.

Взрослый надувает пузыри, другой показывает ребенку упражнения-игры.

 Ребенку надо научиться:

-ловить пузыри,  хватая сначала только правой рукой, затем только левой;

-потом двумя руками одновременно;

-ловить поочередно то правой, то левой рукой;

-ловить пузыри, хватая их «сверху», как «кошка мышку»;

-далее ловить по-разному: хватая снизу, сбоку;

Важно во время хватания пузырьков произносить ребенку: «Хап-хап!» или «Хвать-хвать!».

Ребенок  самостоятельно надувает пузыри, отрабатывая навык  выдоха.

Прощание.

На этом наше занятие сегодня заканчивается. Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга. Улыбнитесь,  а затем хором произнесите:

Мы славно потрудились,

чуть-чуть добрее стали.

Чуть-чуть смелее стали

И дружно поиграли.

Молодцы! А теперь давайте поблагодарим друг друга и скажем:

«Спасибо друг! (стоя в кругу, все пожимают руки своих «соседей».) Спасибо, наш дружный теплый круг!»

СЕНСОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ

КИСТЕВЫЕ И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

- развитие межполушарных  взаимодействий;

-рече-ритмо-двигательное развитие;

- развитие кистевой и пальчиковой моторики.

Эти упражнение проходят в 2 этапа:

(А). Совместная деятельность взрослого и ребенка. Взрослый держит в своей ладони руку ребенка, ударяет  по мячу рукой ребенка в  ритме произносимой потешки. Ребенок заучивает потешку.

(В). Ребенок выполняет самостоятельно.

Взрослый держит в своей правой ладони правую кисть ребенка.

Похлопывайте кистью ребенка по мячу в ритме произносимой потешки:

«Тра-та-та, тра-та-та.

Вышла кошка за кота.

За кота-котовича,

За Петра Петровича».

Проделать то же, удерживая левую кисть ребенка. Затем выполнять упражнение одновременно правой и левой, а потом – попеременно то правой, то левой рукой.

Затем ребенок выполняет самостоятельно, без помощи рук взрослого.

Взрослый держит в своей правой ладони правую кисть ребенка. Ударяйте по мячу то ладонью, то тыльной поверхностью правой кисти ребенка. Затем повторите те же движения левой рукой.

Произносите и похлопывайте в ритме произносимой  потешки:

«Дубы- дубочки,

Пеку блиночки.

Блиночки  горячи, не хотят сидеть в печи.

Блиночки румяные,

С маслицем, сметаною».

Позже, освоив предыдущие движения и ритм, проделайте это упражнение, ударяя по мячу ладонями и тыльными поверхностями обеих рук ребенка одновременно, а затем попеременно: правая ладошка вверх, левая вниз и наоборот.

Исходное положение. Ладошки ребенка лежат на мяче. Предложите малышу раздвигать и сдвигать пальчики; поочередно надавливать  подушечками каждого пальца на поверхность мяча.

Произносите:

«Посмотри: моя ладошка,

Как веселая гармошка!

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

Я ладошки раздвигаю,

Я на кнопки нажимаю!

Раз, два, три.

Я играю, посмотри».

ИГРЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ.

-повышение эмоционального тонуса;

- развитие координации и ловкости;

-обучение плавному выдоху;

-развитие зрительного восприятия;

-развитие навыков концентрации и переключения внимания;

-формирование зрительно-моторной координации;

И.п.-стоя.

Взрослый надувает пузыри, другой показывает ребенку упражнения-игры.

Ребенку надо научиться:

-ловить пузыри,  хватая сначала только правой рукой, затем только левой;

-потом двумя руками одновременно;

-ловить поочередно то правой, то левой рукой;

-ловить пузыри, хватая их «сверху», как «кошка мышку»;

-далее ловить по-разному: хватая снизу, сбоку;

Важно во время хватания пузырьков произносить ребенку: «Хап-хап!» или «Хвать-хвать!».

Ребенок  самостоятельно надувает пузыри, отрабатывая навык  выдоха.

 «БРЕВНЫШКО»

-развитие мелкой моторики

-развитие зрительно-моторной координации

-развитие чувства опоры и равновесия

Исходное положение: взрослые и дети становятся на колени вдоль длинного края одеяла.

Мелко перебирая пальцами, помогите детям скрутить одеяло плотным «бревнышком».

Предложите детям пройтись по «бревнышку». Сначала лицом вперед, затем вперед спиной, потом правым, левым боком вперед. С закрытыми глазами. Сначала взрослый поддерживает ребенка за руку. Затем попросите его проделать это самостоятельно. Приговаривайте: «Идем по волшебному бревнышку в сказочную страну».

 Крокодил»

-оптимизация нервно – мышечного тонуса

-укрепление мышц рук, груди, задней поверхности тела

-развитие координации движений

И.п. – ребенок лежит животом на мяче, взрослый удерживает его за ноги.

Помогите ребенку пройтись на руках вперед и назад по полу. Произносите: «Ванечка, топай как крокодильчик! Вперед топ- топ и назад топ-топ. Молодец!

«Здравствуй, звездочка!»

-формирование ощущений границ тела;

-оптимизация нервно – мышечного тонуса передней и задней поверхности тела

-формирование представление о строении собственного тела (осознание схемы тела)

-развитие кожно – кинестетического восприятия

И.п. – ребенок лежит на спине в положении «звездочки» - руки и ноги разведены в стороны.

Проделайте мячом массаж передней поверхности тела: «Здравствуй , умная головка, здравствуйте, сильные ручки: правое плечико и правый локоточек, правая кисть и пальчики, левое плечико, левый локоточек, левая кисть и можно назвать и помассировать каждый пальчик. Здравствуйте, грудка и животик. Здравствуйте, правая ножка: правое бедро, правое колено, правая голень, стопочка и пальчики».

И.п. – ребенок лежит на животе в положении «звездочки»: головка повернута на бок, руки и ноги повернуты  в стороны.

Прокатайте мяч по телу ребенка от пяточек до головы с легким надавливанием. Улыбайтесь и называйте каждую часть тела ребенка – «звездочки»: «Здравствуйте пальчики, правая пяточка, голень, бедра, ягодички. Здравствуй, ровная спинка, плечики, сильные ручки, правый локоточек, левый локоточек, шейка, умная головка.  

Спинальные движения – укрепление позвоночника за счет мышц спины, упражнения, направлены на активизацию позвоночника. Продвижение тела, ползание на спине, как ящерки, червячки. Руки и ноги осуществляют рефлекторные движения, двигаются за спиной.

Психологичесий аспект- снятие тревожности, неуверенности.

«Я  НА СОЛНЫШКЕ ЛЕЖУ».

-оптимизация нервно-мышечного тонуса;

-расслабление мышц передней поверхности тела;

–развитие вестибулярного аппарата;

- преодоление телесных страхов;

И.п. – взрослый придерживает малыша, лежащего спиной на (большом) мяче.

(А). Пусть ребенок заведет руки вверх и назад так, чтобы он распластался на мяче. Приговаривайте: «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу».

(В). Покатайте мяч с ребенком в разных направлениях, постепенно увеличивая амплитуду, чтобы ребенок касался пола стопами и раскрытыми кистями. Если ребенок боится кататься в положении лежа на спине, не заставляйте его выполнять это упражнение сразу. Со временем, постепенно,  он освоится и будет делать с удовольствием.

«КАЧАЛОЧКА».

И,п.- ребенок сидит, обхватив согнутые ноги руками, затем откатывается назад, ложась на спину, и возвращается в И.п. Во время выполнения всего упражнения ноги у ребенка согнуты, и он обхватывает их руками.

(А). Взрослый помогает ребенку.

(В). Ребенок делает самостоятельно.

Во время выполнения «качалочки» взрослый обхватывает ребенка руками не очень сильно, а ребенок проявляет сопротивление, пытается  высвободиться из объятий взрослого. Важно, чтобы это упражнение приносило ребенку  и взрослому удовольствие.

«БРЕВНЫШКО».

Ребенок должен покататься по полу, как «бревнышко»:

1)С вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, ладони касаются друг друга.

2)С прямыми руками и ногами, руки прижаты к бокам («по стойке смирно»).

Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать.

«СКАКАЛКА»

–развитие координации движений

 –рече-ритмо-двигательное развитие

Исходное положение: Двое взрослых  удерживают  плотно скрученное одеяло за          противоположные концы и качают «скакалку» вперед и назад. Дети прыгают через нее.   Приговаривайте:

«Целый день, целый день

Крутится скакалка.

Целый день, целый день

Скачет наша Галка».

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

-развитие координации движений

-совершенствование навыка ползания

-развитие пространственной ориентации

-формирование навыка группового взаимодействия

Исходное положение: ребенок стоит на четвереньках.

Дети передвигаясь на коленях, подталкивают  мяч поочередно правой и левой руками вперед. Произносите: «Вот какой большой снежный ком слепили ребятки».

«Пройди по бревнышку».

- развитие зрительно – моторной координации

- развитие чувства опоры и равновесия

Ребенок проходит по «бревнышку» сначала лицом вперед, затем вперед спиной.  Потом правым, левым боком, с закрытыми глазами. В процессе можно задавать ребенку отвлекающие вопросы.

 «Черепахи»

-развитие внимания

-развитие координации движения

 -умение соблюдать правила

Дети стоят у стены. По  сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты психолог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

«Слепой путь».

-формирование кинестетического восприятия

-формирование чувства опор, равновесия

-преодоление телесных страхов.

И.п: ребенок стоит на четвереньках на скамейке. Попросить ребенка пройти по мостику с закрытыми глазами по «мостику» на четвереньках лицом вперед. Затем спиной вперед.

«Падение».

-формирование доверия  к взрослому

-развитие способности переноса центра тяжести

-преодоление телесных страхов

И.п: дети стоят на скамейках лицом к взрослому, а затем спиной. Предложите ребенку падать к вам на руки. при этом ребенок не должен отрывать стопы от скамейки и наклоняться. Сгибаясь в талии. взрослый ловит малыша, придерживая его под мышками. Постепенно можно отходить от скамейки чуть дальше, усложняя условия игры. Это требует все большего доверия к взрослому, раскрепощает ребенка, который все быстрее преодолевает страх.

Спинальные движения – укрепление позвоночника за счет мышц спины, упражнения, направлены на активизацию позвоночника. Продвижение тела, ползание на спине, как ящерки, червячки. Руки и ноги осуществляют рефлекторные движения, двигаются за спиной.

Психологичесий аспект- снятие тревожности, неуверенности.

«Л АД УШКИ»

Задачи:

-создание телесного и эмоционального контакта со старшими;

-формирование ощущений границ тела у  ребенка;

-рече-ритмо-двигательное развитие;

-умение подражать движениям рук взрослого, соотносить слова и действия

- умение взаимодействовать

        

Исходное положение: ребенок сидит на коленях у взрослого лицом к нему (позже спиной к нему), взрослый удерживает ручки ребенка в своих руках.

Вместе с малышом воспроизводите необходимые движения и  проговаривайте слова потешки:

«- Ладушки – ладушки, где были?

- У бабушки,

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

-Простоквашку.

Кашка  масленька, (облизать язычком губки, ладошки прижать к коленям.)

Простоквашка  кисленька, (почмокать язычком.)

Попили, поели.

Шу, полетели! (взмахнуть руками)

На головку сели, (положить ручки на макушку.)

Сели, посидели, прочь улетели» (опустить руки через стороны вниз.)

Дети сидят в ряд, психолог – напротив

Водичка, водичка!    Перебираем пальчиками сверху вниз.

Умой мое личико!                                                      Имитируем двжения –«умываемся».

Чтоб глазки блестели,                                               Указательными пальцами показываем на глазки

Чтобы щечки краснели,                                           Дотрагиваемся до щек.

Чтоб смеялся роток,                                                 Улыбаемся

Чтоб кусался зубок!                                                 Пальцами изображаем укус.

-Вот мы как умылись. Стали чистые и румяные.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.  Занятие с использованием дидактических материалов.

Игра «Чудесный мешочек».

Складывание целого из объемных частей (фрукты, овощи).

Сложим круг из разрезных частей

Игра на развитие памяти: кто спрятался?

Складывание матрешек из 3 элементов.

Игра «Найди пару».

Игра «Разноцветные шары»

Игра «Разноцветные кубики»

Игра «Что бывает круглым?»

Игра «Выкладывание елочек из треугольников».

Игры с палочками.

Игра «Найди на ощупь».

Цветные мячики.

Что бывает квадратным?

Сложим квадрат из частей.

Игра «Подбери предметы по цвету.»

Собери пирамидку.

Доски Сегена.

Тематические игры – вкладыши.

Собери круг и квадрат из объемных фигур.

Игры на развитие мелкой моторики.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

месяц

содержание

Методические приемы

Формы работы

сентябрь

Ознакомление с круглой формой.

Учить соотносить предметы по размеру.

Учить нанизывать на стержень пирамидки большие и маленькие кольца

Учить собирать двухместную матрешку

«Поймай маленький мяч», «Покатай большой мяч»

Игры с пирамидками

«Собери матрешку»

октябрь

Учить выбирать одинаковые по цвету предметы из двух предложенных цветов.

Учить различать и называть цвета

Учить нанизывать кольца пирамидки по цвету

«Разноцветные шары».

«Собери красные шары в красный обруч» (синие в синий и т.д.)

«Брось красный шар в красный обруч» (синий в синий и т.д.)

Игры с пирамидками (кольца одинакового размера разных цветов)

ноябрь

Учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы.

Учить правильно раскладывать вкладыши из 2-3 предметов.

«Собери в маленький обруч маленькие шарики, а в большой обруч мячи», «Брось маленькие шарики в маленький обруч»

«Брось большие  мячи в большой  обруч»

Формочки. Собери в одну.

Декабрь

Учить выбирать одинаковые по цвету предметы из четырех предложенных цветов.

« Разноцветные шары» (красный, синий,  желтый, зеленый).

Игры с кольцами (те же цвета)

Январь

Ознакомление с кубом.

Сравнение шара с кубом.

Учить правильно раскладывать  крупные деревянные  вкладыши из 3-4 предметов

«Покатай шар», «Покатай куб»

«Разноцветные кубики», «Построй башенку»

Февраль

Упражнять в раскладывании однородных предметов разной величины и формы

(большие и маленькие кубики, большие и маленькие мячи), (Собери шарики для Маши, а кубики для Васи)

Классификация по цвету, по форме, по размеру.

«Собери шарики для Маши, а кубики для Васи»,

«Погрузи в грузовик маленькие кубики»

«Построй домик из больших кубиков» и т.д.

«Подбери по цвету», « Подбери по форме», «Подбери по величине».

Использование мозайки, лего-кирпичиков и др.

Март

Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения

Выкладывание из цветной мозаики

 «Курочка и цыплята».

 «Домики и флажки»

Апрель

Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов.  Учить детей чередовать объекты по цвету.

Выкладывание из мозаики

«Елочки и грибочки»

Май

Учить детей чередованию объектов по цвету, осуществляя выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных

Выкладывание из мозаики

«Гуси с гусятами»

ЛИТЕРАТУРА.

  • «Сенсорное воспитание дошкольников». Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963;
  • «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду». Под ред. А.П.Усовой и Н.П. Сакулиной. М., «Просвещение», 1965;
  • «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1973;
  • «Развивающие движения». Беверли Стоукс. Минск, «Попурри», 2010;
  • «Подвижные игры для детей». Клаус Фопель. М., Генезис, 2005;
  • «Эта разноцветная игра». Телесно-двигательные игры для самых маленьких.

Автор-составитель Э.Г. Черноусова. М., ОПОРА, 2009;

  • Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013;
  • Методические рекомендации к психолого – педагогическому изучению детей. Ранняя диагностика умственного развития. Альманах института коррекционной педагогики РАО. М., 2001;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разноцветные лоскутки" (Развивающая дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста)

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста, направленная на развитие сенсорики....

Игровая программа «Праздник разноцветных бантиков» Сценарий проведения игровой программы "Праздник разноцветных бантиков".

Предлагаю игровую программу для детей старшего дошкольного возраста "Праздник разноцветных бантиков"...

Развивающая игра "Разноцветная игра"

Развивающая игра "Разноцветная игра" для младшего дошкольного возраста.Цель игры: Развитие сенсорного восприятия, закрепление основных цветов спектра, развитие логическог...

"Разноцветные пальчики" развивающая дидактическая игра для детей 4 - 7 лет

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики, памяти и воображения....

Развивающая , "Разноцветная игра"

Конспект игры - занятия в второй младшей группе«Разноцветная игра» Цель:- вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем;- закреплять умение детей...