КРУЖОК
рабочая программа (средняя группа) на тему

Михайлова Наталья Владимировна

Пояснительная записка

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в средней группе разработана в соответствии с парциальной программой С.Н. Николаевой «Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников», основанной на формировании у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.

          Данная программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 4-5 лет; с учетом календарно-тематического планирования ДОУ на 2013-2014 учебный год; с учетом интеграции образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура, труд, художественное творчество, музыка, здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_sr.gr_.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 227» ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА

410015 г. Саратов. ул. Орджоникидзе, 18; тел.: 96-04-36

Принята на педагогическом совете № ____ от «___» ___________ 20___г.

Утверждаю                                                                        Заведующая МДОУ «Детский сад                                                                        комбинированного вида № 227»                                                                     Заводского района г. Саратова                                                                      И.В.Солонина _________________

                                                                       

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе)

в старшей группе

на 2011-2012 учебный год

 «Друзья природы»

Руководитель: Щербакова Н.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в средней группе разработана в соответствии с парциальной программой С.Н. Николаевой «Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников», основанной на формировании у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.

         Данная программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 4-5 лет; с учетом календарно-тематического планирования ДОУ на 2013-2014 учебный год; с учетом интеграции образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура, труд, художественное творчество, музыка, здоровье.

Цель:

Формирование экологического мышления: ответственность за сохранность природы; неотделимость человека от природы; многообразие и единство природы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с природой и фауной родного края.
  2. Через общение с природой научить детей любить ее красоту во всем многообразии форм и красок.
  3. Формировать у детей чувства необходимости защиты природы, ответственность за живые существа.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.
  5. Развивать в детях наблюдательность, воображение, фантазию и чувства творчества.
  6. Для творческой работы организовать сбор природного материала.
  7. Научить детей правильно вести себя в лесу.                                            

Методы и формы работы:

Занятия с детьми по данной программе проводятся  как в групповом помещении, так и на природе.

В форме: игры, беседы, загадок, викторин, художественного творчества, прогулок, наблюдений, экскурсий, экспериментальной деятельности.

Время проведения: каждый четверг с 15.30 до  15.50.

Итоговое мероприятие: Проведение викторины.

Месяц

Тема

Задачи

Оборудование

Сентябрь

1.Прозрачная вода.

Выявить свойства воды.

Две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлом, ложки, маленькие ковшики, таз с водой ,поднос, предметные картинки.

2.Вода принимает форму.

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в которой она налита.

 

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка,  ковшики одного размера, надувной шар .

Октябрь

Загадывание загадок

Знакомство с домашними животными

ДИ «Кто чем питается?»

Игра «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?».

Беседа

Игра «Кто это потерял?»

Рисование «Гость из водоема»»

Физкультпауза «Лягушки»

Беседа

Игры с водой

Обсуждение свойств воды и воздуха

Игра «Ручеек»

Рисование свечой

Ноябрь

Викторина

Загадывание загадок

Беседа

Д.И. «Собери цветок»

лепка

Беседа

Д.И. «Да – нет».

Обсуждение картинок

Загадывание загадок

Игра «Кто чей детеныш?»

Игра «Кто как говорит?»

Сюрпризный момент

Загадывание загадок

Игра «Хорошо – плохо»

Декабрь

Беседа

Экскурсия

Д.И «Что изменилось?»

Аппликация «зимнее дерево»

Загадывание загадок

Беседа

Разложить корм в кормушки

Викторина

Загадывание загадок

Рисование «Елка»

Сюрпризный момент

Загадывание загадок

Игра «Собери фигурку»

Игры со снегом

Январь

Экскурсия

Наблюдение Игра-ситуация «Звериная зарядка»

Беседа

Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

Игра с мячом «Кого, чем угостим?»

Наблюдение

Ира «Назовите растение»

Экспериментальная работа

Удобрение растений

Февраль

Беседа

Посадка лука

Рисование луковицы

Загадывание загадки

Игра «Кролик»

Рисование кролика

Наблюдение

Игра «Зайка»

Рисование.

Викторина

СюРИ «Что за зверь?»

Лепка

Март

Сюрпризный момент

Беседа

Игра «Птичка-невеличка»

Игра «Третий лишний»

Муз.просл «Пение птиц»

Наблюдение

Беседа

СюРИ «Посадим цветы»

Игра «Живые картинки»

Беседа

Загадывание загадок

Показ приемов посева семян

Беседа

Загадывание загадок

Чтение Б.Житков «Про обезьянку»

Апрель

Беседа

Наблюдение

Игра «Хорошо – плохо»

Беседа

Игра «Кто знает, тот отвечает»

Аппликация «Космос»

Беседа

СюРИ «Кругосветное путешествие»

Игра-моделирование «Солнечная система»

Беседа

СюРИ «Пчелки»

Рисование «Полянка»

Май

Экскурсия

Бесед

Наблюдение

Чтение Я.Аким стихи о мае

Загадывание загадок

Игра «Где, что зреет?»

Беседа

Наблюдение

СюРИ «Превращение»

Аппликация «Жук»

Беседа

Сооружение построек

Экспериментальная деятельность

1.Круговорот воды.

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой.

2.Где вода?

4. Учимся ухаживать за цветами в уголке природы.

1.Хлеб – всему голова.

2. На бабушкином дворе.

3. Водоемы родного

края.

4. Воздух, вода и свет.

1. Путешествие растений.

2. Как звери к зиме готовятся.

3. На птичьем дворе.

4. Кошка и собака – наши милые друзья

1. «В декабре, в декабре все деревья в серебре».

2. «Подкормим бедных птичек: и воробьев, и голубей, синичек!»

3. «Зимушка – зима»

4.Снеговичок.

1. Колобок удивляется.

2.Жизнь птиц зимой.

3.Комнатные растения. Уголок природы.

1.Посадка лука.

2.Знакомство с кроликом.

3 Рассматривание веток деревьев.

4. Дикие животные.

1.Красная Шапочка рассказывает о птицах.

2. Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями.

3. Посев семян помидоров для выращивания рассады.

4. Экзотические животные.

1.Кто живет в нашем аквариуме?

2. Космос. Звезды. Вселенная.

3. Планета Земля – наш общий дом

4. Мишутка знакомит с растениями – медоносами и медом.

1. Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.

2. «Я в саду нашла жука на большой ромашке»

3.  «Ах, это чудо – песок!»

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

свой эмоциональный всплеск в практическом применении  через рисунок и самовыражение в музыке.

Воспитание

экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, расширения кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; совершенствовать грамматический строй речи, развивать мыслительную активность, продолжать делать поделки из соленого теста, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Конкретизировать представление о домашних животных; дать первоначальные представления об их образе жизни и приносимой ими пользе; вызвать интерес к животным, желание ухаживать за ними; развивать речь, мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе, совершенствовать  знания о родном крае, развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание изобразить обитателей водоема, развивать мелкую моторику рук.

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле, научить понимать. Что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода  - это бесценный дар природы, подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Способствовать обобщению представление детей о строении, росте и развитии растений; развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами, упражнять в отгадывании  загадок, воспитывать интерес к растениям.

Закрепить знания детей о диких животных, развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе.

Уточнить представление о домашних птицах; курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются. Какую пользу приносят, чем отличаются птицы от детенышей – птенцов); воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

Уточнить и расширить представление о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детенышах; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к животным, понимание необходимость оказывать помощь.

Знакомить детей с характерными явлениями неживой природы и их сезонными изменениями,(растения приспосабливаются к суровым условиям зимы: деревья и кустарники замерли, стоят без листьев, не растут).

Познакомить детей с зимующими птицами: голубем, синицей, воробьем. Зимующие птицы не улетают, на юг кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью. Человек может помочь зимующим птицам. Подкармливая их крошками хлеба, семенами растений.

Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы (самые короткие дни и самые длинные ночи, много снега, водоемы покрыты льдом, деревья стоят голые; изменение образа жизни животных, птиц, насекомых);учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.

Выявить и расширить представление детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение, воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Уточнять знания детей о лесе и его обитателях; познакомить с жизнью лесных растений и животных зимой; развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию; развивать речь. Воображение, эстетический вкус.

Уточнить представление детей о жизни зимующих птиц; сформировать желание помогать им; воспитывать доброе отношение к природе.

Обобщать представление детей об уходе за комнатными растениями; закреплять знания об основных потребностях комнатных растений.

Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Уточнять представление о кролике, устанавливать связь между характером движения животного и строением его конечностей; воспитывать желание заботиться о животных.

Уточнять представление детей о ветках деревьев; закреплять знания детей о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде  и тепле; закреплять умение детей рисовать кистью руки.

Уточнять и расширять представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов; замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»

Распознавать птиц, воробья, ворону, синицу, голубя; расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».

Познакомить с новыми растениями (геранью душистой и геранью обыкновенной); сравнивать листья растений; упражнять в исследовательской деятельности.

Уточнить представление детей о том, из чего вырастить растение; закреплять знания детей об овощных культурах и их семенах(помидоры, огурцы), развивать желание самим выращивать растения из семян.

Познакомить детей с экзотическими животными, углубить представление детей о льве, тигре, слоне, обезьяне, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них.

Дать представление о аквариумных рыбках; выделять общие для рыб признаки; воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные представления о планетах.

 

Уточнять представления о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли; дать представление о жизни в разных регионах Земли.

Уточнять представление о меде, его полезных свойствах; познакомить с некоторыми медоносными растениями; воспитывать интерес к цветущим растениям, насекомым, бережное отношение к ним.

Закрепить знания детей о весенних изменениях  в природе; развивать умение сравнивать различные периоды

весны; воспитывать радостное, бережное заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Познакомить детей с насекомыми; воспитывать доброжелательное отношение к насекомым.

Познакомить детей со свойствами песка.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Социализация

Музыка

Художественное творчество

Физическая культура

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическая культура

Познание

Коммуникация

Социализация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Физическая культура

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическая культура

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическая культура

Чтение художественной литературы

Познание

Коммуникация

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Труд

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

Труд

Художественное творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Музыка

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Социализация

Труд

Познание

Коммуникация

Социализация

Чтение художественной литературы

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Коммуникация

Социализация

Чтение художественной литературы

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Ноябрь

1.Фильтрование воды

2.Что растворяется в воде?

.

Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкость.

 Мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой.

Декабрь

1.Замерзание жидкостей.

2.Вода двигает камни.

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом.

Соломинки для коктейля, пластилин.

Январь

Водяная мельница

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Игрушечная водяная  мельница, таз, кувшин с водой, тряпка.

Февраль

Звенящая вода

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, палочки-удочки с ниткой на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Март

Изменение объема жидкости

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Бутылка с пробкой.

Список литературы

  1. Николаева С.Н. «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
  2. Николаева С.Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Познание - сила"

Работакружка "Познание - сила" направлена на:   Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...