Музыка — лукавая работа, Чтобы людям сердце взволновать. Мало пьесу выучить по нотам, Надо научиться колдовать. Надо понимать язык снежинок, Записать, о чем поет капель. Или вдруг на крыльях журавлиных Полететь за тридевять земель. Надо превращаться в медвежонка, На сосну карабкаться, ворча, Или трепетать травинкой тонкой У лесного чистого ручья. Тот, кто это знает и умеет, Тот приносит счастье в каждый дом, Постарайся сделаться скорее Добрым музыкантом-колдуном! Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности. Искусство очень широко охватывает самые различные стороны человека – не только воображение и чувства, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» - эти знаменитые слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского сегодня как никогда актуальны. Музыка, в среде искусств, занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Каковы воспитательные возможности музыки в становлении личностных качеств ребенка? «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Прежде всего – музыка формирует эмоциональную сферу ребенка, оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Он получает представления о чувствах человека, выраженных в музыке и существующих в реальной жизни. Вызывая эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, мы формируем у них представления о нравственности, добре и зле. «Музыка передает настроения, чувства, характер человека». Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (Радынова О.П.). Музыкальная культура – важная составляющая часть общей культуры. Понятие «музыкальная культура дошкольника» можно рассматривать как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе накопления опыта восприятия музыки разных эпох и стилей, доступной детям по эмоционально-образному содержанию и продолжительности звучания. Этот опыт развивает: - эмоциональную отзывчивость,
- музыкально-образное мышление и воображение,
- музыкальные способности в различных видах творческой деятельности,
- способствует проявлению положительного эмоционально-оценочного отношения к музыкальному искусству на основе становления компонентов эстетического сознания (эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений о красоте).
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности JI.C. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Давайте рассмотрим, с помощью чего музыка заставляет нас лучше её понять. Это поможет и вам лучше понять, а затем объяснить детям, о чем говорит то или иное музыкальное произведение.
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа. • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.); • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.); • пауза – остановки в музыке (долгая, короткая); • акцент - сильная доля (лёгкий, сильный); • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.); • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.); • лад (мажорный, минорный, переменный); • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.); • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко); • регистр (высокий, средний, низкий); • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа. • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.); • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.); • пауза – остановки в музыке (долгая, короткая); • акцент - сильная доля (лёгкий, сильный); • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.); • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.); • лад (мажорный, минорный, переменный); • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.); • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко); • регистр (высокий, средний, низкий); • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа. • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.); • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.); • пауза – остановки в музыке (долгая, короткая); • акцент - сильная доля (лёгкий, сильный); • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.); • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.); • лад (мажорный, минорный, переменный); • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.); • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко); • регистр (высокий, средний, низкий); • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа. • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.); • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.); • пауза – остановки в музыке (долгая, короткая); • акцент - сильная доля (лёгкий, сильный); • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.); • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.); • лад (мажорный, минорный, переменный); • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.); • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко); • регистр (высокий, средний, низкий); • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа. • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.); • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.); • пауза – остановки в музыке (долгая, короткая); • акцент - сильная доля (лёгкий, сильный); • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.); • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.); • лад (мажорный, минорный, переменный); • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.); • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко); • регистр (высокий, средний, низкий); • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа. • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.); • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.); • пауза – остановки в музыке (долгая, короткая); • акцент - сильная доля (лёгкий, сильный); • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.); • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.); • лад (мажорный, минорный, переменный); • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.); • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко); • регистр (высокий, средний, низкий); • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа. • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.); • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.); • пауза – остановки в музыке (долгая, короткая); • акцент - сильная доля (лёгкий, сильный); • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.); • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.); • лад (мажорный, минорный, переменный); • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.); • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко); • регистр (высокий, средний, низкий); • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
|