Подготовка руки к письму
статья на тему

Верхотина Ольга Михайловна

Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта37 КБ

Предварительный просмотр:

Верхотина Ольга Михайловна, воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №29 «Солнышко»

г. Сольвычегодск, Котласского р-на, Архангельской обл.

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

В условиях современной жизни всё более актуальной становится проблема недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе. Одним из немаловажных аспектов развития  дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Первоклассники чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, недостаточно хорошо ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп урока, дети плачут, нервничают, появляется и быстро растёт нелюбовь к письму, исчезает положительная мотивация к обучению. ФГОС не ставят главной целью дошкольного образования подготовку к школе, но цель детского сада – сформировать способности, желание учиться. Ребёнок должен учиться через игры, другие виды детской деятельности. Стаж моей работы с дошкольниками более 30 лет и уже не раз, работая со старшими дошкольниками, сталкивалась с трудностями при подготовке руки к письму. В результате мониторинга выяснилось, что у детей мелкая моторика развита плохо, отличается замедленностью движений, недостаточная координация пальцев, нарушен мышечный тонус кистей рук. Поэтому, приняв детей в ясельную групп, решила обратить на эти проблемы особое внимание.

Цель работы: Развивать у детей тонкую моторику пальцев рук.

В ходе работы решаю следующие задачи: 1) развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2) развивать координацию движений рук и глаз;

3) развивать точность, глазомер;

4) усвоить правила гигиены письма; сохранение правильного положения головы, корпуса, ручки в руке, тетради на столе;

5) формировать и стимулировать мотивационные отношения родителей участвовать в образовательных отношениях как партнёры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.

Поставив перед собой цели и задачи, выбрала направления своей работы:

  • С детьми
  • Педагогами
  • Родителями

Некоторые дети, приходя в детский сад, не могут не только одеть колготки, носочки, но даже удержать в руках чашку. Поэтому начала свою работу с привития навыков самообслуживания. Здесь важно работать вместе с родителями. Наряду с консультациями для родителей по данной теме, которые помещались в уголки для родителей, много беседовала индивидуально с каждым родителем, убеждала в важности воспитания навыков самообслуживания.

Дети быстро учатся, если требования дома и в д/с будут одинаковые.

Основной вид деятельности детей в детском саду – игра, поэтому для развития мелкой моторики в группе была создана соответствующая предметно-развивающая среда, соответствующая возрасту детей. Для 1,5 – 2-х летних малышей втыкалочки, вкладыши разных форм и размеров из материалов различной фактуры, что способствует развитию тактильной  чувствительности пальцев, формированию мышечной нагрузки.

Игры на проталкивание в отверстия предметов: нитяных помпонов, крупных пуговиц; завинчивание и отвинчивание крышек, открывание, закрывание коробок, шкатулок, застёгивание, расстёгивание застёжек «молния» - игры «Кто в окошке?», «Что в корзинке?».

Игры с прищепками: «Сороконожка», «Подари зайке ушки», «Подари солнышку лучики», «Цветик-семицветик» и т.д., дидактические панно для игр с крышками от пластиковых бутылок.

2 – 3-х летние дети с удовольствием рисовали пальчиками на подносах с крупами, на песке. Чтобы сформировать правильный захват орудия письма, необходимо формировать захват «щепотью». Начиная с 3-х лет дети играли в игры: «Переложи пинцетом кусочки поролона», различные игры с пуговицами (сортировали по величине, цвету, количеству отверстий, выкладывали по силуэту и т.д.). Большой интерес у детей вызывали игры с нетрадиционными предметами: клубками ниток, пельменницей «Пчёлы собирают мёд». Хорошей тренировкой для пальчиков служат игры: «Мозаика», «Лего» и т.п., шнуровки, нанизывание предметов.

Так как графические навыки дети в детском саду приобретают не только посредством игр и упражнений, а также на занятиях изобразительным искусством, я использовала и этот приём в своей работе. Во II младшей и средней группе вела кружок «Волшебные картинки», где дети знакомились с приёмами нетрадиционного рисования: пальчиком, ватными палочками, воском, штампами, целлофановым пакетом и т.п.

Всё это способствовало формированию правильного распределения мышечной нагрузки, захвата «щепотью», а главное поддерживало интерес к овладению новыми навыками, знаниями.

В течение всего времени большой интерес у детей вызывали пальчиковые игры, начиная с простейшего самомассажа ладоней, сгибания, разгибания пальчиков, сжимания в кулачок. Для развития «щепоти» особенно полезны игры, где участвуют большой и указательный пальцы руки.

В старших группах, прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно подготовить к этому. Такой подготовкой служат: лепка, вырезывание, обводка и штриховка геометрических фигур, различных контурных изображений, рисование узоров, состоящих из различных линий. Использовала в своей работе элементы метода М. Монтессори: проведение пальцами по силуэтам букв из бархатной, наждачной бумаги.

Дети работали с рабочими тетрадями, овладевали строкой, писали не ручкой, простым карандашом для тренировки кисти руки, правильного нажатия.

Успешность работы по данной теме зависит от тесного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.

Я использовала такие формы работы с педагогами:

  • Мастер-класс по нетрадиционному рисованию;
  • Открытые просмотры НОД для учителей средней школы и воспитателей д/с;
  • Обобщение опыта по теме «Воспитание навыков самообслуживания»;
  • Участвовала в конкурсе по изготовлению игр для развития мелкой моторики.

Работа с родителями – важное направление по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики. Важную роль играет просвещение родителей о значении развития мелкой моторики. С этой целью для родителей проводились консультации, вела индивидуальные беседы. Вместе с родителями изготавливались пособия по развитию мелкой моторики, организовывались выставки игр, пособий на родительских собраниях.

Таким образом, считаю, готовить руку к письму можно и нужно с самого раннего возраста, используя при этом разные виды деятельности.

Не откладывая развитие мелкой моторики на потом, мы влияем на общее интеллектуальное, психическое развитие ребёнка, развитие его речи, готовим его к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по подготовке руки к письму

Советы по подготовке руки дошкольника к письму Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе п...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...