Опыт работы по формированию пространственных представлений.
консультация на тему
Описан опыт работы по формированию пространственных отношений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytttttttttttttttttttttttttt.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Актуальность.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственных представлений у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Развитие пространственных представлений начинает формироваться у ребенка постепенно. Самым первым и главным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослым. Овладение в период дошкольного детства такими способами пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела», « по схеме предметов », по направлениям пространства « от себя » и с изменением точки отсчета (т.е. от любых предметов), служит первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии, элементарных знаний о геометрическом пространстве. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями.
Цель моей деятельности :
выявить педагогические условия формирования пространственных представлений у детей, создание системы заданий для развития пространственных представлений у дошкольников, включая в себя представление о пространстве собственного тела и представление о пространстве объектов .
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
2. На основе изученной психолого-педагогической литературы определить содержание понятий ориентировка в пространстве, особенности восприятия пространства дошкольниками.
3. Подобрать диагностический инструментарий ( картинки, вопросы, эксперименты, задания, наблюдения, продукты детской деятельности и т.д.)
4. Создание системы заданий для развития пространственных представлений у дошкольников.
5. Осуществить качественную и количественную обработку результатов.
Познание пространственных отношений, связей и зависимостей в расположении объектов является процессом длительным и сложным. Пространственная ориентировка детей старшего дошкольного возраста осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.). В образовательном процессе дошкольного учреждения указанная деятельность интегрируется с другими: конструированием, рисованием, измерением, построением упорядоченных рядов, трудовыми действиями и т.д. Развитие умении ориентироваться происходит в разных видах деятельности с и с пользованием моделирования, схематизации (там, где это приемлемо).
Ориентировка в ближайшем окружении, обстановке (в предметной среде возрастной группы, дома, на участке детского сада, прогулочной площадке; по ходу маршрута, ведущего в детский сад, кинотеатр, магазин) особо значима для ребенка в плане развития вития его самостоятельности.
По данным педагогического исследования Т. А. Мусейибовой, в понятие «пространственная ориентировка» ребенка старшего дошкольного возраста включается следующее:
- Ориентировка и различение направлений, когда собственное тело ребенка является точкой отсчета. Различение: правая - левая, вперед - назад, вверх - вниз. Определение направления в статике (с обязательным называнием).
- Определение местоположения окружающих предметов относительно себя (близко расположены, находятся на значительном расстоянии (видимом) и т. п.).
- Определение своего местоположения относительно окружающих предметов («от объектов»).
- Различение направлений в движении.
- Ориентировка на предметах, выделение сторон: передняя, тыльная, верхняя, нижняя, правая, левая.
- Ориентировка в пространственных отношениях между предметами (использование в речи предлогов и наречий).
- Ориентировка на плоскости (листа, стола), т. е. в двумерном пространстве.
- Ориентировка на близком, далеком расстоянии, понимание перспективы (практическое).
- Ориентировка в уличном движении.
В ходе изучения пространства старшие дошкольники осваивают значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. Это предлоги, отражающие многообразие пространственных отношений между предметами, между человеком и предметами, указывающие направление движения к тому или иному предмету или на расположение предмета в процессе движения.
К первой группе относятся предлоги на, в, сзади, впереди, за, напротив и др. Внутри этой группы имеются свои отличия, передающие оттенки пространственных отношений между предметами.
Пространственные отношения между предметами отражаются с помощью предлогов под, над, впереди, перед, за, сзади. С одной стороны, они показывают положение одного предмета по отношению к другому, а с другой — направление движения по отношению к другому предмету.
У предлогов перед, сзади, несмотря на то что они указывают противоположные пространственные отношения между предметами, имеется общий оттенок — они указывают на близость одного предмета к другому. Наоборот, в другой паре предлогов — впереди и за, также отражающих противоположные отношения между предметами, общность состоит в том, что в них подчеркивается некоторая отдаленность в расположении предметов {впереди — лес; мой детский сад — за магазином).
Пространственное расположение человека (предмета) лицом (лицевой стороной, фасадом) к другому человеку или предмету выражается предлогом против (напротив), при этом указывается на близость расстояния между ними (дети построились в два ряда напротив друг друга).
Местонахождение человека, предмета в окружении других предметов или лиц указывается с помощью предлогов среди, вне, посреди. На расположение чего-либо в центре указывают предлоги между, вокруг.
Ко второй группе относятся предлоги, с помощью которых передается направление движения в пространстве. В предлогах к, из-за отражается направление движения к тому или иному предмету.
Движение по поверхности передается с помощью предлогов по, через.
Предлоги вдоль и поперек указывают на расположение предметов в процессе движения или какого-либо действия (вдоль дороги; вдоль стены; поперек дороги лежало бревно).
Кроме предлогов, для обозначения пространственных отношений используются наречия. Одни из них показывают направление движения и отвечают на вопрос «Куда?» (сюда, туда, налево, направо, вправо, вперед, назад, наверх, вверх, вниз, внутрь, наружу и т. п.), другие же указывают направление обратного движения и отвечают на вопрос «Откуда?» (отсюда, оттуда, слева, справа, спереди, сзади, сверху, изнутри, снаружи, извне, издалека, отовсюду и т. д.).
Третья группа пространственных наречий обозначает место действия, отвечает на вопрос «Где?» (тут, там, здесь, слева, справа, впереди, сзади, позади, сверху, наверху, вверху, внизу, внутри, вне, снаружи, везде, всюду, повсюду и т. д.).
Педагогическая технология развития пространственных представлений, овладения умениями ориентироваться и отражать свои представления в речи и в простой модели представлена:
- упражнениями в познании пространственных отношений в контексте любой детской деятельности (рассматривание фотографии, иллюстрации; оригами и вышивание; «прочтение» схем и т. д.);
- специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моделирования (использования замещения, предметно-схематических и графических моделей и схем и т. д.).
Формы организации детской деятельности могут быть представлены следующими способами.
- Мини-ситуации, специально создаваемые педагогами, родителями с целью овладения детьми каким-либо видом ориентировки. Например, схематически показано, что справа от дерева, в берлоге поселилась лиса, а впереди слева, около норы стоит медведь. Ребенок «наводит порядок», называя пространственные перемещения.
- Игровые упражнения на определение местоположений предметов и направлений: «Что впереди, что сзади», «Переложи игрушку в правую руку. Спрячь под столом». Самостоятельное придумывание детьми подобных упражнений. Полезно предложить ребенку задать вопрос (где и что находится); показать стрелкой, где лежит предмет или в каком направлении его искать. При поиске спрятанных предметов разумно использовать игровой прием «горячо — холодно».
- Упражнения типа «А что будет, если...» (изменится расположение, направление движения, количество сидящих за столом, расположение изображенных на фотографии и т. д.). Возможна схематизация, предложенная детьми.
- Проблемные ситуации. Например, надо найти самый короткий маршрут. (Ситуация для детей 6-7 лет из книги А. А. Смоленцевой и О. В Суворовой «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей».— СПб., 2004, с. 72, 73.)
- Графические упражнения, «зрительные диктанты» на освоение симметрии, развития умений ориентироваться на плоскости, раскрашивать черно-белые рисунки. Упражнения выполняются на бумаге в крупную клетку по образцу, под диктовку, по собственному замыслу.
- Дидактические игры (развивающие).
- Игры на освоение наглядного моделирования с использованием плана, плана-схемы, разного рода замещений («Кукольная комната», «Найди спрятанную игрушку», «Кукла Маша купила мебель» и др.).
- Игры с использованием самостоятельно придуманных детьми и представленных графически планов (схем): «Поиск кладов», «Мы — разведчики!» и др.
- «Мы — пешеходы»: серия упражнений и игр на освоение правил движения по тротуару, пешеходной дорожке; перехода через улицу по светофору и без и др.
- Рассказывание по картинам, чтение и беседа о прочитанном. Изображение (условное) разных видов пространственных от ношений, удаленности, перспективы. Творческие упражнения и игры, рассказы-инсценировки, разные виды театра и др.
Опыт ориентировки в пространстве накапливается у ребенка при выполнении разных действий, режимных процессов; чаще всего разные виды ориентировки «сосуществуют». Несмотря на это, следует соблюдать логику в усложнении, которая базируется на знании актуального уровня развития ребенка. Усложнение (от возраста к возрасту) состоит:
- в увеличении количества вариантов пространственных отношений;
- в повышении точности различения их детьми и поименовании соответствующими словами;
- в переходе от узнавания к воспроизведению пространственных отношений, в том числе между субъектом и окружающими его объектами;
- в переходе от ориентировки в специально организованной развивающей среде к ориентировке в окружающем пространстве;
- в обобщенности представлений и способов действий, переходе от практически-действенного способа пространственной ориентации к зрительной ориентировке.
По мнению Крушельницкой О.И. совершенствованию зрительной ориентировки на плоскости листа, разлинованного в крупную клетку, стола, таблицы способствует оправдавший себя на практике прием, условно называемый «зрительный диктант». Вслед за распределением плоских изображений, фигур, рисованием на плоскости листа по собственному замыслу ребенок начинает (в 5—6 лет) располагать предметы, рисовать по правилам, которые сообщает ему взрослый:
- заштриховать клетки вдоль левой стороны листа (по боковой правой стороне, в верхнем правом углу, справа (слева) от...);
- штриховать клетки, чередуя цвет, вид штриховки и т. д.;
- найти способ определения центра (середины листа) и выложить узор снизу от найденного центра;
- вдоль линии, проведенной через центр листа, наклеить половину прямоугольника, затем восстановить (дорисовать) вторую половину (упражнение на освоение симметрии).
Учебно-игровое пособие «На золотом крыльце» и игра «Кростики» (автор Б. Б. Финкелыдтейн, СПб., ООО «Корвет») способствуют развитию у детей умений ориентировки на плоскости; одновременному освоению чисел, форм, размеров; запоминанию и различению цветных чисел (цветных счетных палочек Кюизенера).
В разнообразных видах детских деятельностей, которыми увлекается ребенок-дошкольник, всегда имеет место упражняемость в дифференцировке пространственных направлений, определении местонахождения предметов, повышении точности речевых высказываний.
Развитие умений ориентироваться в расположении предметов «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошкольного возраста. Показателем развития пространственных представлений является постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).
Таким образом, рациональное сочетание педагогических технологий, основанных на непосредственном восприятии пространственных отношений и отображении их в виде схемы, плана, ускоряет процесс освоения пространства детьми, обеспечивает жизненность представлений и перенос их в другие ситуации.
Анализ имеющейся научно-методической литературы позволяет выделить несколько групп дидактических игр формирующих у дошкольников пространственное представление, которые являются базой для развития пространственного мышления.
I группа. Игры на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.
II группа. Игры на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.
III группа. Дидактические игры на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.
IV группа. Игры на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости, например на листе бумаги. Некоторые авторы (В.Г. Нечаева, О.И. Галкина, Н.А. Сенкевич и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов».
V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии в речи самих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР
В данном материале описаны методы и приемы формирования пространственных представлений, формы работы, основные направления, этапы. Предлагается планирование коррекционной работы по формированию простр...
«С чего начинается Родина…?!» (Опыт работы по формированию первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении)
Формировать чувство привязанности к своим близким, своему дому, детскому саду. Воспитывать у детей любовь к своему родному городу, своей малой Родине на основе прио...
Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями
Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств — лексических и фонетических. Важную организующую роль в со...
Комплексный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ
Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ...
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....
Организация логопедической работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР
Логопедическая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Консультация для педагогов : «Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»
laquo;Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»...