Значение игры в развитии ребенка-дошкольника.
статья (младшая группа) на тему
Дошкольный возраст - это возраст игры. Игра является прекрасным помощником в развитии ребенка. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Игра - это средство всестороннего развития, поэтому играть с ребенком необходимо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_igry.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение игры в развитии ребёнка-дошкольника.»
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст – это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. В своих играх дети копируют поведение взрослых, сцены из просмотренных фильмов или мультфильмов или моменты собственной жизни. Игра учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша. Детские игры являются прекрасными помощниками в развитии ребёнка. Игра приносит пользу тем, что ненавязчиво обучает новым навыкам, развивает у детей мышление и воображение, способствует установлению контроля над поведением. В игровой форме легче и эффективнее донести информацию, научить концентрировать внимание и решать задачи. Моделирование разнообразной деятельности даёт возможность усвоения нового опыта и приобретения оригинальных моделей поведения личности. Ребёнку процесс приносит радость и удовольствие, он легко включается и проявляет неподдельный интерес, самостоятельно понимает задания и активно ищет ответы, старается справляться со сложностями. Психологи считают, что в дошкольном возрасте ролевая игра является ведущей деятельностью, приводящей к развитию детской психики. Примерка на себя роли взрослого вызывает сильные эмоциональные переживания, регулирует взаимоотношения и оказывает влияние на развитие характера и личности. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. А.С. Макаренко отмечал, что игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре. Игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребёнок, он способен приложить максимум усилий и быть очень исполнительным. Коменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они воспитывали честность, любовь к порядку, мужество и дружеские отношения в детском коллективе. Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через функции игры. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра – средство социализации ребёнка. Игра невозможна без общения, которое становится её основным энергетическим источником. Она объединяет больших и маленьких, помогает им найти общий язык, учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, подчинять свои желания существующим правилам. Ребёнок учится понимать и уважать других. Игра ребёнка – основное средство становления его как независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения со сверстниками. Она обеспечивает самореализацию и эмоциональный комфорт.
Что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребёнка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребёнок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность, а также умение придерживаться определённых правил. Все эти качества , несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни намного больше, чем бездумно выученные несколько слов на английском языке или умение считать до 100 и обратно в трёхлетнем возрасте! Родители, забывая о ведущей деятельности дошкольников – игровой- водят их на различные подготовительные курсы, занимаются с ними дома, учат их иностранным языкам. Только вот в итоге ни родители, ни сами дети счастливее от этих занятий не становятся.
Игра – это средство всестороннего развития, поэтому играть с детьми необходимо!
Литература:
1.М.Д.Маханева, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Москва,2006г.
2.З.М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». Москва,1991г.
3.А.П.Усова, А.В. Запорожец «Психология и педагогика игры дошкольника». Москва,1996г.
4. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». Москва,2014г
5. Е. А. Бабенкова, Т.М. Параничева «Подвижные игры на прогулке». 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей. Значение игры для развития ребенка-дошкольника.
Еще 15-20 лет назад для того, чтобы поступить в первый класс, не требовалось ни навыков чтения, ни умения считать, ни, тем более, знания иностранных языков. Дети шли в школу после абсолютно безз...
Значение игры для развития ребенка-дошкольника
Игра для ребенка– не просто забава...
Статья - Значение игры в развитии ребенка дошкольника.
Статья - Значение игры в развитии ребенка дошкольника....
Статья на тему: "Значение игры в жизни ребенка-дошкольника"
Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социа...
Статья по теме: "Значение игры в развитии ребенка дошкольника"
Статья для педагогов дошкольных учреждений....
Значение игры в развитии ребенка дошкольника
Игра в жизни ребенка...
Значение народной игры в развитии ребенка-дошкольника.
Консультация для родителей.Игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Поэтому возрождение и возвращение детских игровых традиций русского народа в п...