«Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Произведения малых форм детского фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx54.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

Произведения малых форм детского фольклора

Введение

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В Конвенции о правах ребенка записано, что государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию.

В Законе Российской Федерации об образовании говориться, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В Концепции дошкольного воспитания отмечается: «Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов».

Согласно критериям оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении:

— Сотрудники создают условия для развития эмоционального общения детей со взрослыми.

— Организуют эмоциональные и подвижные игры, способствующие совместным положительным переживаниям («Ладушки», «Сорока-ворона», «Едем-едем» и пр.)

— Сотрудники создают условия для развития речи детей.

— Поддерживают речевую инициативу детей.

— Знакомят их с названиями различных предметов.

— Играют с детьми в речевые игры, дают послушать детские песенки, поддерживают звукоподражания.

— Читают детям книжки, показывают и называют картинки, рассказывают сказки и истории, вместе повторяют стишки и песенки.

— Поощряют словотворчество детей.

— Стимулируют запоминание детьми сказок, стихов, песенок.

— Задают вопросы, требующие развернутого ответа.

Таким образом, овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Нормативными документами подтверждается необходимость использования фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Фольклор — устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песен. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображает новые социальные изменения.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци, обобщив опыт швейцарской народной педагогики, создал «Книгу для матерей». Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности — тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков — зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного развития.

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

«Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью»,- писал Л.Н.Толстой.

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. « О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, — писал он. — Я уверен, что народная педагогика — это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики — пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом, нравственном, речевом развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, видный собиратель фольклора — П.В.Кириевский говорил, что: — «тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит.»

С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.

А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

1. Теоретическая часть

1.1.Роль малых форм фольклора в развитии речи детей

1.В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». В.П. Адрианова-Перетц пишет: «Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений». Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Мельников М.Н. пишет: «Колыбельные песни, по мнению народа — спутник детства. Они, на ряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Как отмечает Романенко Л.Ю., народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко).

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра — забава «Ладушки — хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр — забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

В настоящее время появилось большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Такие программы, как: «Наследие» под редакцией М.Ю.Новицкой, «Оберег» — Е.Г.Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — О.Л.Князевой и многих других.

Но и в этих программах не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития детей раннего возраста средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

1.2. Особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений малых фольклорных жанров.

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка — овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:

— специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуре (см. Приложение « 1)

— совместную деятельность с детьми – режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу.(см. Приложение № 2)

— специально – организованное обучение я осуществляю главным образом на занятиях, таких как: развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисование, лепка, конструирование, музыка, физкультура.

Младшие дошкольники особенно внимательны к звукам человеческой речи. Поэтому на занятиях по развитию необходимо развивать слух. В восприятии моей речи дети проходят несколько этапов: в начале они реагируют на интонацию, затем значимость приобретает для них ритм, и только потом начинают понимать значение слов. Одновременно со слухом развивается речь. Например, на занятии по развитию речи на тему «Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» для того, чтобы смотивировать воспитанников на знакомство с новой сказкой я начала занятие со знакомой потешки «Курочка – рябушечка»

— Курочка – рябушечка,

Куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка – рябушечка,

Зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка – рябушечка,

Зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка – рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

— Пи – пи – пи – пи – пи – пи»

После прочтения потешки я спросила у детей, о ком эта потешка? Куда ходила курочка? А как зовут её деток? Как пищат цыплята? Вызвав у малышей интерес к курочке, спросила, хотят ли они познакомиться с новой курочкой – курочкой Рябой? Получив их согласие, прочитала им новую сказку. Для наиболее полного восприятия дошкольниками сказки использовала настольный театр. После прочтения сказки я дала немного времени, а потом поинтересовалась, понравилось ли детям. Затем вопросы по содержанию. Позднее предложила вторично послушать сказку.

 Закончила занятие чешской песенкой:

«Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка,

Дай, ты мне яичко,

Умница моя!»

Я считаю, что использование потешки и песенки помогло детям усвоить содержание занятия, создало эмоциональный настрой. Содержание, которым должны овладеть, малыши лучше воспринимаются, когда они взаимодействуют, имеют непосредственное зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Так, например, при проведении занятия по развитию речи на тему «Заучивание потешки «Водичка – водичка» я учила детей согласовывать свои действия с текстом. Потешка помогла мне формировать культурно – гигиенические навыки у моих воспитанников.

Проведения занятия по ознакомлению окружающим миром на тему «Купание куклы Кати» я использовала потешку:

«Кукла в ванночке не плачет,

Посидит хоть целый час.

— Любит кукла! Это значит

— Кукла умница у нас!»

Потешка формирует у ребят знания о необходимости проведения водных процедур для их здоровья. Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении занятий продуктивными видами деятельности. Например, при проведении занятия по лепке на тему «Зёрнышки», рассказав детям о птичках, которым зимой очень холодно и голодно, спела песенку «Птичка»:

«Маленькая птичка

Прилетела к нам

Маленькая птичка,

Зёрнышки я дам.

Маленькая птичка

Зёрнышки клюёт.

Маленькая птичка

Песенки поёт».

Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке – вылепить из пластилина зёрнышки.

На занятии по лепке на тему «Улитка», я использовала приговорку, которая позволила мне вызвать интерес у детей:

«Улитка, улитка,

Выпусти рога.

Дам пирога.

Масляного, примасляного».

На занятии по рисованию на тему «Дождик» использовала фланелеграф, выкладывая тучку читала:

«Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!»

И под ритм потешки воспитанники кончиком кисти рисовали капельки дождя. В конце занятия прочитала потешку:

«Радуга – дуга,

У носи дождя!

Золотым мостом,

Серебряным концом!»

Большой восторг на занятии по рисованию «Лесенки» на ребят произвела потешка:

«Я полоску проведу,

А потом другую.

Ровно кисточку веду,

Лесенку рисую!

Раз! Ступенька!

Два! Ступенька!

Отдохну-ка, я маленько!

А потом опять

Буду рисовать!»

Вызвать интерес к творчеству у детей мне помогла потешка, которую я использовала на занятии конструирование по теме «Домик для друзей»:

«Строим, строим,

Строим дом.

По кирпичику кладём,

С каждым днём всё выше дом.

Вот такой уж вырос он».

Для того чтобы у дошкольников появилось чувство гордости за свой труд, умение, я рассказала потешку:

«Это чей, это чей,

Домик, чей из кирпичей?

Это дети строят дом.

Чтобы куклы жили в нём!»

Огромную роль малые жанры фольклора играют в физическом воспитании детей, которые я с удовольствием использую в своей практике, так, например, на занятии физкультуры я приглашаю словами песенки:

«Зашагали ножки, топ – топ – топ,

Прямо по дорожке, топ – топ – топ,

Ну-ка, веселее, топ – топ — топ,

Вот как мы умеем, топ — топ – топ,

Топают сапожки, топ – топ – топ,

Это наши ножки, топ – топ – топ!»

С помощью таких потешек малыши настраиваются на занятие.

Главное, я считаю, что должен учесть воспитатель при ознакомлении воспитанников с различными фольклорными жанрами, необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить, как яркое общение с ребёнком, на глазах которого разыгрывается красочное действо: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют. Настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства – и есть преимущество таких занятий.

Если задачи по ознакомлению ребят с малыми формами фольклора решать только на занятиях, то невозможно добиться поставленных целей и задач. Поэтому приобщение к песенкам, потешкам я включаю в совместную деятельность с детьми (режимные моменты, игры, наблюдения, труд, индивидуальную работу и двигательную активность) и самостоятельную деятельность дошкольников.

Не секрет, что особое значение потешки, песенки представляют в первые дни жизни малыша в детском учреждении. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению со сверстниками и, потому, находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт между воспитателем и малышом. Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя, потешка способна погасить в нём отрицательные эмоции, отвлечься и успокоится.

Такие потешки, как:

«- Мальчик – пальчик, Где ты был?

— С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел»,

а также «Ладушки – ладушки» или «Сорока – сорока» помогают наладить эмоциональный контакт между воспитателем и малышом. Ребёнок отвлекается от своих переживаний, успокаивается. А в его глазах «загорается» огонёк любопытства: «Что же будет дальше?».

Разученные тексты песен я озвучиваю соответствующей интонацией: колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, весёлую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой.

Реакция дошкольников на потешки неодинакова. Один ребёнок успокаивается при чтении потешеки «Пальчик – мальчик». Другого можно увлечь потешкой про игрушку:

«Динь – дон, динь – дон,

Где-то слышен перезвон,

Погремушки у ребят

Очень весело звенят»

ИЛИ:

«Я – рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла,

И в ямку – бух!»

ИЛИ:

«Машина, машина Идёт, гудит.

В машине, в машине Шофёр сидит: БИ – БИ – БИ»

Использование потешки про носовой платок действует успокаивающе на моих воспитанников:

«Лёг в карман и караулит Рёву,

плаксу и грязнулю.

Оботрёт потоки слёз,

Не забудет и про нос».

Детям очень нравится, что их любимая потешка читается от имени игрушки такой, как «лошарик». Это вызывает у них восторг:

«К нам пришла собачка, — Умная собачка,

С детками играет.

Очень громко лает:

Гав – гав – гав»

В общении с каждым ребёнком необходим индивидуальный подход. Чтобы создать радостное настроение необходимо учитывать индивидуальные особенности малыша.

При помощи потешек у дошкольников легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы6 мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. Когда ребёнок познаёт азы, потешка вовлекает его в мир нового, интересного, незнакомого. Более эффективный способ приучения основан на положительных эмоциях, возникающих при неоднократном повторении потешек. Приучая детей регулярно мыть руки, я пользуюсь потешками: Аи, лады, не боимся мы воды…», «Будет мыло пениться, грязь куда-то денется…», «Водичка…». Положительные эмоции дети испытывают, слыша слова:

«Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток».

В адаптационный период очень важна правильная организация питания. Создавать положительный эмоциональный фон во время приёма пищи мне помогают игры с приговорками, например:

«На плите сварилась каша,

Где большая ложка наша?»,

ИЛИ:

«Няня чашку молока Оле налила.

«Мяу;- киска говорит, — вот и я пришла»

Киске в миску отольём, веселее пить вдвоём!»

ИЛИ:

«Умница Катенька,

Ешь кашу сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!»

ИЛИ:

«Вот тарелочка пуста,

Улыбается она».

Мои воспитанники стараются, чтобы и у них тарелочка улыбалась. Когда им это удаётся, они радуются.

«Вот как дети держат ложку,

Набирают понемножку.

Платье, скатерть не марай,

Рот салфеткой вытирай».

Эта потешка помогает мне воспитывать у детей навыки пользования салфеткой во время еды

ИЛИ:

«Саша пьёт горячий чай

И сосёт конфетку.

Не облейся невзначай,

Пользуйся салфеткой!»

Многие малыши не любят пить тёплое молоко, но я всегда читаю потешку:

«Тот, кто пьёт молоко,

Будет бегать далеко!

Тот, кто пьёт молоко,

Будет прыгать высоко!»,

И она помогает мне: кто-то попробует, а кто-то и выпьет чашку полезного молока.

Не все мои воспитанники охотно ложатся спать. Некоторые испытывают чувство тревоги, тоскуя по маме, по дому. Это не редкость в первые дни пребывания ребёнка в группе.

Но у меня всегда наготове есть потешка, которая поможет, успокоить малыша:

«Баю – баю – бай,

Ты, собачка не лай!

Белобока, не скули,

Мою дочку не буди!»

ИЛИ:

«Спят котята на окошке,

Спит собака на дорожке,

Спят козлята на лугу,

Солнце рыжее в стогу,

Спи, Валюшка, ты устала,

Песню я начну сначала».

А для всех детишек, когда укладываю в кроватки, пою песенку «Спят усталые игрушки».

Как считает А. Н. Мартынова:…что в колыбельных песнях выражена родительская философия, основой которой была любовь к детям, отношение к ним, как «к благу, счастью, смыслу жизни».(1)

Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами. Поэтому для создания непринуждённой обстановки я читаю:

«Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая»

ИЛИ:

«Что случилось у Маринки?

Перессорились ботинки

Друг от друга отвернулись,

Рассердились и надулись

Поменяли их местами,

Перестали дуться сами!»

ИЛИ:

«Таня варежку надела.

«Ой, куда я пальчик дела?

Пальчик в домик не попал!»

Таня варежку сняла,

Таня пальчик свой нашла».

         Организуя наблюдения с детьми, я использую потешки, которые помогают целенаправленно наблюдать за явлениями природы. Так, например, выглянуло солнышко, и я не теряя ни минуты, подзываю детей полюбоваться лучами солнца и приговариваю:

 «Солнышко, Солнышко,

Колоколнышко,

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!»

Попал на стену солнечный луч, и я сразу рассказываю дошкольникам потешку про солнечного зайчика:

«Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!»

Мои воспитанники, даже те, кто молчали в первые дни, сейчас проявляют активность и широко используют в своей речи потешки. Например, если кто-то из детей упал или ударился, утешают друг друга: «У собачки не боли, У кошки не боли, И у Артёма заживи».

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют музыкальные занятия. Поэтому я с малышами часто пою песни и играю в музыкальные игры в группе. Это очень радует их. Дети с удовольствием повторяют уже знакомые песенки.

При чтении потешек ребята вслушиваются и приобщаются к красоте русского слова. Благодаря простоте и мелодичности дошкольники легко запоминают и повторяют потешки. Подбирая потешки, попевки, приговрки я стараюсь учитывать индивидуальные особенности воспитанников. Я считаю, что иллюстрации помогают мне в приобщении детей к детскому фольклору. Яркие картинки привлекают их внимание. Организация игровой деятельности – это заранее продуманный план воспитателя. И здесь не обойтись без потешек, закличек и песенок. Для проведения прогулки по детскому саду я говорю:

«Гудит автобус у ворот;

Скорее, маленький народ!

Ду – ду!

Я жду давно!

Он собирает всех ребят,

Чтоб отвезти гулять их в сад».

Организуя игру «Прятки», зову детей, напевая слова:

«Я по комнате хожу,

Деток я не нахожу,

Ну, куда же мне идти,

Где ребяток мне найти?»

Для проведения спортивной игры с мячом я читаю:

«Аи да, мячик, аи да, мячик!

Как легко, легко он скачет!

Скок, скок!

Мячик покатился в уголок».

Чтобы организовать полноценные сюжетно – ролевые игры необходимо дошкольников научить играть. Поэтому я всегда играю вместе с ними. Очень важно малышей заинтересовать. Простого объяснения, регулярного показа игры чаще всего недостаточно. Незаменимыми помощниками для меня являются произведения малого фольклора. Так, например, если дети не могут найти себе занятие, я приглашаю их на танцевальную минутку:

«Ну, ребята, выходите,

Вместе с Катей попляшите.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Раз-два! Не зевай!

Ногу выше поднимай!»

Проводя сюжетно- ролевую игру «Чаепитие», я выступаю в роли хозяйки, которая приглашает ребят пить чай:

«Дверь открою, стану звать,

Деток чаем угощать».

Зазывалочка способствует привлечению детей к игре и формированию культурного поведения за столом.

В формировании навыков самообслуживания, умении ухаживать за игрушками мне помогает потешка:

«Постираем кукле платье,

Чисто, чисто!

А расчёску возьмём

И причёску наведём».

Уборка игрушек – процесс скучный. Но если из уст воспитателя слышны зазывалочки, потешки, способствующие формированию аккуратности, порядка такие, как

«Ну, теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно,

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть».

Тогда уборка игрушек из скучного занятия превращается в привлекательное.

Развитие ручной умелости влияет на уровень развития речи и умственных способностей детей. Ещё В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говорят, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Поэтому в практике своей работы я широко использую пальчиковые игры, которые, как правило, сопровождаются текстом. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают активность дошкольников. В короткие рифмованные строчки способствуют четкой, ритмичной яркой речи малыша:

«Жили были зайчики

На лесной опушке,

Жили были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки».

При регулярных занятиях у воспитанников формируются воображение, фантазия, развивается память.

Влияние мануальных (ручных действий) на развитие мозга человека было ещё известно до нашей эры в Китае. Исследования М. М Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «Схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

При разучивании потешек используем не только действия с игрушками, кукольный театр, но мнемокарты.

Используем малые формы фольклора не только на занятиях по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На занятии лепка — лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

На рисовании рисуем «колобок». Для того, чтобы вызвать положительный настрой к занятию, используем загадку, обыгрываем песенкой.

Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.

Нами разработано перспективное планирование по использованию произведений фольклора в нерегламентированной деятельности(приложение2).

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, мы решили прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Ане личико»». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараемся, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».

Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они — сапожки».

Используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.

Напеваем колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам — и про кота-воркота, и прогулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору» , «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, мы стали подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей — “Дочка моя — куколка”. Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учили их ходить и ритмично приговаривали ходушку.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда мы появляемся в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают наш костюм, корзиночку, которую мы держим в руках. С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой-забавушкой, рассказывать ей о козе.

Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаем. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

В группе необходимо выбрать достаточно освещенное место для книжного уголка. Пополнили уголок новыми красочными книгами с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам.  Приобрести дидактические игры для развития речи детей: « Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку» и др., которые активно используем на занятиях и свободной речевой деятельности. В группе необходим театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный. Яркая привлекательная среда привлечёт внимание детей и они с удовольствием находят занятия по интересам.

1.3.Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии детей.

Прежде всего занятия с использованием русского фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства — вот в чём приоритет фольклорных занятий.Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий — это вершина педагогического мастерства.Следует подчеркнуть: на фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.

Принцип активности и посильной самостоятельности.

Его суть — активное соучастие и сотворчество и педагога и ребёнка. Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.

Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребёнка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаются все условия, чтобы у малышей полутора лет возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения — что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: «да», «нет», «так», «вот» и т. п.), но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников.

В-третьих, педагог должен вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением.

В-четвёртых, необходимо активное, действенное соучастие ребёнка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.).

Принцип познавательной активности — один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ориентировочное подкрепление выступает как метод, реализуемый приёмами в тесение занятия. И в этм аспекте эмоциональные воздействия поддерживают ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений различной модальности (зрительных, слуховых стимулов).

Остановимся на этом положении более подробно. Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот приём, очень сильный по своему воздействию, нецелесообразно слишком часто использовать в процессе занятия, т. к. дети привыкают взаимодействовать со взрослым только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения. И тем не менее ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому разумнее их строить с частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у неё появился бант другого цвета; котик ушёл, затем пришёл и лакает молоко, спит, т. е проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде; а вот он уже в другом виде: «Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился:» и т. п. Воспитатель пользуется ориентировочным подкреплением на основе слуховых ориентировочных реакций его голос звучит то тихо, то громко; то медленно, то быстро: иногда он говорит нараспев, растягивая гласные, пользуется речитативом, употребляя соразмерные паузы и т. д. Это приёмы, рассчитанные на подкрепление на основе слуховых ориентировочных реакций, которые и обеспечиваются эмоциональностью педагога.

Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, чёткие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ — основной метод принципа наглядности — может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием наглядных средств. Использовать можно плоскостные и объёмные.

Какими же приёмами можно пользоваться, осуществляя принцип наглядности? Один из главных — приём инсценирования произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы, игрушки). С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста.

Приём инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.

Приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Ещё один приём — динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке — «масляна головушка», желательно привести в движение именно часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано в стаёшь, голосисто поёшь?» следует привести игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подать голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки. Не случайно при прочтении потешки «Вот и люди спят» вначале действенно разыгрывается первая строчка (воспитатель предлагает выполнить игровое действие имитационного характера, дети кладут под щёчку сложенные ладошки и на секунду закрывают глаза — спят»). От понимания первой строки зависит постижение последующего текста. Поэтому так важно добиваться двусторонней связи в понимании.

Приём усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или её местоположения), исчезновением или внезапным появлением в несколько изменённом виде. Например, чтобы привлечь внимание малыша к петушку, педагог показывает игрушку вначале близко, затем петушок взлетает на спицу. Дети видят игрушку под другим углом зрения, с дальнего расстояния. Спица вращается — петушок кружится.

Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и др. весьма динамичны: каждая строка несёт определённое смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом.. в этом и заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми.

Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка. Воспитатель задерживается на каждой части столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового содержания текста. При этом часть текста читается синхронно инсценировке.

Отработав какую-то содержательную часть текста, педагог переходит ко второй, третьей частям занятия. От чего зависит этот переход? От степени усвоения. Если дети не отреагировали на какую-то часть текста, воспитатель прокручивает её ещё раз, прибегая к выше перечисленным приёмам.

Неоднократное повторение какой-либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, т. е. поэтапностью обучения и необходимостью прокручивания (неоднократным повторением, т. е. циклом) какой-либо части занятия в зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.

Эксперименты показали, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Возникает так называемое доминантное торможение. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем, сороки-воровки, яркого петушка, красивой куклы. Что же должен предпринять воспитатель в этой ситуации? Несколько отыграть назад: спрятать куклу («ляля ушла»), увести петушка («петушок спрятался). Если это ширма, то в ней предусматривается одна пустая сторона, которая и поворачивается к малышам, скрывая на некоторое время красочное изображение.

Доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках. Вот почему необходимо соблюдение принципа цикличности. Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей второго года жизни. На третьем году постепенно формируется способность сразу включаться в «рабочую» ситуацию, осваивая новую информацию на высоком уровне ориентировочной активности с первых моментов.

Таким образом, принципы поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий позволяют педагогу осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия, и индивидуального реагирования. При этом рекомендуется при повторном и последующих повторениях не ставить задачу копировать фразы и действия. Сохраняя их общую направленность, а также точность фольклорного изложения, педагог эмоционально изменяет ситуацию, применяя разные приёмы наглядности, привлекая внимание детей и вводя в русло планируемой деятельности.

Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определённое время. Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности — повторение занятий в несколько изменённом варианте). Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свёртывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.

В какой же момент осуществляется целостное прочтение?

Принцип художественного фольклорного исполнения произведения, соблюдаемый в методике, позволит педагогу создать у детей целостное восприятие. Прочтение целостного текста складывается как бы само собой после проработки каждой строчки потешки. И это вполне понятно: малыши эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный сюжет. Вот теперь воспитатель выразительно, неторопливо, а главное, непрерывно читает всё произведение в целом, от начала до конца.

По принципу цикличности воспитатель повторяет2-3 раза чтение произведения в целом. Каждое повторное чтение должно проходить также увлекательно, как и всё занятие. При повторном прочтении меняется и характер исполнения. Например, воспитатель читает текст речитативом, а в следующий момент как бы пропевает весь текст, побуждая малышей действовать вместе.

2. Практическая часть

2.1. Методика по ознакомлению детей с потешкой.

Воспитатель показывает детям куклу и говорит, что зовут её Маша, обращает внимание, какая Машенька нарядная, какая у нее красивая шубка. Предлагает детям послушать потешку про Машу:

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Воспитатель задает вопросы по содержанию: какая Маша, во что она одета, какая у нее шубка (объясняет, что аленькая, это значит красная), рассказывает, что опушка у нее бобровая (показывает мех по краю шубки), Маша чернобровая заканчивает воспитатель. Затем воспитатель говорит, что он еще раз расскажет потешку про Машу, а потом попросит рассказать кого-нибудь из детей. Повторное чтение потешки. Воспитатель предлагает детям рассказать про Машу, спрашивает 2-3 ребенка, помогает им.

2. 2. Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Ладушки в гостях у бабушки»

Программные задачи:

— Обучающие:

1.     познакомить детей с предметами русского быта (миска, черпак);

2.     формировать умение различать характерные свойства муки (белая, мягкая, нежная);

3.     упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (где, что, с кем);

4.     совершенствовать произношение;

5.     обогащать знания детей через малые фольклорные жанры;

6.     формировать умение играть деревянными ложками с помощью движений.

-Развивающие:

1.     развивать речь, внимание, память, мышление путем познавательных вопросов;

2.     развивать положительно-эмоциональное отношение к домашнему животному (киске).

— Воспитательные:

1.     воспитывать доброжелательность, чувство дружбы;

2.     воспитывать интерес к художественному слову.

—  Оздоровительные:

укреплять здоровье детей путем проведения физкультминутки, пальчиковой гимнастики с целью снятия напряжения.

Методические приемы: игровая мотивация, художественное слово, наблюдение за воспитателем, вопросы к детям, поощрение детей, пальчиковая гимнастика и физкультминутка.

Словарная работа: ввести в речь детей слова: миска, черпак и дать им объяснение.

Материал и оборудование: миска, черпак, игрушка кошка, два противня, костюм для бабушки, макет дома «Русская изба», салфетки, мука, стол, домашняя утварь, деревянные ложки, магнитофон, аудиозапись с русской народной мелодией.

Индивидуальная работа: закрепление у Рустама и Андрея знания свойств муки (мягкая, легкая, воздушная).

Предварительная работа: разучивание потешки «Ладушки», словарная игра «Кисонька-мурысонька», чтение художественных произведений о домашних животных, загадывание загадок, наблюдение во время прогулки за кошкой и её повадками.

В группе воспитатель одевает русский народный костюм и говорит, что она теперь будет бабушкой, а ребята будут её внуками и приглашает детей к себе в горницу.

Бабушка: - Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Какие вы красивые, нарядные. Дайте я на вас полюбуюсь. Проходите, садитесь рядком да поговорим ладком. (дети проходят в горницу) Посмотрите ребятки, как у меня уютно и красиво. Я очень рада видеть вас у себя в гостях.

- А вам нравится здесь?

Дети: - да

Бабушка: - В доме я живу не одна, а вот чтобы узнать с кем я живу, вам нужно отгадать загадку.

То мурлычет, то играет

То громко песню напевает: Мур – р – р

Дети: -  Киска

Бабушка: - Правильно киска, только куда же она подевалась? Давайте её позовём:

             Кис-кис-кис (повторяют все вместе, появляется игрушка киска)

               СЛОВЕСНАЯ ИГРА:

Дети: - Кисонька — мурысонька, ты где была?

Киска: - На мельнице.

Дети: - Кисонька– мурысонька, а что ты там делала?

Киска: - Муку молола

Дети: - А что из муки пекла?

Киска: - Оладьи

Дети: - А с кем кушала?

Киска: - Одна

Дети: - Ай кисонька – мурысонька не ешь одна, ешь с детками малолетками (дети грозят пальчиком киске).

Бабушка: -  Ребятки, мне киска, что-то хочет сказать на ушко. Ребята, киска принесла с мельницы муку, вот в такой красивой миске (показываю). Давайте скажем вместе миска (дети проговаривают, проводится индивидуальная работа с пассивными детьми). Какая удобная и красивая миска, в ней можно замесить тесто.

        - А в миске мука (даю детям потрогать муку)

        - Что вы ощутили? Какая мука на ощупь?

Дети: - Белая, легкая, мягкая, нежная.

(затем даю детям салфетки, чтобы обтереть руки)

Бабушка: — Ребятки, если в эту миску добавить воды, соль дрожжи, яйцо то получится тесто, а из теста можно приготовить вкусные оладушки. Сейчас я вам покажу, как правильно нужно замешивать тесто. А для этого нам понадобиться черпак, которым я буду мешать тесто и выкладывать черпаком тесто на противень. Давайте хором скажем черпак (дети повторяют).

Помешивая черпакам в миске, бабушка проговаривает потешку «Ладушки»:

Ладушки, ладушки ,

Где были у бабушки

Что пекли? Оладушки,

Маслом поливали,

Деток угощали,

Бабушка ставит миску с черпаком в сторону, подходит к каждому ребёнку, произнося его имя: Юле два, Коле два и т.д.

                  Хороши оладушки у нашей бабушки!

Бабушка: - А может ребятки сами хотят испечь оладушки?

Дети: - Да.

Дети с помощью воспитателя повторяют, потешку, сопровождая имитационными движениями рук.

Бабушка: - Напекли оладьи?

Ребятки, чтобы испеклись оладьи их нужно поставить в печь. Печь у меня большая, жаркая.

Бабушка берёт противень и подходит к каждому ребенку

 дети кладут свои оладушки на противень

Бабушка: - Ну-ка печка, дай оладушкам местечка. А сейчас пока пекутся оладьи, чтобы нам не скучать мы попляшем (бабушка раздаёт детям деревянные ложки, дети пляшут под плясовую музыку постукивая ложками).

Бабушка: — Молодцы ребята хорошо плясали, наверное, и оладушки наши уже испеклись.

(Бабушка заглядывает в печь)

Бабушка: — А дома мамы пекут оладьи?

Дети: - Пекут,

Бабушка: - А что ещё пекут из муки?

Дети: - Пироги, блины,

(Бабушка достаёт из печи оладьи и показывает детям)

Бабушка: - Какие оладьи?

Дети: -Румяные, красивые, горячие, масленые.

Бабушка: - А сейчас ребятки садитесь за стол мы вами будем кушать оладьи.

 (дети садятся за стол на столе стоит самовар с чаем)

Бабушка: - Давайте вспомним из чего мы пекли оладьи?

Дети: - Из муки.

Бабушка: - А что ещё нужно добавить, чтобы получилось тесто?

Дети: - яйцо, дрожжи, воду.

Бабушка: - В чём нам киска принесла муку?

Дети: - В миске.

Бабушка: - Чем мы муку мешали?

Дети: - Черпаком.

Бабушка: - Вы старались помогали

        Напекли вы от души

        И красивы, и румяны

        Оладьи очень хороши

       А теперь мы чай нальём

       И с оладьями его попьём.

(Бабушка наливает чай своим внучатам и каждого хвалит, называя по имени)

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Программное содержание занятия составлено в соответствии с требованиями «Программа воспитания и обучения в детском   саду под редакцией М.Васильевой». Значительно   помогла парциальная программа Князевой   и Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Старалась     создать условия для приобщения детей к русскому народному фольклору. В   интерьер   включила   элементы     русского   быта: костюм хозяйки, макет дома «Русская изба», скамеечка, стол, дорожка, домашняя   утварь. Создание «Русской избы» помогло ввести детей в особый самобытный мир русской старины.

Перед проведением занятия была проведена предварительная работа:

—         Разучивание потешки «Ладушки»

—         Словарная игра «Кисонька –мурысонька».

—         Чтение художественных произведений о домашних животных.

—         Загадки о животных.

—         Наблюдение во время прогулки за кошкой, и её повадками.

Основу занятия составляет потешка «Ладушки». Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в тексте потешки, вызывают в сознании зримые картины, совершаемые действия становятся как бы реально    происходящими.

Познакомила детей с атрибутами «Русской избы» дала им объяснение.

В ходе занятия реализуются следующие задачи:

                    —  Обучающие

                   —   Развивающие

                   —   Воспитательные

  Обучающая задача решается в первой части занятия, где дети учатся воспроизводить содержание потешки и имитировать её движениями рук, повторяя за воспитателем.

Путём   познавательных   вопросов    решается одна из развивающих   задач: развитие речи, внимания, памяти, мышления. Через словарную игру «Кисонька-мурысонька» развивалось положительно-эмоциональное отношение к домашнему животному.

Воспитательные задачи старалась решить на протяжении всего занятии. Вы звать интерес к художественному слову, доброжелательность и чувство дружбы.

В ходе занятия реализуются задачи оздоровительного характера через физкультминутку и пальчиковую гимнастику, направленные на укрепление здоровья детей.

Для привлечения детей использовалась игровая мотивация и поисковые вопросы. Занятие проходило в умеренном темпе, одно действие сменялось другим. Части занятия и их последовательность логически   взаимосвязаны. Использовались разнообразные методы обучения: наглядный, словесный, игровой. На занятии присутствовали различные приёмы: вопросы, смена действий, поощрение.

Во время занятия старалась говорить с детьми выразительно, эмоционально. В течение всего занятия преобладал эмоционально-положительный настрой, Дети были активны и доброжелательны.

Анализируя конспект занятия пришла к выводу, что с помощью методов и приёмов задачи были реализованы. На детей благоприятно влияет   устное народное творчество, тем самым обогащается словарь детей, развиваются речевые способности.

Занятия можно считать удачным, обилие игровых приёмов и методов позволило сделать процесс обучения комфортным для детей.

Заключение:

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Систематическая организация работы способствует:

— пониманию речи ребенком

— свободному использованию простых предложений в разговоре

— активизации ребенка в речевом общении с воспитателем и детьми

— инициативности в речевых контактах.

Человек, по утверждению К. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Сама природа ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Малыши тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребёнка.

Список использованной литературы:

1. Аникина «Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып.1, 1991г.»

2. Бородич А.М. «Методика развития речи у детей» М., Просвещение, 1981г.

3. «Ладушки, ладушки». В.Ветрова. 1995г. «Знание».

4. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей»// Дошкольное воспитание, 1995г. №9

5. Новицкая М. «Фольклорная школа» // Дошкольное воспитание, 1993г. №9.

6. «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить». М.Б.Успенский. «Специальная литература», 1997г.

7. «Путь к слову». 1997г. АО «Столетие».

8. Русское народное творчество в детском саду. А.П.Усова.

9. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г.№2, №4

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»...

Методическая разработка "Роль малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Эта методическая разработка предназначена для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста, а также может быть интересна для родителей....

Методическая разработка конспекта «Роль малых форм фольклора в развитии речи ребенка» для детей младшего дошкольного возраста

Введение     «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью котор...

31.05.2020 Консультация для родителей «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

laquo;Роль  малых форм фольклора в развитии речи детей» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный о...

Консультация для родителей «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

Фольклор нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности.Детский фольклор – это пр...

статья "Роль малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

В статье раскрывается использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста, даётся характеристика основных жанров, используемые в работе, рассматриваются примеры из опыта работы....