"Организация игровой среды развития дошкольников"
статья (средняя группа) по теме

Харитонова Наталия Семёновна

     Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Деятельность ребёнка во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому чрезвычайную актуальность приобретает проблема создания условий, максимально способствующих наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам. 

      Эти проблемы, а также введение Федерального государственного образовательного стандарта побудили нас к изучению и усовершенствованию предметной игровой среды группы.

Для решения проблемы создания полноценной предметно-игровой среды, мы провели исследование, с  целью выявления игровых и средовых потребностей воспитанников. Учитывая результаты исследования был разработан и внедрён в практику проект "Наша любимая группа", где представлена организация предметно-игровой среды в средней группе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Деятельность ребёнка во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому чрезвычайную актуальность приобретает проблема создания условий, максимально способствующих наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.

Эти проблемы, а также введение Федерального государственного образовательного стандарта побудили нас к изучению и усовершенствованию предметной игровой среды группы.

В первую очередь для решения проблемы создания полноценной предметно-игровой среды, мы провели исследование, с  целью, выявления игровых и средовых потребностей воспитанников. Под игровыми потребностями мы понимаем желаемые и предпочитаемые игрушки и игры, необходимые для реализации игровых замыслов воспитанников, средовые потребности – это желаемая обстановка, комплекс условий создающих максимальный комфорт для личности воспитанника,

- материально – техническое оснащение – средства обучения полностью должны соответствовать требованиям пункта 3.3.4. Стандарта «Развивающая предметно – пространственная среда».

Цель исследования: создать предметную игровую среду в группе с учетом личностно – ориентированного подхода, обеспечить каждому ребенку возможность выбора деятельности по интересам.

В соответствии с поставленной целью нами были определенны следующие задачи:

1. Обеспечить сменяемость среды, т.к. среда должна постоянно меняться в соответствии с потребностями детей, с образовательными задачами и учетом возрастных особенностей и интересов детей;

2. Создать условия для индивидуализации и социализации каждого ребенка как личности.

3. Создать условия для эмоционального благополучия и комфорта каждого ребенка.

4. Формировать центры активности, позволяющих детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу, с учетом интересов и желаний;

5. Создать условия для обеспечения гендерного воспитания: для того, что бы девочки и мальчики могли проявлять свои интересы и склонности.

Организуя исследования, мы учитывали следующие принципы:

- системности и последовательности (в соответствии с планом, не от случая к случаю).

- комплексности (использование методов, взаимодополняющих друг друга).

- конкретизации (сосредоточенность на определенных задачах, для выявления предпочтений в выборе игрушек, игр и форм игровой деятельности).

Все результаты исследований мы фиксировали в таблице.

 Для эффективности результатов, все исследование было разделено на 4 этапа.

Первый этап – это определение сроков и продолжительности исследования. Мы определили для себя срок –1 год.

Второй этап – это постановка задач исследования, решение которых помогут нам, получить необходимую информацию для создания предметно-игровой среды.

Третий этап – подбор методов, с помощью которых возможно решить поставленные задачи.

Четвертый этап – это создание таблицы, в которой фиксируются результаты исследования.

По итогам проведенного мониторинга и изучения требований Стандарта мы столкнулись с рядом трудностей:

1. Недостаточное материально – техническое оснащение в вопросах РППС согласно ФГОС ДО.

2. В групповом пространстве перегруженность и перенасыщение предметного игрового  материала, недостаточно доступен воспитанникам (находится в закрытых шкафах).

3. Недостаток игрушек-моделей, сборных моделей, игрушек-трансформеров; макетов-предметов, представляющих в уменьшенном виде реальные сооружения и территории, универсальных макетов.

4. Недостаток образно – символического материала: серии картинок по различной тематике; наглядно-графических моделей устройства предметов, связей между явлениями природного и социального мира; наглядно-графических моделей пространства, являющиеся общекультурной принадлежностью; общепринятых систем условных графических обозначений.

5. Не созданы условия для формирования самостоятельного поведения, мышления, принятия решений, ситуации выбора.

6. В интерьере группы не отражаются правила и нормы совместного бытия, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности, собственные традиции.

7. Недостаточно условий по изменению «фонов» и окружающей обстановки до неузнаваемости.

Учитывая результаты проведенного мониторинга был разработан и внедрён в практику проект «Наша любимая группа».

Методы, используемые нами в работе по исследованию:

 «Наблюдение за свободной игровой деятельностью детей».

Для выявления наиболее востребованных игрушек, игр и пространства помещения групповой комнаты в нашей группе проводится 2 раза в месяц Педагог ведет педагогическое наблюдение за тем, какие игрушки выбирают дети, как долго они с ними взаимодействуют,  насколько игровое  оборудование помогает детям разворачивать сюжет, игровой замысел. Где, в каком пространстве группового

помещения дети предпочитают играть.

«Беседа». Для выявления наиболее предпочитаемых игрушек и игр мы обсуждаем с детьми желания иметь в группе те или иные игрушки или игры. Педагог беседует с детьми: «Что ты больше всего любишь делать?», «В какие игры ты любишь играть?», «Хочется ли что-то поменять вокруг себя в группе – мебель, игрушки и т.п.». И педагог составляет список наиболее востребованных игрушек, игр, опираясь на желания детей.

«Рассматривание картинок с изображением игрушек».

Детям предлагается для рассматривания подборку картинок с изображением игрушек или каталог игрушек. Картинки мы подбираем с изображением разных игрушек – и те, которые имеются в детском саду, и те, которых нет. Педагог просит ребенка выбрать наиболее интересные, на его взгляд, картинки и спрашивает, какая картинка ему больше всего нравится. Первые три выбора являются наиболее значимыми для дошкольника.

«Игровые ситуации». 

Детям предлагается набор разнообразных игрушек, и они самостоятельно определяют замысел и выстраивают игровые действия. Тем самым мы определяем наиболее предпочитаемые сюжетно-ролевые дидактические игры. Этот метод также подходит для выявления предпочитаемых игровых зон и определения комфортности пространственной организации среды нашей группы.

«Взаимопосещение групповых комнат». В нашем детском саду проводится образовательное событие «Давайте меняться» с целью обеспечения разнообразия, вариативности игровой среды. Раз в месяц дети вместе с педагогами меняются на некоторое время группами. Педагог ведет педагогическое наблюдение за игровыми и средовыми предпочтениями детей и фиксирует результаты.

«Домашняя игрушка». Дети приносят свои любимые игрушки и оставляют их на некоторое время, чтобы сверстники могли ими играть, что позволяет выявить значимости той или иной игрушки для детей нашей группы.

«Обмен игровым материалом». Педагоги нашего детского сада обмениваются игрушками и играми на разные сроки и составляют список недостающего игрового материала.

«Любимая игрушка дома». Общаясь с родителями, мы узнаем, чем дети играют дома, это расширяет наши представления о предпочтениях детей, что помогает в модернизации игровой среды.

Таким образом, целенаправленное выявление средовых и игровых потребностей необходимо, для создания и постоянного обновления предметно-игровой среды. Наши исследования помогают создавать «живую», не только развивающую, но и развивающуюся среду, которая является благоприятным условием развития каждого ребенка в группе, оптимизирует процесс саморазвития и самовыражения детей, что так актуально, в связи с введением ФГОС ДОО.

«Организация предметно-игровой среды в средней группе»

И в конце я бы хотела представить, как мы организовали предметно-игровую среду в своей группе.

Приоритетные задачи возраста

Выстраивание предметно-игровой среды

У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа

Предметная игровая среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (2-4 человека)

Нужно помнить: именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки

в тех местах, где дети много времени проводят в одной позе, необходимо подвесить различные мобили или на стене на разной высоте нарисовать ладошки и ввести правило: поиграл – встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески или ладошки и можешь играть дальше

Средний возраст - время расцвета сюжетно-ролевой игры. Сигналами о необходимости изменений в игровой среде будут служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры

внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов, простых и связанных с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин, детский сад, праздники, цирк

Игрушка наталкивает на новые игровые замыслы

В игровых наборах должны быть куклы разного пола и «профессий», мягкие игрушки, наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта

Развитию игровых замыслов и творчества способствуют:

Дополнительный игровой материал: коробки различного размера и формы, бечевки, катушки, лоскутки, палочки, трубки и пр.

Оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать «символы», например для кабинета доктора и пр.

Часто возникают конфликты, если не участвующие в игре дети игнорируют установленные играющими границы, либо занимают часть игровой территории

Использовать легкие ширмы (одна-две), цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики

Крупный модульный материал

любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его

Чтобы показать детям значимость их достижений, следует время от времени фотографировать постройки и создавать фотоальбомы

Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы («Город», «Поезд» и др.)

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в их многочисленных вопросах: «Почему? Зачем? Для  чего?». Определенный опыт его познания у ребенка уже есть  - он требует систематизации

организуется «сенсорный центр», где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты и шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы – видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т. п.)

Дети активно осваивают различные средства и способы познания

Обучающие и развивающие игры: игры на сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу, функции, на группировку, на воссоздание целого из частей.

Поможет им быстрее освоить эталоны свойств и использовать их в самостоятельной познавательной деятельности

Выставлять знакомые детям обозначения разнообразных свойств (геометрические фигуры, цветовые пятна, цифры и др.)

Важный этап умственного развития

Используются знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей

Усиливается интерес к познанию себя

Самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий: «Какой я?», «Люди такие разные и такие одинаковые», «Я плачу и смеюсь»

Реализация проекта «Наша любимая группа» - это сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Наряду с трудностями, о которых я озвучила выше на сегодняшний день можно говорить о позитивных факторах:

1. В группе создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможность для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией.

2. Созданная предметно-игровая среда способствует реализации личностно –ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построение с ним партнерских отношений, диалога.

3. РППС стала вариативной – в групповом помещении в наличии различные пространства, разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей и возможность самовыражения каждого ребенка.

4. Исходя от интересов и запросов воспитанников игровой материал периодически сменяемый – появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Мы учитываем принцип «Новое, сменяя старое, сохраняет его элементы».

5. РППС учитывает типологические особенности воспитанников группы (активность – пассивность, общительность – замкнутость, лидерство – замкнутость). Предоставлено больше возможностей для самостоятельной деятельности, уединения, проявления двигательной активности и т.д.

Таким образом, предметно-игровая среда нашей группы выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, а также отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён 17 октября 2013).

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО/О.А.Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич.- М.: Фиро, 2014.

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.- М.:Издательство "Национальное образование", 2015.

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"/Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева и др.

5.  Перечень компонентов развивающих средств для оснащения дошкольных образовательных организаций в соответствии с ФГОС ДО. – Москва.: ООО «РЕНЕ», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации для родителей по организации игровой среды дома

В современном мире каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем занял достойное место в жизни общества. Родители стараются дать детям как можно больше...

Организация игровой среды в группе раннего возраста

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой перео...

Консультация для родителей «Организация игровой среды в домашних условиях»

Консультация расскажет, как можно организовать место для игр ребёнка в домашних условиях....

Педагогический проект "Организация игровой среды развития дошкольников"

Для воспитателей предложен педагогический проект по организации игровой среды в группе....

Модель организации игровой деятельности младших дошкольников как средства социализации дошкольников.

Модель организации игровой деятельности младших дошкольников (далее – Модель) представляет из себя некую систему компоновки игр различного вида и направленности, демонстрирует педагогическим раб...

Организация игровой среды в условиях семьи

Рекомендации для родителей...