Игра - ведущий вид деятельности детей
статья на тему
Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. Ребенок активно изучает окружающий его мир – и мы, взрослые, должны учитывать возрастные особенности ребенка и особенности ведущего типа его деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_itogovaya.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. Ребенок активно изучает окружающий его мир – и мы, взрослые, должны учитывать возрастные особенности ребенка и особенности ведущего типа его деятельности.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, по мнению психологов и педагогов, является игра. Они отмечают ее важную роль в формировании психики ребенка и считают, что игра - это основа всего последующего развития ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для последующей жизни в обществе.
Игра – отражение жизни. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого.
Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.
Существует несколько классификаций игр, но наиболее популярной является классификация С. Л. Новоселовой в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Выделяют три класса игр:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, самостоятельные игры:
- игра-экспериментирование;
- самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями:
- игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;
- досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей.
Б. Эльконин выделил три компонента игр: игровые условия, сюжет и содержание игры. Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:
а) от начала к концу;
б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;
в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.
Особое внимание хотелось бы уделить основным функциям детской игры, потому что функции могут помочь нам определить сущность игры. Согласно Э. Эриксону, «игра – это функция Эго, попытка синхронизировать телесные и социальные процессы со своим Я». С точки зрения влияния на развитие функции игры подразделяют на 4 категории.
1. Биологическая функция. Начиная с младенчества, игра способствует координации движений рук, тела и глаз, предоставляет ребенку кинестетическую стимуляцию и возможность затрачивать энергию и расслабляться.
2. Внутри личностная функция. Игра развивает способности овладения ситуациями, исследования окружающей среды, постижения устройства и возможностей тела, ума, мира (т. е. стимулирует и оформляет когнитивное развитие).
3. Межличностная функция. Игра служит полигоном для освоения огромного количества социальных навыков – от того, как делиться игрушками до того, как делиться идеями.
4. Социальная функция. В играх, дающих детям возможность примерять желанные взрослые роли, дети усваивают идеи, поведение и ценности, ассоциированные в обществе с этими ролями.
Значение игры очень трудно переоценить. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...
Консультация для воспитателей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Подробное описание всех компонентов сюжетно-ролевой игры в схемах и таблицах ....
Презентация "Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"
В презентации раскрыта роль игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, представлены все виды игры. Каждый вид сопровождается фотографиями детей в игре....
Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....
Демонстрация педагогических умений по организации игры с детьми ЗПР в рамках круглого стола «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
Открытый просмотр игры-инсценировки «Репка» ...
Деловая игра для воспитателей "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"
Методическая разработка для воспитателей по орагнизации игровой деятельности с дошкольниками....
Деловая игра для молодых педагогов дошкольных образовательных организаций по теме «Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами....