Формирование основ здорового образа жизни у детей
материал на тему
Выступление на районном методическом объединении воспитателей Лямбирского муниципального района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
untitled.fr12.doc | 81.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Формирование основ здорового образа жизни у детей
Выступление на районном методическом объединении воспитателей Лямбирского муниципального района
Воспитатель: Талабаева М.П.
Апрель 2018
«Здоровье это вершина, которую каждый должен покорить сам» гласит восточная мудрость.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Но, создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать, здоровье в будущем.
Здоровье - это не только отсутствие болезней. Это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. И отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.
Оздоровление воспитанников не может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников. Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями, поэтому в учреждении создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги).
Задачи оздоровления детей и пути их реализации.
Важнейшая задача каждого педагога дошкольного образовательного учреждения организовать педагогический процесс таким образом, чтобы воспитывать ценностное отношение к своему здоровью каждого дошкольника.
Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об Образовании».
Этот документ и меры, принимаемые органами управления образованием, помогают достичь определённых результатов стабилизации, а в детских садах качественного улучшения детского здоровья. У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и мы должны научить детей самостоятельно заботится о нем.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа: здоровый ребенок - успешный ребенок! Я считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегаюших технологий. Здоровьесберегающая технология - это система мер. включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегаюших технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Другими словами целью здоровьесберегаюших технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно- развивающей работы:
приобщение детей к физической культуре
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Я считаю, что применение в работе ДОО здоровьесберегаюших педагогических технологий
- повысит результативность воспитательно-образовательного процесса;
- сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если: будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в условиях ДОУ;
- будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку;
- будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Решение проблемы оздоровления детей - действие не одного дня и не одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Важно помнить, что ребенок, изучая себя, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Поэтому в начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение быть всегда аккуратно одетыми, замечать неполадки в своей одежде, и с помощью взрослого устранять их. В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной гигиены.
В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков использую разные формы и педагогические приемы организации с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание им о необходимости соблюдать правила гигиены и постоянное повышение требований к ним. Добиваюсь от детей точного и четкго выполнения действий, их правильной последовательности.
Для этого использую дидактические игры:
«Водичка, водичка умой мое личико», «Помоги медвежонку », «Честно, честно чистым быть чудесно», «Покажи лисенку, как ты моешь ручки». Из сюжетно-ролевых игр выбираю такие, как «Уложи куклу спать», «К нам гости пришли». Еще для детей моей группы я использую отрывки из произведений «Доктор Айболит», «Мойдодыр» К.Чуковского, а также наблюдения, рассматривание иллюстраций, рассказывание.
Также для успешного привития детям навыков гигиены важно: чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми - воспитателем, помощником воспитателя. А так же родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей дошкольного возраста соответствующие знания, но и их прочному закреплению.
Успешность и эффективность деятельности в направлении здоровьсбережения возможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей и других режимных моментов.
Вывод:
В заключении хочу сказать, что успешное развитие дошкольника немыслимо, если у него с раннего возраста не сформированы основы здорового образа жизни Я уверена в необходимости использования целостной системы образования, оздоровления, формирования навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих, что способствует гармоничному развитию ребенка. И работа по формированию основ здорового образа жизни должна продолжаться на протяжении всего периода обучения, что в конечном итоге положительно повлияет на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств, валеологических знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМЛЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....
Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»
Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
Практико-ориентировочный проект по формированию основ здорового образа жизни у детей и родителей «Здоровым – жить здорово!»
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. Помочь детям узнавать и учи...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...