Рабочая программа: "Умелец да рукоделец"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Плященко Нина Михайловна

Пояснительная записка, целевой раздел, задачи программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Умелец да рукоделец277 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Пригородный детский сад»

 

Утверждено:

Заведующая МКДОУ  «ЦРР –

Пригородный детский сад»

__________ О.И.Устименко

Рабочая программа

«УМЕЛЕЦ ДА РУКОДЕЛЕЦ»

(для детей 5-7 лет, срок реализации – 2 года)

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

                             

                                                           Плященко Нина Михайловна,

                                                             педагог дополнительного образования

г. Калач

2016 г.

                                                                         

                                            Содержание.

  1. Целевой раздел.

         - Пояснительная записка

2. Организационный раздел

- Структура и содержание образовательной области.

- Методические принципы организации  изобразительной       деятельности.

- Связь с другими образовательными областями.

  1. Содержательный раздел

     - Формы организации программы

     - Методы реализации программы

     - Методы, используемые при организации работы с детьми

     - Прогнозируемые результаты освоения программы

     - Материально-образовательное обеспечение образовательного процесса

                               

1.Целевой раздел.

Пояснительная записка

Образовательная  область  программы:

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.  Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать  свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах в преподавании эстетических искусств, способных решать  современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

Нетрадиционный подход к выполнению работы дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.

Путь в творчество имеет для детей множество дорог – «от простого к сложному». Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.

Программа  рассчитана  на  2 года обучения и предусматривает проведение  занятий  по 1 разу в неделю в старших (5-6 лет) и подготовительных  (6-7 лет) возрастных группах.

Цель  программы:    

Создание для каждого ребёнка в детском саду возможности для развития творческих способностей, широкого взаимодействия с миром, активного экспериментирования в разных видах изобразительной деятельности, творческой самореализации.

Задачи программы:      

1. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

3. Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

4. Воспитывать эстетический вкус и образное мышление.

5. Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под редакцией Н,Е. Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное - М. Мозаика – Синтез, 2012г.
  • Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  • Лыковой И.А., Программа «Цветные ладошки».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155
  • Устав МКДОУ;
  • Основная общеобразовательная программа МКДОУ «ЦРР – Пригородный детский сад»
  • Закон РФ от29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено   Постановление  Правительства Российской Федерации от 27.10.2011г.№2562);
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 (от 15.05.2013г, № 26).

2. Организационный раздел 

                               

Данная программа предназначена для  художественного  и творческого

развития детей старших и подготовительных  групп  детского сада в условиях работы изобразительной студии. В  рабочей  программе  определены  художественно-эстетические и  развивающие  задачи,  необходимые для развития творческих и познавательных  качеств ребенка средствами как одной из областей  продуктивной  деятельности  детей  дошкольного  возраста, для ознакомления  с  миром искусства  в  условиях  детского  сада, для формирования общей культуры, для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 

Новизна программы заключается в ее реализации, то есть занятия с детьми проходят в изостудии. Дети участвуют в выставочной деятельности, что способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, отзывчивости, понимания значимости собственной творческой деятельности. 

Оригинальность программы состоит в  системе специально организованных интегрированных  занятий по художественно-эстетическому воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих  способностей ребенка, но коррекции недостатков в психологическом и эмоциональном развитии детей.

Отличительные особенности данной образовательной программы

Работа ведется с детьми, желающими рисовать и имеющими индивидуальными возможностями усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Количество детей – 7-10 человек. Программа реализуется в течение 2 лет. Курс программы включает 72 занятия по темам.

Возрастные особенности детей  старшего возраста. (5-6 лет)

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное

мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие.

Возрастные особенности детей  подготовительных групп . (6 -7 лет)

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, пере-

даваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и

пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

У детей продолжает развиваться восприятие, но  они не всегда

могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям

воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они

в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте

 в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Структура и содержание образовательной области.

                                 

Возрастная группа

Продолжи тельность занятий

Количество занятий   в  неделю

Количество занятий   в  месяц

Количество

часов в год

на одну группу

Старшие  группы

5-6 лет

20-25

1

4

36

Подготовительные группы

6-7 лет

30 - 35

1

4

36

                                                                                                                   Всего:

72

Данная  программа ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер.

Как  вариант  интегрированной работы  педагога по изобразительной деятельности,  музыкального  руководителя и воспитателей групп разработан  комплекс  занятий и мероприятий по ознакомлению детей  с классическими произведениями  русской живописи,  музыкальными произведениями и русской поэзией («Поэтический образ природы в живописи, музыке и поэзии»).

Методические принципы организации изобразительной деятельности.

1. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

2. Принцип гуманности  - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.

3. Принцип деятельности – формирование умений самостоятельно  применять   знания в  разных  областях,  моделях.

4. Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.

5. Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.

6. Принцип креативности (организации творческой деятельности).

7. Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.

8. Принцип свободы  выбора – в любом  обучающем или  управляющем действии предоставлять  ребенку  выбор.

Связь с другими образовательными областями

«Физическое развитие»

развитие моторики движений, правильной осанки, необходимых для развития эстетически развитого человека, использование физкультминуток.

«Социально-коммуникативное развитие»

развитие свободного общения с детьми и взрослыми в области художественного творчества; развитие всех компонентов образного мышления; практическое овладение воспитанниками нормами речи. 

«Познавательное развитие»

расширение кругозора детей в области искусства; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере художественного творчества.

«Художественно-эстетическое развитие»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения детского потенциала. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Речевое развитие»

использование художественных произведений с целью речевого развития и усиления эмоционального восприятия художественного замысла при чтении

художественных произведений.

3. Содержательный раздел.

                    Формы реализации программы:

  1. Беседы, занятия, групповая и индивидуальная работа, коллективно-творческая работа, работа с родителями, мастер-классы, игры-развлечения, оформление выставок, использование ТСО.

                  Методы реализации программы:

  1. Наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, информация, публикация на сайте.

             

            Методы, используемые при организации работы с детьми:

  1. Тычок жесткой кистью;
  2. Оттиск печатками из овощей;
  3. Восковые мелки, акварель и гуашь;
  4. Сеча и акварель;
  5. Отпечатки листьев;
  6. Печать по трафарету;
  7. Обрывание бумаги, скатывание бумаги;
  8. Оттиск поролоном, оттиск пенопластом, печатками из ластика, мятой бумагой;
  9. Набрызг;
  10. Рисование ладошкой, оттиск пробкой;
  11. Лепка рельефная;
  12. Использование природного и бросового материала.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  • Репродуктивная;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская;
  • Игровая;
  • Трудовая;
  • Двигательная.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр, художественных произведений.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  • Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • Договариваться о совместной работе, её содержании;
  • Планировать свою работу, определять последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • Радоваться успехам своим и товарищей.

       

Прогнозируемые результаты освоения программы

                                    1 год обучения  (5-6 лет):

  • Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народно-декоративное искусство).
  • Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
  • Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
  • Знать особенности выразительных материалов.
  • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия.
  • Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.
  • Проявлять фантазию и творческое мышление, дорисовывая предложенные пятна, линии, точки.
  • Различать и совмещать разные виды изобразительной деятельности.
  • Знать имена и работы наиболее известных художников.

Прогнозируемые результаты освоения программы

                                    2 год обучения  (6-7 лет):

  • Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использовать в работе разные материалы и способы создания изображения.
  • Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
  • Знать особенности изобразительных материалов.
  • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Использовать нетрадиционные техники рисования.
  • Проявлять фантазию и творческое мышление.
  • Знать имена и работы наиболее известных художников.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы.

  • К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П.Торранса «Дорисовывание фигур», тесты Торшиловой Е.М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей». Так же диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия у детей развития художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания.
  • Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ рисунков всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Материально-образовательное обеспечение образовательного процесса

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  • Акварельные краски, гуашь;
  • Простые карандаши, ластик;
  • Печатки из различных материалов;
  • Наборы разнофактурной бумаги;
  • Восковые и масляные мелки;
  • Свеча;
  • Пастель;
  • Ватные палочки;
  • Поролоновые печатки, губки;
  • Коктейльные трубочки;
  • Палочки или зубочистки для процарапывания;
  • Матерчатые салфетки, стакан для воды;
  • Подставка под кисти;
  • Разные кисти;
  • Клей, ножницы, клеевые кисти;
  • Природный и бросовый материал».
  • Место для выставки детских работ;
  • Демонстрационная доска, ноутбук, магнитофон;
  • Дидактический материал в соответствии с темами занятий;
  • Различные игрушки;
  • Наглядный и раздаточный материал в соответствии с темой занятия.

Используемая литература:

  1. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
  2. И.А.Лыкова «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности».
  3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском  саду».
  4. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
  5. Н.В.Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках».
  6. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» под редакцией Т.А.Кобцева.
  7. Е.В.Котова «Развитие творческих способностей дошкольников.
  8. Н.В.Дубровская «Приглашение к творчеству.
  9. И.В.Новикова «Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду.
  10. Р.Туфкрео, М. Кудейко «Коллекция идей».
  11. Т.С.Комарова, А.В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве»

Календарно-тематическое планирование работы кружка                            «Умелец да рукоделец» ( 5-6лет)

Месяц

Тема месяца

Вид деятельности, программное содержание

Оборудование

Интеграция образовательных областей

Кол-во часов

Сентябрь

«Путешествие по стране «Фантазии»

Рисование.

Тема: «Страна «Фантазия»»

В творческой, игровой форме познакомить детей с художественным понятием «цвет». Учить правильно держать кисть, набирать на кисть достаточное количество краски.

Гуашь 7 цветов, кисти (толстые, плоские), альбомный лист бумаги, вода, салфетки.

Д/игра «Угадай и нарисуй», п/игра «Змея»

1

Рисование

Тема: «Чудо-карандаш».

Показать детям, как можно рисовать пальцем на песке и карандашом на бумаге. Учить рисованию прямых и волнистых линий, точек.

Изображение Карандаша (человечка-игрушки), подносы с мелким песком, белая бумага, простые карандаши.

Выкладывание различных фигурок из счетных палочек, веточек, карандашей (на прогулке).

1

Лепка.

Тема: «Красивые цветы»

Учить детей использовать в работе природный материал, объединять свою поделку в сюжетную композицию. Учить оформлять поделки мелкими деталями из бумаги, бусинок и т.д., что позволяет детям проявлять творчество и фантазию.

Разноцветный пластилин, спички, картон, ножницы, цветная бумага.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, слушание классической музыки.

1

Рисование (монотипия)

Тема:  «Бабочки, которых я видел летом».

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки).Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

Д/игры на восприятие цвета, беседа о цветниках, клумбах, насекомых.

1

Октябрь

«Настроения осени»

Рисование.

Тема: «Осенний ветер».

Научить детей, используя приемы рисования кистью («примакивание», точки, линии), передавать движение и характер ветра.

Гуашь теплых тонов, альбомный лист, кисти толстые, круглые.

Экскурсия в парк, рассматривание деревьев, опыты с воздухом, подвижные игры.

1

Аппликация.

Тема: «Грибочки»

Создание композиции из готовых форм или в технике «Рваная бумага».

Для фона картон, заготовки цветной бумаги, клей, кисти.

Экскурсия в лес. Сбор листьев и плодов, составление коллекции природного материала. Рассматривание муляжей грибов. Беседа «Съедобные и несъедобные грибы»

1

Коллаж.

(2 занятия)

Тема: «Лесные жители».

Обучение детей технике составления коллажа.

Тонированная бумага для фона. Контурный рисунок ежика (размер альбомного листа на каждого ребёнка). Гуашь 7-и цветов. Вырезанные из цветной бумаги силуэты грибов, ягод, засушенные листья, кисти мягкие, толстые, клей, пластилин

Беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А.Барто «Зайка», В. Сутеева «Под грибком»

2

Ноябрь

«Замечаем красоту вокруг нас»

Рисование

Тема: «Веточка рябины»               (с натуры)

Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Лист формата А-4, ветка рябины, гуашь, кисти.

Наблюдение листопада на прогулке, рассматривание и сбор осенних листьев и плодов красивой формы и окраски. Д/игра «С какого дерева листок»

1

Рисование.

Тема: «Осенние листья» (тиснение).

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти.

Составление гербария из листьев разной формы и окраски.

1

Художественный труд                      (2 занятия)

Тема: «Подосиновики».

Закреплять навыки конструирования из природного материала, знакомить детей с разными способами выполнения работы.

Половина высушенной кожуры апельсина или мандарина, пластилин, различный материал, подставка (коробка со мхом) для коллективной работы.

Беседа о грибах, рассматривание иллюстраций с их изображением, д/игра «Что положим в лукошко?»

2

Декабрь

«Зимние впечатления»

Рисование (монотипия)

Тема: «Первый снег».

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипия. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист формата А-4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов. Черная гуашь или тушь, белая гуашь, салфетки,

Наблюдение за снегопадом и рассматривание снежинок, пойманных на варежки.

1

Художественный труд.                    (2 занятия)

Тема: «Наряд для Зимушки-зимы».

Показать детям, как можно передать образ «Зимушки-зимы через ее наряд (цвет и символ).

Для фона плотный картон (голубого, белого, сиреневого цветов). Тонкое кружево наклеено на картон в форме широкого платья с рукавами. Фольга, бисер, пуговицы, кусочки кружева, белая бумага. Клей, пластилин, кисти

Слушание и разучивание песен о зиме.

2

Рисование.

Тема: «Мои любимые снежинки».

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Развивать воображение, чувство композиции.

Тарелочки и подносы, раскрашенные в черный цвет, гуашь белая, синяя, фиолетовая, иллюстрации, эскизы.

Подвижная игра «Мы веселые снежинки», просмотр фидеофильма «Снег и снежинки».

1

Январь

«Приглашение к творчеству»

Рисование.

Тема: «Голубая книга сказок»

Продолжать учить детей находить наиболее эффективные и гармоничные сочетания с использованием голубого и синего тонов. Побуждать к созданию изображения с использованием полученных колеров и привлечь детей к придумыванию сказок.

Краски, гуашь, баночки для составления колеров, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки. Ватман, сложенный в виде книги.

Дидактическое пособие «Краски природы», слушание аудиосказок.

1

Рисование.

Тема: «Украшаем виньетками страницы «Голубой книги сказок».

Познакомить детей с виньеткой, которая украшает страницы книги, предложить продумать, как можно украсить  книгу, выполнить эту работу.

Гуашь, книги, украшенные виньетками.

Просмотр видеоролика «Волшебные росписи).

1

Моделирование игрушек из ваты и бумаги.

Тема: «Снегири и яблочки»              (2 занятия).

Показать возможность лепки птиц из ваты. Расширить представление детей о способах создания пластичных образов. Учить самостоятельно выбирать и сочетать разные изобразительные техники (лепка, аппликация, рисование)

Комочки ваты, бумажные салфетки, цветная бумага, клей ПВА, кисточки клеевые, кисти для рисования, краски гуашевые, бусинки, пуговички, зубочистки и т.д.

Чтение стихотворения А.Прокофьева «Снегири», подвижная игра «Найди свой домик»

2

Февраль

«Мой мир»

Рисование.

Тема: «Обои в моей комнате».

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания (оттиск печатками, поролоном, пенопластом). Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка).

Бумага формата А-3, печатки, поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев.

Беседа о жизни детей в детском саду, экскурсия по детскому саду.

1

Рисование.

Тема: «Растения в нашей группе» (с натуры).

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму вазона, относительную величину вазона и растения, форму и расположение листьев.. Закрепить приемы работы с пастелью.

Комнатные растения, пастель, темная бумага формата А-3, эскизы, иллюстрации натюрмортов.

Экскурсия в Зимний сад ДОУ.

1

Аппликация. (2 занятия)

Тема: «Цветы в подарок».

Обучить детей составлению цветовой композиции из готовых форм, силуэтному вырезанию цветка. Закреплять понятие формы (больше, меньше).

Силуэт корзины из цветной бумаги для каждого ребёнка, коричневые полоски для «прутьев» корзины. Силуэтные заготовки цветов. Квадратики из цветного картона, клей, ножницы.

Рассматривание иллюстраций к сказке С.Аксакова «Аленький цветочек». Слушание музыки П.И.Чайковского «Вальс цветов».

2

Март

«Весеннее настроение»

Лепка рельефная декоративная.

Тема: «Солнышко, покажись!»

Учить детей создавать солнечные (солярные) образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Развивать чувство ритма и композиции.

Керамические плитки или картонные квадратики размером 20/20, пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз и т.д. 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства.

Беседа о солнце, как источнике жизни на Земле. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства (видеоролик).

1

Рисование.

Тема: «Чудесные платки. Рисуем вместе».

Продолжать знакомить детей с павло-посадскими платками. Учить договариваться между собой о будущем узоре, о том, где какой элемент будет расположен. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции.

Бумага 20/20 см тонированная, гуашь, кисти, павло-посадские платки, схемы, эскизы.

Д/игра «Радуга» с целью развития чувства цвета и получения гармоничных цветосочетаний.

1

Лепка.

Тема: «Необитаемый остров».

Продолжать знакомить детей с понятием «пейзаж», «барельеф». Развивать у детей творчество, фантазию.

Разноцветный пластилин, стека, картон, спичка.

Подвижная игра «Море волнуется раз». Беседа о море и его обитателях, дидактическо-речевые игры с «Азбукой».

1

Художественный труд.

Тема: «Цветной калейдоскоп».

Продолжать развивать у детей композиционные навыки в составлении цветовой гаммы.

Для фона – белая или цветная бумага (в форме круга, овала, квадрата). Вырезки из журналов различной формы, кусочки цветной бумаги, бусинки, клей, пластилин, кисти жесткие.

Д/игра «Цветовое лото», подвижная игра «Краски»

1

Апрель

«В мире сказки»

Рисование.

Тема: «Разноцветная земля»

Учить детей отражать в своих рисунках впечатления, полученные на прогулке, рисовать различные деревья (тонкие, стройные, искривленные), располагать под деревьями траву, цветы, ягоды.

Иллюстрации из детских книг, альбомные листы (тонированные), гуашь, кисти.

Рассматривание иллюстраций О.Богатеевой и рисунков В.Лебедева с сборнику С. Маршака «Разноцветная книга».. Пение песен о весне. Прогулки.

1

Аппликация с элементами рисования и письма.

Тема: «Жар-птица»                    (2 занятия)

Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник.

Узкие полоски бумаги синего, фиолетового и белого цветов.

Гуашь, кисти, клей, ножницы, цветные фантики.

Наблюдение на прогулке за изменениями в природе. Игра «Живые лепестки».

2

Рисование.

Тема: «Чудесный букет» (монотипия).

Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

Бумага формата А-4, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей за прошлые годы.

Посещение Ботанического сада, оранжереи, Зимнего сада и пр. Оформление общего альбома «Фантастические цветы»

1

Май

«Зеленый май»

Художественный труд.

Тема: «Кот-Котофеич».

Учить детей делать поделку, используя природный материал и пластилин, развивать фантазию и творчество.

Скорлупа грецкого ореха, плюски желудя, семена арбуза, мелкие веточки или еловые иголки, мох, подставка для поделки, пластилин, образец.

Беседа о домашних животных, просмотр видеофильма о котах, п/игра «Кот и мыши».

1

Аппликация с элементами рисования коллективная.

Тема: «Салют над нашим городом» (2 занятия)

Учить отражать в рисунках впечатления, создавать изображения, соответствующие теме. Отмечать разнообразие решений.

Лист ватмана, гуашь, кисти, цветная бумага, клей, клеевые кисти, ножницы.

Просмотр видеоролика «Праздничный салют»,  диапозитивов, иллюстраций, открыток.

2

Рисование (пленэр).

Тема: «Мы на лужок ходили»

Познакомить детей с приемами рисования на открытом воздухе.

Бумага формата А-4, подложки для бумаги, восковые мелки, акварель, кисти, поролоновые тампоны и т.д.

Д/игра «Цветной домик», прослушивание аудиозаписей «Пение птиц», «Журчание ручья». Разучивание хоровода «Мы на луг ходили»

1

                                                                                                                               Итого

36

                                                                                                                           

Календарно-тематическое планирование работы кружка                                 «Умелец да рукоделец» ( 6-7 лет)

Месяц

Тема месяца

Вид деятельности, программное содержание

Оборудование

Интеграция образовательных областей

Кол-во часов

Сентябрь

«Наш любимый детский сад»

Рисование.

Тема: «В чудесном мире красок»

Продолжаем знакомить детей с различными видами и названиями красок, используя наглядный материал. Содействовать развитию творческой активности, воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Различные виды красок: акварель, гуашь, масло.

Художествен-ные кисти, работы художников.

Чтение сказок и загадок про краски, дидактические игры, самостоятельная деятельность детей.

1

Аппликация

Тема: «Фруктовый сад»

Обучение детей составлению из отдельных разноцветных кусочков бумаги силуэтов фруктов.

Для фона – тонированная бумага А-4, цветные вырезки различной формы из журналов, рисунки силуэтов фруктов. Клей, ножницы, жесткая кисть. Муляжи фруктов.

Приготовление фруктового салата, д/игра «Угадай по вкусу».

1

Лепка.

Тема: «Наши любимые игрушки»

Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форма, цвет и соотношение частей).

Пластилин, дощечка, стека, набор детских игрушек.

Чтение стихов и разучивание детских песенок про игрушки, рассматривание иллюстраций в детских книгах, игры детей.

1

Рисование.

Тема: «Бабочки, которых я видел летом»

Познакомить детей с техникой монотипии, с понятием симметрии (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление)

Силуэты симметричных и несимметрич-ных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, гуашь, кисть, ТСО.

Беседы с детьми, рассматривание бабочек в видеофильмах.

1

Октябрь

«Что нам осень подарила?»

Конструирование из природного материала.

Тема: «Составь букет» (икебана).

Познакомить детей с названием  «икебана», развивать у детей художественно-эстетический вкус, фантазию, учить составлять букеты из осенних цветов и листьев.

Репродукции художников, видеоряд, вазы, фрукты, осенние цветы и листья.

Наблюдения в природе, рассматривание репродукций художников.

1

Рисование.

Тема: «Астры или георгины в вазе» (с натуры).

Учить анализировать натуру, выделяя её особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков. Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.

Букет осенних цветов, лист бумаги темного цвета, пастель.

Наблюдения в природе, рассматривание открыток с изображением цветов, д/игры.

2

Лепка из соленого теста.

Тема: «Фрукты-овощи» (витрина магазина).

Совершенствование техники многофигурной и сложноцветной рельефной лепки при создании композиции «Витрина магазина»

Цветное соленое тесто, муляжи фруктов и овощей, иллюстрации с изображением витрин магазинов.

С/ролевые игры детей, рассматривание фруктов и овощей, ТСО.

1

Художественный труд.

Тема: «Ромашковая полянка»

Закреплять у детей имеющиеся у них умения конструирования из природного материала, учить самостоятельно определять содержание своей работы в соответствии с общей заданной темой.

Веточки, крылатки клена и ясеня, засушенные лепестки цветов и листочки деревьев др. природный материал. Пластилин, гуашь, кисти.

Беседа о насекомых. Д/игра «Кто здесь лишний? Просмотр презентации «Полевые цветы», загадки.

1

Ноябрь

«Предметный мир вокруг нас».

Рисование.

Тема: «Красивые ложечки» (декоративное рисование по мотивам хохломской росписи).

Освоение волнистой линии и короткого завитка. Закрепление умения рисовать тонкие и ровные линии концом кисти, равномерно чередовать ягоды и листья. Развивать эстетическое восприятие.

Шаблоны ложек, гуашь, кисти, изделия с хохломской росписью, видеоролик.

Рассматривание узоров с костромской росписью, д/игра «Город мастеров».

1

Аппликация с элементами рисования.

Тема: «Вазы и цветы».

Учить детей вырезыванию симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, использование нетрадиционной техники «ниткография»

Цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, нити.

Рассматривание предметов быта, видеоролик «Из чего делают посуду?»

1

Рисование.

Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила» (с натуры)

Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.

Овощи или муляжи, бумага темного цвета, пастель, эскизы и картины (репродукции с изображением натюрморта).

С/ролевые игры, д/игра «Что где растет», загадки.

1

Лепка миниатюр.

Тема: «Колыбелька».

Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках – лепить младенцев (пеленашек) в колыбельках.

Пластилин, пустые спичечные коробки лил другие мелкие упаковки.

С/ролевая игра «Дочки-матери», пение колыбельных песенок.

1

Декабрь

«Праздники и важные события»

Художественное конструирование из бумаги.

Тема: «Делаем сувениры в подарок друзьям и родным» (фонарики).

Учить детей из цветной бумаги делать игрушки, используя ранее усвоенные навыки. Воспитывать творческую активность, самостоятельность.

Полоски цветной бумаги, ножницы, клей, кисти.

Чтение стихотворения «Фонарик», рассматривание новогодних игрушек. Танец с фонариками.

1

Рисование.

Тема: «Праздничная елочка».

Упражнять в технике тычкования полусухой жесткой кистью (имитация колючей хвои дерева).

Лист бумаги, гуашь, кисти (мягкая, жесткая), ватные палочки и пр.

Чтение стихов, рассматривание иллюстраций, открыток.

1

Лепка из соленого теста. (тетопластика).

Тема: «Ёлкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки».

Создание новогодних игрушек в технике тестопластики – лепка из соленого теста.

Цветное соленое тесто, бросовый материал: бусинки, пуговицы, колпачки от фломастеров, зубочистки, ватные палочки и др.

Д/игра «Ну-ка, сосчитай-ка!» Разучивание новогодних песен.

1

Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения.

Тема: «Морозные узоры».

Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.

Тёмный лист бумаги, гуашь белая, кисть узкая, таблицы, иллюстрации снежинок, видеоролик.

Рассматривание зимних узоров на стекле, рассматривание изделий кружевоплетения.

1

Январь

«В гостях у сказки»

Лепка рельефная.

Тема: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет».

Освоение техники пластилиновой живописи. Передача пластики и колорита морских волн. Колористическое решение темы и усиление эмоциональной выразительности.

Пластилин разных цветов, картон разной формы и размеров, керамическая плитка, стека и пр.

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций в книге, просмотр мультфильма.

1

Аппликация с элементами детского дизайна.

Тема: «Морские коньки играют в прятки».

Создание сюжетной композиции по замыслу, свободное сочетание свободных техник.

Цветная бумага, обрезки, фантики, ножницы, клей, салфетки.

Подвижные игры, видеофильм «Морские обитатели».

1

Моделирование из фольги, фантиков и цветной бумаги.

Тема: «Сказочные дворцы и замки»

Создание инсталляций из бросового материала, бумаги и фольги. Знакомство с архитектурой.

Лист бумаги большого формата, фольга, ножницы, клей, мишура, блестки.

Д/игра «Посчитаем этажи», видеофильм «Сказочные дворцы»

1

Аппликация из мятой фактурной бумаги (бумажная пластика).

Тема: «Тихо ночь ложится на вершины гор».

Создание композиции в технике бумажной пластики, расширение возможностей применения обрывной аппликации для передачи выразительности образа.

Цветной картон, картон темного цвета, листы бумаги для печатания, цветная бумага, клей, кисти.

Рассматривание репродукции художника Рериха «Гималаи», видеоролик  с музыкальным сопровождением «Горные вершины».

1

Февраль

«Удивительные места нашей Родины»

Рисование.

Тема: «Где-то на белом свете…»

Учить создавать образ заснеженного пейзажа, используя технику «набрызг» и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие, упражнять в рисовании с помощью данных  техник.

Тонированная бумага, кисти, гуашь белая, трафареты (медведи), жесткая кисть и картон для набрызга.

Иллюстрации. Беседа с детьми о Крайнем Севере, рассматривание фотоматериалов»Жизнь на Севере», видеоролик..

1

Аппликация..

Тема: «Черепахи и змеи ползают в пустыне».

Творческое применение разных аппликативных техник.

Цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, бумажные формы для вырезания животных (черепаха, змея).

Просмотр мультфильма про животных жарких стран.

1

Лепка.

Тема: «Пингвины на льдинах».

Создание оригинальной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей взаимоотношений между ними.

Пластилин, дощечка для лепки, стека и пр.

Разучивание считалочки про пингвинов, подвижная игра.

1

Рисование предметное.

Тема: «Картинки на песке»

Рисование палочками на песке, используя ранее полученный опыт. Развивать творческое воображение и фантазию.

Мелкие ящики (коробки из-под конфет), с чистым песком или сухой манкой, деревянные палочки, зубочистки.

Игры с песком в кабинете психологической разгрузки.

1

Март

«Моя семья»

Черно-белый граттаж, Акварель+восковые мелки.

Тема: «папин портрет».

Дать знания о портрете, как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека, учить отображать в рисунке настроение, особенности внешности (прическа и др.).Развивать чувство композиции.

Листы бумаги, акварель, восковые мелки, полукартон, тушь черная с жидким мылом, свеча, палочка для процарапывания.

Репродукции портретов известных художников. Рассматривание фотографий

1

Рисование по замыслу.

Тема: «Подснежники для моей мамы».

Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учит с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

Беседа с детьми о мамином празднике, разучивание детских песенок.

1

Лепка.

Тема: «Значки и кулоны»

Продолжать вызывать у детей интерес к изготовлению собственными руками красивого украшения, предоставить возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Глина с добавлением клея ПВА, стеки, мелкие предметы для украшения изделий.

Разучивание считалочки про значки.

1

Художественный труд.

Тема: «Украшение пригласительных билетов на весенний бал».

Побуждать детей использовать в прикладной деятельности опыт, приобретенный в работе красками гуашь. Продолжать учит использовать тычки и штампики, наклеивать изображения отдельных предметов.

Гуашь, цветные карандаши, фломастеры и др. изобразительные материалы. Штампики, тычки. Небольшие картинки (обертки кондитерских изделий, вырезки, иллюстрации и т.п.

С/р игра «Приходите на концерт»

1

Апрель

«Мир космоса»

Лепка, рельефная панорама.

Тема: «В далеком космосе».

Совершенствование техники рельефной лепки, передача пластики, движения и колорита космических объектов.

(2 занятия)

Пластилин, стеки, бусины, бисер, лоскутки, трубочки, фольга, зубочистки, фантики.

Игра-драматизация «Космическое путешествие», слушание музыки, музыкальные движения.

1

Печать по трафарету.

Тема: «Ракеты в космосе».

Продолжать учить смешивать различные краски прямо на листе бумаги, закрепить умение печатать по трафарету. Учит рисовать ракету, «летающие тарелки».

Лист бумаги, гуашь, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации.

Чтение стихов о космосе, рассматривание изображений космических летательных аппаратов.

1

Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги.

Тема: «Звезды и кометы».

Создание панорамной композиции в технике коллаж из разных материалов, вырезание звезд по опорной схеме.

Фольга золотистая и серебристая, цветная и фактурная бумага, лоскутки ткани, серпантин, ножницы.

Д/игры «Звезды и кометы», «Сосчитай-ка». Просмотр видеофильма о космосе.

1

Май

«Город мастеров»

Игра-забава.

Тема: «Клепины секреты»

Показать детям простейшие способы рисования бабочки с помощью краски и линейки..

Альбомный лист, гуашь, кисть, линейка.

Беседа о цветниках, клумбах, о значении цветов в жизни человека. Подвижные игры на прогулке.

1

Рисование.

Тема: «Яблони в цвету».

Рисование пальчиками, тычками. Закрепить умение продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.

Цветущая веточка яблони в вазе, тарелочка для смешивания красок, тычок, гуашь, кисти, пр.

Рассматривание иллюстрированных репродукций, изображающих цветущий сад, слушание произведений П.И.Чайковского «Времена года»

1

Экскурсия в природу (пленэр)

Тема: «Рисуем весенние цветы»

Совершенствовать умения детей работать в разных техниках. Учить отображать облик одуванчиков, использовать необычные материалы.

Белая бумага, восковые мелки, акварельные краски, кисти, салфетки для тычкования.

Рассматривание весенней природы, беседа о луговых цветах, насекомых, пение весенних закличек.

1

Игра-забава.

Тема: «Солнышко, улыбнись!».

Учить детей самостоятельно изображать солнце, используяразличные техники рисования (пальцами, ладонью и т.д.)

Акварельные краски, гуашь, альбомный лист, кисти.

Разучивание стихов о лете, подвижные игры.

1

          ИТОГО:

36

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Проект "Умелец да рукоделец" по приобщению детей и родителей к истории и традициям народной культуры в совместной деятельности

Занятия по данной программе направлены на овладение ребёнком не карандашом, кистью, ножницами, а на овладение собственными руками, так как основной вид деятельности - это лепка, а сопутствующий ...