Методическая копилка
консультация на тему
Методические разработки для проведения мероприятий педагогами-психологами в ДОУ для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka.docx | 41.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
Составила:
педагог-психолог
Ложкина В.С.
г. Калининград
2016г.
План проведения занятия-тренинга для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».
Цели:
- создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;
- передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
- развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
- снятие эмоционального напряжения;
- формирование навыков самопознания и саморазвития личности педагога.
Оборудование:
листы бумаги формата А-4, фломастеры, ручка, мячи по количеству участников, видеозапись, памятка.
ХОД ЗАНЯТИЯ-ТРЕНИНГА:
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате накапливания отрицательных эмоции без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Определение синдрома эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. Ключевую роль в его развитии играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек – человек».
Для синдрома характерны эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. При истощении снижается эмоциональный фон и развивается равнодушие. При деперсонализации нарушаются отношения с другими людьми, повышаются негативизм, скепсис.
Термин «редукция личных достижений» объединяет такие психологические проявления, как сниженный уровень самооценки, негативное отношение к своей профессии, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвитии.
Причины развития синдрома эмоционального выгорания
В процессе исследования было установлено, что факторами, влияющими на развитие эмоционального выгорания педагогов, являются:
1.Стаж педагогической деятельности.
Чаще всего синдром эмоционального выгорания возникает у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и продолжается от 3 до 7 лет (у 69% педагогов). У молодых специалистов, а также специалистов с 10-летним стажем педагогической деятельности он бывает нечасто (7-10%). Молодые специалисты, скорее всего, занимаются совершенствованием воспитательной работы и оттачиванием педагогического мастерства, а результаты этой деятельности пока не оказывают существенного влияния на психоэмоциональное состояние. У профессионалов с 10-летним стажем, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им спокойнее реагировать на различные педагогические ситуации. Однако после 10 лет работы (особенно в период с 15 до 20 лет) частота проявлений эмоционального выгорания вновь повышается до 21%.
2. Общение с субъектами образовательного процесса (особенно с администрацией детского сада и родителями воспитанников).
Причинами развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов являются:
- высокая эмоциональная вовлеченность в деятельность, эмоциональная перегрузка (30%);
- отсутствие четкой связи между процессом воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным усилиям (25%);
- ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей (61%);
- неумение регулировать собственное эмоциональное состояние (31%);
- организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование (42%);
- ответственность перед администрацией, родителями воспитанников, обществом за результат своего труда (37%);
- отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями, администрацией (15%).
Состояние эмоционального выгорания чаще всего испытывают:
- 56 % педагогов 1-2 раза в год,
-21 % педагогов 3-4 раза в год,
- 15 % педагогов более 5 раз в год,
- 8 % педагогов не испытывают вообще.
По мнению большинства педагогов, развитию синдрома эмоциональноговыгорания способствуют:
- начало педагогической деятельности после отпуска, каникул, курсов;
- проведение открытых занятий и мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения,
- окончание учебного года.
Упражнение 1: «Сто мячей».
Инструкция: Участникам предлагается встать в круг. Ведущий держит в руках 1 мяч. Ведущий объясняет, что необходимо найти партнера для передачи мяча так, чтобы не использовать вербальные средства (например: контакт глазами, кивок головой и т.д.). И когда контакт установлен, мяч передается или кидается. Затем вводится еще один мяч, первый мяч уже задействован. Затем третий, четвертый и до тех пор пока это становится невозможным. Чем больше мячей участвует, тем интересней.
Упражнение 2: «Поменяйтесь местами».
Инструкция: Участники сидят в кругу на стульях, на один стул меньше чем количества участников. Ведущий предлагает поменяться местами те, кто:
- одет в брюки;
- одет в юбку;
- на ком платья;
- у кого дома есть животные;
- у кого голубые глаза;
- у кого есть сережки;
- кто любит лето и т.д.
Упражнение 3: «В каждой шутке есть доля шутки».
Инструкция: «Жила – была женщина на берегу реки. (Рисуем реку, ставим букву Ж). Рядом с ней на этом берегу реки жил Мужчина, который любил Женщину, а она была к нему холодна (М 1). Рядом с ними (на этом берегу) жил еще один Мужчина, которого любила Женщина, а он ее нет (М 2). По реке передвигался Лодочник (Л), который перевозил людей за очень большие деньги (ставим букву Л). На другом берегу жил Мудрец (М), который все знал.
Задание: проранжировать по порядку 1,2,3,4,5 кто вам наиболее симпатичен, приятен в данном рассказе.
Интерпретация: Мудрец - ум,
Женщина – дом, уют, быт,
Лодочник – деньги,
Мужчина 1 – интимные отношения,
Мужчина 2 – любовь.
Упражнение 4: «Ассоциации».
Инструкция: На листе бумаги написать 16 слов односложных существительных, которые приходят на ум. Затем разбить их по парам и каждую из 8 пар объединить одним новым существительным – ассоциация (пример: солнце и трава – ассоциация лето). Затем далее разбить их по парам и каждую из 4 пар объединить новым существительным – ассоциацией. Далее разбить их по парам и 2 пары объединить существительным – ассоциацией. И так до тех пор, пока не останется 1 слово – ассоциация.
Что означают слова?
16 слов – детство;
8 слов – юность:
4 слова – взрослость;
2 слова – будущее;
1 слово – настоящее.
Проективный тест – отражает здесь и сейчас.
Упражнение 5: «Щепки на реке».
Инструкция: Ведущий просит участников встать в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут щепки. Один из участников должен проплыть по реке. Он решает как будет двигаться. Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, направляя ее… «Щепка» крутится, останавливается и поворачивается назад. Когда «щепка» проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая «щепка» начинает свой путь… Упражнение проводится с закрытыми глазами.
Участники делятся своими ощущениями, возникающими у них во время «плавания» описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.
6. Просмотр видеоролика.
7. Рефлексия.
Сегодняшней целью нашей встречи было изучение синдрома эмоционального выгорания, причин его возникновения и способов защиты от него (ресурсы).
Давайте по кругу выскажем свое мнение о прошедшей встрече и ее значимости для вас. (Каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).
8.Выдача раздаточных материалов.
После окончания тренинга все участники получают памятки с упражнениями для саморегуляции психического здоровья.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 87
Методическая разработка по теме:
Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.
Составила:
Ложкина В.С.
педагог-психолог
г. Калининград
2017г.
Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.
Цель: - поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношении и к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества.
Задачи:
- Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями.
- Содействовать повышению уверенности в себе.
- Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
Оборудование: листы бумаги А4, маркеры, ручки (по числу участников), карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», карточки с именами для игры «Шушаника Минична», шляпа, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», листы бумаги для записи качеств, которые помогают и мешают общению с родителями, памятки.
Ход проведения мероприятия
Вступление
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона и зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций такова тема сегодняшней нашей встречи.
Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
Я предлагаю вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия.
Упражнение «ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЕМ - ЭТО...»
Содержание: группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая — перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем».
Например:
«о» — обаяние педагога,
«б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.
Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Тренер записывает на доске высказывания участников.
Обсуждение проходит в свободной форме в том случае, если возникает необходимость в нем.
.
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения»
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные - это
- улыбка,
- имя собеседника,
- комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Упражнение «Шушаника Минична»
Цель: отработать одну из техник запоминания имен.
Содержание: упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Шушаника Минична». После ответа «Шушаника Минична» задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Образцы карточек с именами даны в приложении 2.
Обсуждение: после выполнения данного упражнения участники начинают замечать, что им пришлось активизировать свою память, кто-то даже использовал мнемотехнические приемы, известные ему давно или изобретенные тут же. Участники делятся этими приемами в кругу. Многие из них считают, что это упражнение — хорошая гимнастика для памяти.
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент. мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родителям, его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом)
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.
2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника.
3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5.Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...'. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правша установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Игра «Волшебная шляпа»
Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг)
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».
По окончании игры все возвращаются на места.
Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить «родителю» ребенка.
А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу «Иди сюда» с 16 различными интонациями голоса.
Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации»
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя и общении с родителями. Произнести фразу:
«Мне не безразличны успехи Вашего ребенка»
с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Упражнение «Рюкзачок»
Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.
Сегодня мы заканчиваем тренинговое занятие. Что- то за это занятие вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной (участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общение и те, которые могут помешать в общении). Раздача памяток: средства общения, правила активного слушания.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб.пособие. – 2-е изд – М: - 2003
2. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом./Авт-сост – Т.А. Данилина., Т.С Лагода, М.Б. Зуйкова – М. – 2003
3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 2001
4. Зайцева Т.В. "Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие". СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002
5. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997
6. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха / Авт.-сост. Р.Р. Кашапов. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996
7. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / Авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осина, И.Н Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011
8. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. — М.: АСТ-ПРЕСС – 2009
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 87
Семинар - практикум
«Социально – личностное развитие дошкольников
как условие формирования успешной личности»
Составила: педагог-психолог
Ложкина В. С.
г.Калининград
2018г.
Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Что влияет на социально-личностное развитие маленького гражданина? Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего, в семье. Ведь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям, – все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша в семье.
Одну из главных ролей в социальном развитие ребенка играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка одним из стимулов поведения.
Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то, большую часть времени он проводит в детском саду, и тогда в процесс его социализации включаются воспитатели и другие работники.
Воспитатель в группе – самый главный человек для ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом. На воспитателя ложится основная ответственность по формированию личности ребенка, его мышления и поведения. Кроме этого в процессе, он может в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи.
Одной из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками.
Общение – это процесс взаимодействия людей.
Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание ребенка – один из путей овладения общественным опытом.
На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в старшем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.
Общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.
Младший дошкольный возраст.
В младшем возрасте ребенку необходимо и достаточно, привлечь внимание сверстников к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Общение в этом возрасте крайне ситуативно – оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие. Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Необходимо обратить внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать руками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры по определенным правилам («каравай», «зайка», «карусели», «пузырь», «кошки – мышки» и пр.).
Средний дошкольный возраст.
Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все больше места в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после четырех лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение – то есть игра.
Старший дошкольный возраст.
К 6–7 годам у детей снова существенно меняется отношение к ровесникам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других людей. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. У многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дети собираются в небольшие группы (по 2–3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.
Как способствовать социально-личностному развитию ребенка? Во-первых, поощрять различные формы игры. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. Сюжетно-ролевая игра у детей позволяет создать в наглядно-действенной форме окружающий мир, далеко выходящий за пределы личной жизни ребенка. Эта деятельность воспроизводит труд и быт взрослых, взаимоотношения между ними, обычаи, традиции, яркие события их жизни.
С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению». Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы – заместители, в действиях с которыми воссоздаются взаимоотношения взрослых, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками.
Социально-личностному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
Поиски новых подходов к организации воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях направлены на взаимодействие педагогов и родителей в формировании личности ребёнка.
Основной фактор становления и формирования личности — социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.
Семья для ребенка — «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильными представлениями родителей о воспитании ребенка, его психологических, возрастных и индивидуальных особенностях, что приводит к нарушению в системе детско-родительских отношений.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Наиболее оптимальным вариантом формирования личности ребенка является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам проблемы. Педагог в своей работе опирается на помощь семьи, а родителям необходимо согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата — правильного и полноценного развития ребенка, базирующегося на эмоциональном благополучии.
Сотруднические взаимоотношения осуществляются в создании особой формы общения между родителями и педагогами:
- трансляция родителям положительного образа ребенка;
- ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка;
- просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии;
- совместное исследование и формирование личности ребенка.
Организацию сотрудничества родителей и детского сада в деле воспитания и развития детей следует строить на основе единой педагогической позиции, то есть:
- установление доверительно-делового контакта;
- обеспечение педагогической поддержки;
- оказание помощи родителям в семейном воспитании;
- организация здорового образа жизни ребенка в семье и ДОУ.
Цель взаимодействия — защитить, создать условия для свободного развития духовных и физических сил ребенка и его индивидуальности в общем доме «детский сад — семья».
Задача сотрудничества ДОУ и родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда одна сторона воспитательного процесса принимает решение, она обязательно должна помнить о позиции второй.
Семья — это особого рода коллектив, играющий в развитии основную и важную роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Личный пример родителей — важное средство влияния на воспитание ребенка. Характер отношений родственников, степень их взаимопонимания, согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.
Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи «воспитатель — ребенок — родитель» на доступном для детского восприятия уровне.
В.А. Сухомлинский считал, что если педагог, родители и дети объединятся, то такое сотрудничество принесёт всеобщую пользу, будет развивать все положительные качества детской личности.
Игры, способствующие развитию навыков общения.
Игра «Сиамские близнецы».
Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Правила игры: Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева – только левая. Вместе они и есть «сиамские близнецы». И этому «сиамскому близнецу» надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).
Игра «Интервью».
Это игра поможет легче ребенку общаться с детьми.
Правила игры: Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. За короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.
Игра «Слепой и поводырь».
Игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям.
Правила игры: Упражнения в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель.столы, стулья, также препятствием могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал. После прохождения маршрута участники меняются ролями. После игры желательно обсудить с ребенком, что он чувствовал, будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры.
Игра «Комплименты».
Игра помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.
Правила игры: Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры. Другие участники также говорят комплимент всем остальным, стараясь, чтобы эти комплименты были разными. После желательно обсудить, что чувствовали участники, что они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты или получать их.
Список рекомендуемой литературы:
1. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: «Академия развития», 1996.
2. Кононенко Е. Чтобы личность состоялась. – Киев: 1991.
3. Корчак Я. Педагогическое наследие (как любить ребенка). – М.: «Педагогика», 1990.
4. Петровский В. Учимся общаться с ребенком. – М.: «Просвещение», 1993.
5. Социальное развитие ребенка/ Под ред. О. Зверевой. – М.: «Профессиональное образование», 1994.
6.Урунтаева Г., Афонькина Ю. Практикум по детской психологии. – М.: «Просвещение», 1995.
7. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Запорожца. – М.: «Просвещение», 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"
В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...
Методическая копилка
Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...
Моя методическая копилка
Из моего портфолио...
Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»
laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...