Тренинг с элементами сказкотерапии
методическая разработка на тему
Сказкотерапия (лечение при помощи сказок) – метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку. Что может более соответствовать природе дошкольника, чем сказка?
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. Ребята учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам и состояниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_s_elem_skazkoterapii.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 204 «Лапландия» города Чебоксары Чувашской Республики
Тренинг с элементами сказкотерапии для педагогов
«Путешествие в мир сказок».
Подготовила и провела:
педагог – психолог
Уварова Н.В.
Чебоксары – 2018 г.
Цель тренинга:
формирование положительного эмоционального состояния педагогов и развитие сплочённости педагогического коллектива через сказкотерапию .
Задачи:
- познакомить воспитателей со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьми
включение в групповое взаимодействие;
поддержка и развитие творческого самовыражения;
снятие напряжения;
гармонизация внутреннего состояния.
Ход тренинга
Добрый день, уважаемые, коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию тренинг с элементами сказкотерапии под названием «Путешествие в мир сказок!»
И мне бы хотелось его начать со слов Джанни Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»
А давайте мы все вместе с вами подумаем:
Что такое сказка? (ответы педагогов)
Из всего вами сказанного можно сделать следующий вывод: сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.
Сегодня наше занятие я хочу начать с того, что мы с вами познакомимся.
Каждый из вас по кругу назовёт имя любимого сказочного персонажа и подаст руку другому, ладошкой вверх.
Ну, вот мы, с вами держа друг друга за руки стали одним целым и теперь дружно повторяем эти добрые слова:
«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»
Упражнение «Путешествие» (медитация)
Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.
Психолог: А теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.
Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.
Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
Упражнение «Реши проблему с помощью сказки»Участники разбиваются на группы. Каждая группа получает свой сказочный сюжет с определенной проблемой (когда ребенок дерется и не убирает игрушки.), педагоги додумывают сюжет сказок, и предлагают решение проблемного вопроса.
Сказка как Коля научился убирать игрушки.
Жил-был Коля и его друг Леша. Они здорово дружили. Когда наступал вечер, Леша собирал свои игрушки и отправлялся домой. Он всегда складывал свои игрушки, по местам.
Коля не хотел складывать свои игрушки, капризничал и отказывался их собирать. Они так и оставались лежать на местах до утра на крылечке, во дворе, в песочнице или разбросанными по всему дому.
Наступало утро, и Леша легко находил свои игрушки и отправлялся с ними играть.
А Коля еще долго искал нужную игрушку, а другие дети, не дождавшись его, играли, а он расстраивался и грустил.
Очень скоро окружающие поняли, что Коля не относится бережно к своим игрушкам и перестали ему их дарить.
Однажды Коле повстречался с волшебной гусеничкой, которая поведала ему секрет.
Если убирать свои игрушки на места, ухаживать за ними и беречь их, взрослые снова станут дарить новые игрушки. Складывая их на свои места, Коля сможет быстро отыскать нужную.
С тех пор мальчик Коля всегда знает, где лежат его игрушки, родители и бабушка с дедушкой снова покупают ему новые игрушки.
Будем рады узнать, что наша сказка про Колю помогла вам справиться с проблемой разбросанных игрушек.
Драчун.
Один мальчик всегда дрался. Звали его Костя Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Костю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».
В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!
Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.
Коля выпил молоко и вышел во двор.
Гав-гав! - поприветствовал его пес.
Мяу, как спалось? - спросил кот.
Костя ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Костя остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили берёзки шелестом своих листьев.
- Тук-тук! - поприветствовал его дятел.
Ку-ку! - сказала кукушка.
Привет! - пропищал муравей.
Костя подошел к березке и сломал ветку.
Ой-ой-ой! - закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.
Не рушьте наш домик! - кричали муравьи, но и их не услышал Костя.
Потом ему и в роще наскучило. Костя вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.
На другой день, когда Костя проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.
Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.
Костя почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.
Психолог: Мы видим что сочинить сказку очень интересно и увлекательно. А когда ребенок сам вместе с педагогам продумывает сам сюжет сказки. То сказка не только становиться поучительной и занимательной. Но и самой запоминающейся.
Упражнение «Создание Сказочной Страны» (коллаж)
Ведущая: Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать нашу общую Сказочную Страну. Все необходимые вам материалы вы можете найти на столе».
Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и прочие материалы, создать коллаж «Сказочная Страна». Для создания коллажа участникам дается 30 минут.
Психолог: Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет имя нашей Сказочной Страны.
Участники могут сами написать начальную букву своего имени на карточке, либо эти карточки выдаются уже готовыми. В первом случае можно создать большую вариативность изображения букв. Если в общем количестве начальных букв преобладают согласные (гласные, можно предложить участникам выбрать иной вариант своего имени и тем самым взять другую букву.
Психолог: Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь.
Проводится обсуждение. Можно задать следующие вопросы:
- Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной Страны?
- Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?
- Удовлетворены ли вы своей работой?
- Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?
Упражнение «Разноцветные звезды»
Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.
И у нас в корзине множество разных звезд, каждая из них несет доброе пожелание. Сейчас я предлагаю вам по очереди взять по одной звездочке себе на память, и пусть звездочка принесет именно то, чего Вам больше всего не хватает.
Рефлексия:
Проводится итоговое обсуждение встречи
• Что запомнилось больше всего?
• Осталось ли у кого-то что-либо невысказанное? У вас сейчас есть возможность об этом сказать.
• Какие вы можете высказать пожелания относительно нашей работы в следующем учебном году?
Спасибо за работу, до следующей встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг «Взаимодействие с коллективом» (для взрослых с элементами сказкотерапии)
Ни для кого не секрет, нынешнее время отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой педагога. Педагоги отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения, снижение психическ...
Тренинг для воспитателей (с элементами сказкотерапии и арттерапии) "Деревья - характеры"
Тренинг поможет воспитателям раскрыть свое "Я", выразить характер с опорой на художественное изображение....
Тренинг для воспитателей (с элементами сказкотерапии и арттерапии) "Деревья - характеры"
Тренинг позволит воспитателям раскрыть свое "Я", выразить характер с опорой на художественное изображение....
Игровой тренинг с элементами сказкотерапии «Твори добро» для детей старшего дошкольного возраста
Игровой тренинг с элементами сказкотерапии «Твори добро» для детей старшего дошкольного возраста проводился в МБДОУ "Детский сад №23" г. Королева педагогом-психологом Полуаршиновой Е.А. в рамках недел...
Игровой тренинг с элементами сказкотерапии «ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ» для детей старшего дошкольного возраста
Вашему вниманию представлен конспект игрового тренинга с элементами сказкотерапии «ПОЙМИ МЕНЯ. ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ» для детей старшего дошкольного возраста, проводимый в рам...
Психологический тренинг с элементами сказкотерапии «Снимаем маски»
Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию....
Тренинг с элементами сказкотерапии для педагогов «Путешествие в мир волшебных сказок».
Цель тренинга:формирование положительного эмоционального состояния педагогов и развитие сплочённости педагогического коллектива через сказкотерапию .Ход тренингаДобрый день, уважае...