Разработка модели управления ведения ФГОС в условиях развивающейся информационно-образовательной среды
проект на тему
Проект предназначен для разработки и внедрения модели информационной образовательной среды ДОУ как условия выполнения требований ФГОС к структуре ООП ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sz.docx | 47.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 13 «ВИШЕНКА»
ПРОЕКТ
«Разработка модели управления ведения
ФГОС в условиях развивающейся информационно-образовательной среды».
Заведующая МБДОУ № 13 «Вишенка:
С.З.Тлехусеж
пгт.Яблоновский 2015 г
ПРОЕКТ
«Разработка модели управления ведения ФГОС в условиях развивающейся информационно-образовательной среды».
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
дай сделать - и я пойму»
Китайская притча
Актуальность темы
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, общество находится в состоянии перехода от индустриального века к информационному, оно заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Компьютерные и коммуникационные технологии являются вполне очевидным проявлением информационной революции.
Таким образом, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).
Благодаря происходящим преобразованиям в России все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Сегодня все больше коллективов детских садов задумывается о важности данных изменений, так как становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, условиях преобразований системы образования в связи с внедрением ФГОС к структуре и условиям реализации ООП дошкольного образования следовательно, переход образовательного учреждения на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы, просто необходимое условие. Для создания, развития и информационно-образовательной среды как условия реализации требований ФГОС к структуре ООП ДОУ необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования и мировой практикой.
Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать эффективную информационно – образовательную среду, которая способствует формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности; создаёт условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; влияет на развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, для развития интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Несмотря на то, что в последние годы детские сады начали оснащаться компьютерной техникой, мультимедиными и интерактивными средствами обучения, качественного видимого улучшения образования не происходит. В большинстве детских садов использование компьютеров ограничено применением их в управленческом процессе. Не разработаны вопросы создания службы информационного обеспечения в детском саду. Существующие программные продукты (компьютерные игры, презентации для интерактивного обучения дошкольников, электронные книги) не всегда адаптированы для образовательного процесса детского сада, часто требуют переработки и используются фрагментарно.
На наш взгляд, основные трудности по созданию информационной образовательной среды ДОУ, во многом определяются низкой технической оснащенностью, отсутствием методических рекомендаций, разнообразных моделей информационной среды дошкольных учреждений определенного вида, низкая ИКТ компетентность всех участников образовательного процесса.
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы информатизации образования в муниципальной системе дошкольного образования города Шимановска (каждое учреждение имеет свой сайт, доступ к сети интернет, компьютерную технику, мультимедийные и интерактивные средства обучения), я считаю актуальным вопрос написания проекта “ Создание информационно- образовательной среды в ДОУ как условие выполнения требований ФГОС к структуре ООП ДОУ ” в нашем детском саду, как части единого информационного пространства города.
Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства и среды, образовательного учреждения. Уверена, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Значимость проекта
В системе дошкольного образования города вопрос создания информационной среды является актуальным и востребованным, так как современные информационные технологии стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, основы образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности и состояние интеллектуального потенциала современного общества. Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).
Проект предназначен для разработки и внедрения модели информационной образовательной среды ДОУ как условия выполнения требований ФГОС к структуре ООП ДОУ по следующим пунктам:
1. Создать оптимальные условия для овладения педагогами и внедрения в образовательный процесс ДОУ информационных технологий;
2. Организовать деятельность по теоретической и практической подготовке и переподготовке педагогов с целью повышения информационной культуры.
3. Реализовать деятельностный подход в развитии детей дошкольного возраста через метод проектов, развивающие игры, индивидуально – дифференцированный подход в организации НОД с применением компьютерных технологий для создания условий самореализации воспитанников, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе на информационном уровне.
4. Применять компьютерный мониторинг для проблемного анализа и своевременной корректировки деятельности педагогического коллектива.
5. Оптимизировать условия по сопровождению образовательно- воспитательного процесса в группах специалистами, через использование информационных ресурсов и технологий, реализую принцип интеграции.
6. Оптимизировать взаимодействие ДОУ с родителями, педагогическим сообществом города, области через информационное пространство.
Идея, цель, задачи проекта
Идея проекта: Информационно образовательная среда позволит скоординировать деятельность всех участников образовательного процесса, для успешной и эффективной реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям и структуре ООП.
Цель: создать информационно - образовательную среду в ДОУ как условие реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1.Обеспечить деятельность всех участников образовательного процесса единой информационной основой, позволяющей получать объективную информацию для принятия управленческих решений.
2.Повысить качество образования через активное внедрение информационных технологий в воспитательно – образовательный процесс:
Ø использовать информационные технологии для организации совместной деятельности, как в основной образовательной деятельности, так и в режимные моменты;
Ø обеспечить условия для формирования информационной культуры участников образовательного процесса;
Ø создать условия для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство
3.Повысить доступность качественного образования за счет индивидуализации процесса развития воспитанников и коррекции недостатков, использования информационных ресурсов сети Интернет:
Ø организационное, нормативно – правовое, методическое и техническое обеспечение деятельности субъектов образовательной информационной среды;
Ø создание компьютерных мест для свободного доступа к локальной сети и Интернет;
Ø внедрение Интернет – технологий в работу педагогов ДОУ;
Ø внедрение системы автоматизации управления образованием;
Ø оснащение детского сада программным обеспечением, доступом в Интернет, мультимедийным оборудованием.
4.Создать единую информационно - образовательную среду МБДОУ № 13 «Вишенка».
Реализация проекта осуществляется через создание модели информационной образовательной среды, через обучение педагогов ИКТ, формирование информационно – коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса, через активизацию сайта ДОУ для родителей и общественности, через создание локальной сети для оптимизации воспитательно - образовательного процесса и управленческой деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые:
Ø разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов),
Ø заключение договоров с партнерами
Научно-методические:
Ø функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;
Ø разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
Ø внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
Ø Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми
Кадровые:
Ø создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
Ø подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;
Ø привлечение необходимых специалистов извне
Информационные:
Ø формирование банка данных по реализации проекта;
Ø мониторинговые мероприятия;
Ø организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;
Материально-технические:
Ø приобретение технических и дидактических средств обучения;
Ø оснащение ДОУ локальной сетью;
Ø замена старого компьютерного парка, приобретение дополнительных лицензий на операционную систему и программы антивирусной защиты
Финансовые:
Ø смета расходов ДОУ;
Ø спонсорская и благотворительная помощь
Поэтапный план реализации проекта
1 этап – организационный (2015-2015 г.)
- разработка нормативно - правовой базы;
- создание творческой группы из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
- разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе детского сада, создание модели ИОС как условия реализации ФГОС к структуре ООП ДОУ.
- подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;
2 этап – внедренческий (2015 – 2016 г.)
- анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов первого этапа;
- апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
- выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;
- обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
- обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью.
3 этап – результативный (2016-2017г.)
- анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов ,обобщение опыта работы педагогов;
- трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;
- разработка программы ОМЦ с учётом полученных результатов для распространения опыта по созданию информационно – образовательной среды ДОУ как условия для реализации ФГОС к структуре ООП ДОУ.
Ожидаемые результаты
Ø обеспечение доступа педагогов к нетрадиционным источникам информации, повышающим эффективность самостоятельной работы, дающим новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков независимо от территориальной удаленности образовательного заведения;
Ø повышение качества освоения программного содержания воспитанниками ДОУ на основе применения новых подходов с использованием современных информационных технологий;
Ø оказание постоянной методической поддержки педагогам,
Ø увеличение количества педагогов, получающих методическую поддержку для повышения своей компетентности с использованием Интернет;
Ø увеличение количества методических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий и передового педагогического опыта в области традиционной педагогики и их доступность для каждого воспитателя и специалиста;
Ø распространение высококачественных информационных ресурсов и программных продуктов для эффективного развития и использования информационных технологий в образовании;
Ø создание условий для самореализации, для творческого и профессионального роста педагогических работников ДОУ;
Ø внедрение и эффективное использование в управленческой деятельности автоматизированной информационно-аналитической системы (АИАС).
Ø модернизация установленной в учреждении компьютерной техники и мультимедийного оборудования;
Ø обеспечение переподготовки и обучения всех работников ДОУ в области информатизации;
Ø улучшение материальной базы ДОУ: реконструированный методический кабинет, оборудованные предметные кабинеты для работы учителей – дефектологов, соединенных в единую локальную сеть с выходом в Интернет, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям;
Ø функционирование сайта ДОУ;
Ø использование всеми участниками образовательного процесса информационных и образовательных ресурсов;
Ø активное участие всех участников образовательного процесса в различных конкурсах, викторинах, конференциях, форумах;
Ø участие родителей в реализации Программы «Информатизация ДОУ»;
Ø владение и использование в образовательном процессе ИКТ всеми педагогами: умение педагога организовывать совместную групповую деятельность с использованием средств ИКТ, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решения целей и задач ООП ДОУ в соответствии с ФГОС у условиям, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы;
Ø в ДОУ средствами ИКТ обеспечение высокого уровня автоматизации управления образовательным процессом.
Возможные риски
1. Личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети), препятствующие достижению оптимально результата.
2. Возникновение дополнительных расходов на содержание технической базы, препятствующих обновлению и обслуживанию компонентов ИОС.
3. Отсутствие возможности повышения квалификации при работе с интерактивной доской.
4. Недостаток методического, программного и дидактического обеспечения по работе с детьми применяя ИКТ.
Продукты деятельности коллектива
1. Программа информатизации учреждения.
2. Модель ИОС.
3. локальная сеть - система взаимодействия сотрудников ДОУ, для оптимизации управленческой деятельности и сопровождения воспитательно – образовательного процесса.
4. Банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
Основные направления работы
1. Применение ИКТ для повышения эффективности управленческой деятельности Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Она ориентирована на создание оптимальных условий для использования информационных ресурсов и технологий в ходе взаимодействия субъектов педагогической деятельности. Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением ведёт к интенсификации менеджмента, обеспечивая более качественное взаимодействие окружающей среды, управляющей и управляемой подсистем на основе ИКТ, и, как следствие, способствует оптимизации функционирования педагогической системы, развитию её потенциала и возможностей реализации социального заказа.
Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития её потенциала и расширения возможностей реализации муниципального задания.
Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, его заместители, специалисты и педагоги владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести её до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.
Внедрение ИКТ в сферу управления ДОУ позволяет повысить такие показатели, как:
· экономия затрат труда и времени;
· информированность о состоянии управляемой системы;
· оперативность принятия управленческих решений;
· адекватность и продуктивность управленческих решений;
· оптимизация и автоматизация информационных процессов;
· интеллектуальный потенциал коллектива.
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. На смену традиционным формам работы с информацией приходят компьютерные технологии управленческого назначения. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.
Опыт работы нашего ДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности.
Для более оперативного взаимодействия в учреждении планируется создание локальной сети, позволяющей ускорить работу с информацией. ДОУ имеет доступ к сети Internet, свой сайт и два электронных почтовых ящика. Пользование электронной почтой позволяет быстро получать информацию от различных учреждений и организаций и оперативно направлять ее в их адрес, что значительно экономит время. Размещение важной информации на сайте ДОУ позволяет своевременно довести ее до сведения родителей воспитанников.
Создание в ДОУ web-сайта вывело организацию взаимодействия администрации учреждения, педагогов и родителей ДОУ на более высокий качественный уровень. У нас появилось открытое пространство для диалога педагогов и родителей с общественностью и социумом, а информация, характеризующая деятельность ДОУ стала доступна широкому кругу пользователей.
Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы.
2. Создание материально-технической базы
На 2014 год в дошкольном учреждении приобретены и используются:
· Компьютер – 1 шт.
· Принтеры- 2шт
· Сканер – 1 шт
· Ноутбук – 1 шт
· Музыкальный центр – 1 шт.
3. Повышение ИКТ-компетентности субъектов образовательного процесса
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Очевидно, что педагог, который организует деятельность детей с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике, а также формируют навыки работы с информационными технологиями и культуру работы с компьютером. Владение компьютерными технологиями позволяет педагогам увеличить поток информации по содержанию программы или проекта и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете, возможен интенсивный обмен информацией с партнерами извне.
ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».
4. Значение сайта для совершенствования взаимодействия педагогов, родителей и социального окружения ДОУ
Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности. С 1 января 2011 года, в соответствии с требованиями закона «Об образовании» в редакции ФЗ № 293 от 8 ноября
2010 (статья 32), создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным. Залог информационного успеха официального сайта ДОУ лежит в понимании потребностей аудитории и в чётком представлении как сайт будет использован. Сайт способствует:
- увеличению числа потенциальных и действительных клиентов, которые могут и хотят познакомиться с дошкольным образовательным учреждением;
- информированию интернет-аудитории об устройстве и деятельности ДОУ, что улучшает его восприятие в глазах населения;
- предоставлению достоверной информации из первоисточника средствам массовой информации, что указывает на открытость учреждения;
- рекламе и развитию образовательных услуг прямо со своего сайта, что делает привлекательным дошкольное образовательное учреждение;
- быстрому и простому проведению презентации ДОУ практически неограниченному кругу Интернет-клиентов через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются такие разделы, как условия воспитания в детском саду, управление и образовательная политика ДОУ, ресурсное обеспечение образовательного процесса, результаты обучения и другие;
- опубликование справочной, ознакомительной и аналитической информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения укрепляет доверие к нему;
- размещение на сайте формы обратной связи поможет получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ, которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации: получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом родители могут, обратившись к заведующей ДОУ по электронной почте.
5. Профилактическая и просветительская деятельность специалистов ДОУ в работе с родителями
Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка в процессе воспитания и развития.
Основной смысл просвещения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.
Профилактика - вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.
Новые современные возможности помогают специалистам в работе с родителями и педагогами.
По результатам взаимодействия специалистов с родителями выявляются наиболее актуальные вопросы о развитии и воспитании детей. Разработка консультаций специалистами для сайта детского сада ориентирована, прежде всего, на запрос родителей.
Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов и родителей позволяют получать следующие результаты:
1. Повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;
2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
3. Активизация личностного и культурного сознания родителей;
4. Создание системы поддержки семейного воспитания;
5. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
6. Реализация личностно-профессионального роста специалистов.
Выводы: реализация проекта способствует созданию условий по выполнению ФГОС к структуре ООП ДОУ по следующим направлениям:
1. Требования к кадрам:
1.2. Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности;
При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их
в воспитательно-образовательном процессе;
2. Требования к учебно-материальному обеспечению:
2.1 Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы),
2.1.1.Соблюдение следующих принципов:
Ø информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
Ø вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
Ø полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
Ø педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развиваюшей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Ø трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
2.1.2.Создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;
2.1.3.Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:
Ø организации разнообразной игровой деятельности;
Ø выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
Ø освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования
и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи,
а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
Ø использования образовательных технологий деятельностного типа;
2.1.4. Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка;
2.1.5. Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
2.1.6. При подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений;
2.1.7. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра;
2.2 Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса,
2.3 Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
3. Требования к медико-социальному обеспечению:
осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения;
4.Требования к информационно-методическому обеспечению:
Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:
Ø управлять образовательным процессом;
Ø создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
Ø формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
Ø использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;
Ø проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Ø осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
Ø осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;
Ø Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров;
Методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает создание методической службы (региональной, муниципальной, образовательного учреждения), основными задачами которой являются:
Ø оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
Ø удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
Ø создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
Ø оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
Ø содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.
5.Требования к психолого-педагогическому обеспечению:
5.1 Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на:
Ø субъектном отношении педагога к ребенку;
Ø индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка;
Ø мотивационном подходе;
Ø доброжелательном отношении к ребенку.
5.2 Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса;
5.3 Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
5.4. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности;
5.5. Создание системы организационно-методического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования, которая обеспечивает:
5.5.1. Разделение воспитанников на возрастные группы в соответствии
с закономерностями психического развития ребенка в онтогенезе: младший (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет) и старший дошкольный (от 5 до 7 лет);
5.5.2. Направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу
с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников.
Организационно-методическое сопровождение основной общеобразовательной программы дошкольного образования формируется таким образом, чтобы педагог мог пользоваться им для реализации ее содержания,
и должно содержать подробные объяснения, как построить работу
с воспитанниками при индивидуальной или групповой работе, а также,
как организовать самостоятельную деятельность воспитанников;
5.6. Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения (группы) с родителями (законными представителями) воспитанников.
Воспитатели и педагог-психолог находятся в постоянном контакте
с родителями (законными представителями) воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.
Педагогические и медицинские работники консультируют родителей (законных представителей) по всем вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Педагоги организуют помощь родителям (законным представителям)
по вопросам развития ребенка (в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья) и совместную деятельность детей и родителей
(законных представителей) с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
6.Требования к финансовому обеспечению:
обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
обеспечивать образовательному учреждению возможность выполнения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации;
обеспечивать реализацию обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также механизм их формирования.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления дошкольного образования муниципальными образовательными учреждениями в части расходов на оплату труда работников образовательных организаций, расходов на учебники
и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы
и хозяйственные нужды сверх норматива финансового обеспечения, установленного субъектом Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Модель развивающей предметно - пространственной среды как условие реализации ФГОС дошкольного образования»
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В статье отражена модель создания развивающей предметно - пространственной среды, на ...
Творческая разработка "Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста ДОО"
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...
Статья по теме : "Опыт создания модели информационно-образовательной среды с учётом требований ФГОС ДО".
Статья раскрывает инновационные подходы к организации ППРС с учётом требований ФГОС ДО....
Разработка модели управления ведения ФГОС в условиях развивающейся информационно-образовательной среды
Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать эффективную информационно – образовательную ...
План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на 2019 – 2020 учебный год
План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на...
Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"
Статья для работников доу и музыкальных руководителей....