"С пальчиками играем-речь развиваем!"
материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «С пальчиками играем – речь развиваем.
Речевое развитие детей»
Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей в плане речевого развития детей, использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы по развитию всех сторон речи.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер - класса с эффективными методами использования игр и упражнений для развития речи ребёнка, с составляющими речевого развития ребенка.
2. Обучить участников мастер-класса проведению игр по развитию речи, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания на практике.
Оборудование:
- Фломастеры и бейджики по количеству участников;
- Массажные мячи с колючками по количеству участников;
- Шнуровки;
- Игры для развития речевого дыхания: «Загони мяч в ворота», «Сдуй снежинку» и пр.;
- Синельная проволока по количеству участников;
- Квадратные листы цветной бумаги по количеству участников;
- Ручки;
- «Пазлы – палочки» по количеству участников.
Ход мастер – класса:
Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!
Я очень рада вас приветствовать на мастер – классе: «С пальчиками играем – речь развиваем и основные составляющие речевого развития детей».
Хочу познакомить Вас с планом мероприятий мастер - класса:
- Основные составляющие речевого развития ребенка. (Фундамент правильной речи).
- Мастер – класс по изготовлению насекомых с помощью синельной проволоки
- Мастер – класс по изготовлению бабочек из цветной бумаги в технике «оригами» для использования в формировании направленной воздушной струи.
Основные составляющие речевого развития включают:
- «Фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
«Фонематическое восприятие»
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам. Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.
По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Предлагаю поиграть в простые игры, которые можно использовать в домашних условиях.
«Поймай звук», «Хлоп – топ», «Повтори, если услышишь заданный звук», «Сколько слогов в слове?».
- Лексико – грамматический строй речи и его развитие включает в себя: Наличие богатого активного и пассивного словарного запаса, умение строить развернутые предложения, использование в общении различные лексико – грамматические категории (глаголы, наречия, существительные, предлоги), владеть навыками словообразования, правильно передавать слоговую структуру слов, уметь пересказывать, составлять рассказы, владеть навыками диалогической речи.
Предлагаю поиграть в игры, направленные на развитие лексико - грамматической стороны речи.
«Наоборот», «Назови ласково», «Один – много», «Придумай предложение со словом».
- Артикуляционная моторика и звукопроизношение.
- Мелкая и общая моторика.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» В. Сухомлинский
Пальчиковая гимнастика– это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.
Логоритмические упражнения:
-формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- развивать артикуляционный аппарат;
- грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Предлагаю выполнить упражнения пальчиковой гимнастики.
«Рыбка», «Пальчики», «Каша», «Пазлы – палочки», логоритмическое упражнение «Бабочка».
А сейчас уважаемые родители и ребята мы с вами изготовим змеек из синельной проволоки и бабочек из цветной бумаги, которые могут использоваться в качестве вспомогательного материала для формирования правильного звукопроизношения и речевого дыхания детей.
Синель - (от франц. chenille - гусеница) - пушистый, с бархатистым ворсом шнурок, скрученный из нескольких нитей, между которыми захвачен ряд коротких кончиков нитей, торчащих во все стороны (ворс). Синелью часто называют любую ткань с коротким ворсом – бархат, вельвет.
Вообще-то эта гибкая пушистая проволока - это ершики для очистки курительных трубок. В нашей стране ее никогда не производили, поэтому многие люди о ней даже ничего не слышали. А иностранцы быстро поняли, что для детского творчества это очень полезная вещь. Из нее можно делать симпатичные пушистые поделки. К тому же, эти поделки можно разбирать и в следующий раз делать уже другие (правда, со временем проволока от этого теряет ворсинки и местами перестает быть пушистой).
Иностранцам эта идея так понравилась, что многие авторы педагогических методик рекомендуют пушистую проволоку в числе других обязательных пособий для развития мелкой моторики у дошкольников.
(Презентация: «Технология изготовления насекомых из синельной проволоки и бабочек из цветной бумаги в технике «оригами»).
Какие замечательные работы у вас получились! Каждый из вас очень постарался и все игрушки получились необыкновенные.
Большое спасибо вам и вашим деткам за проявленное творчество, надеюсь, что вы почерпнули из сегодняшнего мероприятия много важного, узнали, что – то новое, а практика помогла применить полученные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Пальчики играют, речь нам развивают"
Ознакомление коллег-воспитателей с нетрадиционными методами оздоровления с помощью воздействия на биологически активные точки по системе Су-джок....
Пальчики играют, речь нам развивают
советы по развитию мелкой моторики...
Проект Пальчики играют-речь ребенка развивают
проектная деятельность...
Конспект и презентация для родительского клуба " С пальчиками играем речь детишек развиваем"
Рассказать родителям о развитии речи у детей дошкольного возраста и о подготовке к обучению грамоте. Как игра и развитие мелкой моторики пальцев рук способствует этому....
С пальчиками играем- речь ребенка развиваем!
Помните, что развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка....
«ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ- РЕЧЬ НАМ РАЗВИВАЮТ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляци...