Консультация для педагогов «Воспитание сказкой»
консультация на тему
Прекрасен сказок мир воздушный-
к нему с младенчества привык,
мне мил и дорог простодушный,
животворящий их язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Воспитание сказкой»
Прекрасен сказок мир воздушный-
к нему с младенчества привык,
мне мил и дорог простодушный,
животворящий их язык.
К. М. Фофанов.
Наиболее распространенный вид устного народного творчества - сказки. Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно собирали самых разнообразных слушателей - от стариков до маленьких детей. Особенности их искусства заключалась в том, что оно привлекало всех, независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали испытание временем в силу своих высоких художественных качеств.
Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки или заставки. Присказка, как правило, несвязанна с содержанием сказки. Вот пример присказки: «Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор. Сам на кобылке, жена на коровке, дети на телятках, внуки на щенятках. Съехали с гор, развели костер, кушают кашку, слушают сказку».
Необычность, юмористический характер такого вступления сразу привлекает внимание детской аудитории. Встречающиеся в народной сказки концовки, вроде «сейчас они в этой избушке живут, нас с тобой в гости ждут», то же играют свою роль. Они как бы помогают слушателям примериться с тем, что интересная сказка кончена. Присказки и концовки не являются непременной принадлежностью всех сказок для детей, тем не менее, они свидетельствуют о мудрости и чуткости народных педагогов, тонко учитывающих психологию маленького ребенка.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга.
В рамках реализации задач дошкольного образования – сказка это удивительный метод, способный сделать процесс интеграции образовательных областей легким и непринужденным. Универсальная методика работы со сказкой развивает образное и логическое мышление ребёнка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы, помогает решить, условно, семь задач: нравственный урок, воспитание добрых чувств, речевая зарядка (развитие речи, развитие мышления и воображения, сказка и математика, сказка и экология, сказка развивает руки)
В работе с детьми можно использовать два варианта знакомства ребенка со сказкой:
1. Сказка для чтения,
2. Сказка для театрализации.
Одно из главных условий рассказа сказки - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При рассказе от педагога требуется выражения подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания, призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывает сомнений.
Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, педагог подводит к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно - ролевые игры. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми. Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего характера.
Завершающим этапом работы со сказкой является драматизация. Драматизация, в данном случае, как один из видов театрализованной деятельности детей дошкольного возраста, целью которой является раскрепощение каждого вовлеченного в неё ребенка как актера. В любом случаи, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.
Драматизируя сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способом воплощения и передаче сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.) Здесь помогают дидактические игры, например: «Посмотри и повтори», «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается».
В заключении:
Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладая волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Воспитание детей сказкой "
Эта консультация поможет в работе со сказкой воспитателям ДОУ...
Консультация для педагогов «Воспитание сказкой»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16034293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"float: left;","width":"480"}}]] Прекрасен...
Консультация для педагогов «Роль сказки в правовом воспитании дошкольников»
Консультация знакомит педагогов, как осуществлять правое воспитание дошкольников посредством сказок...
Консультация для педагогов" Воспитание сказкой"
Сказка - ложь, а в ней намек, добрым молодцам -урок....
Консультация для педагогов «Воспитание сказкой»
Прекрасен сказок мир воздушный-к нему с младенчества привык,мне мил и дорог простодушный,животворящий их язык.К. М. Фофанов.Наиболее распространенный вид устного народного творчества - сказк...
Консультация для педагогов Воспитание сказкой
Консультация для педагогов Воспитание сказкой...
Консультация для педагогов "Воспитание сказкой."
Воспитание сказкой...