Образовательная программа адаптационного клуба «ЗДОРОВЯЧОК» (возраст детей от 1,5 - 3 лет)
материал на тему
Образовательная программа
адаптационного клуба «ЗДОРОВЯЧОК»
(возраст детей от 1,5 - 3 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyachok.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка»
Принята Советом педагогов МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка» «22» марта 2014 г. Протокол № 2 | Согласовано: Профсоюзный комитет Председатель профкома _________ Беляева Л.Ю. Протокол № ________ от «____» _____________ 2014г. | Утверждаю заведующий МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка» ___________ О.Н.Волкова Приказ № ____ от «____» _________2014г |
Образовательная программа
адаптационного клуба «ЗДОРОВЯЧОК»
(возраст детей от 1,5 - 3 лет)
г. Родники
мкр.60 лет Октября,11
Адаптационный клуб — это целостный образ жизни дошкольника — несколько часов дня, заполненных разнообразной совместной деятельностью в группе сверстников.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».
В.Сухомлинский
Пояснительная записка
Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.
Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.
Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника.
Теоретические основы открытия адаптационного клуба «Здоровячок»
Обзор законодательных актов по функционированию
групп кратковременного пребывания в ДОУ
Основные гарантии защиты прав и законных интересов, поддержки детства представлены в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Документы отражают основные принципы государственной политики России в отношении детей, раскрывают подходы к организации образования подрастающего поколения, утверждают права и обязанности родителей, являющихся первыми педагогами ребенка.
С целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детских садов среди населения в документах, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, закреплены права образовательных учреждений по выбору спектра образовательных услуг в различных документах, регламентирующих работу ДОУ:
- Приказ Министерства образования РФ от 18 февраля 2002 года № 490 о дальнейшей разработке и апробации пакета документов по обеспечению функционирования новых форм дошкольного образования и т. д.;
- «Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» (письмо Минобразования России от 10.04.2000 г. № 106/23 – 16);
- Рекомендации Минобразования РФ по организации групп кратковременного пребывания разработаны авторским коллективом под руководством канд. псих. наук О. Л. Князевой;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677);
- Типовое положение об образовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196);
- О направлении Программы развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях (Письмо МО РФ от 10.04.2000 № 106/23-16);
- О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения (Письмо МО РФ от 07.06.94);
Нормативно-правовые основы организации адаптационного клуба
за пределами работы групп полного дня в
МКДОУ детский сад общеобразовательного вида № 5 « Золотая рыбка»
Работа адаптационного клуба за пределами работы групп полного дня (далее по тексту – АК) обеспечена рядом документов, которые разрабатывались на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации, разработан примерный перечень документации, обеспечивающей работу детского сада, имеющего АК:
- Положение об адаптационном клубе «Здоровячок» за пределами работы групп полного дня.
- Должностная инструкция воспитателя адаптационного клуба за пределами работы групп полного дня.
- Учебный план и режим дня адаптационного клуба за пределами работы групп полного дня.
- Списки воспитанников.
- Образовательная программа.
- Заявление родителя (законного представителя) на зачисление в адаптационный клуб за пределами работы групп полного дня.
- Анкетные данные родителей (законных представителей).
- Согласие родителя (законного представителя) на обработку персональных данных ребенка.
- Договор с родителями (законными представителями) ребенка, посещающего адаптационный клуб за пределами работы групп полного дня.
Экспертиза условий для создания адаптационного клуба «Здоровячок»
В МКДОУ детский сад общеобразовательного вида № 5 « Золотая рыбка» в данное время функционируют 6 групп, работающих 5 дней в неделю по 12-часовому режиму дня, в каждой группе работают по 2 воспитателя, 1 младший воспитатель. Помимо воспитателей, в штатном расписании имеются следующие специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра.
Рабочий день воспитателей — 7 часов 12 минут, помощника воспитателя — 8 часов, специалисты работают на 1 или 1,5 ставки по графику.
Занятость помещений МКДОУ для осуществления учебно-воспитательного процесса с постоянным контингентом воспитанников: групповые комнаты для детей постоянного пребывания с 7.00 до 19.00; музыкальный зал — 8.30—11.00 и 15.30—17.00; кабинет психолога — 10.00—12.00 и 16.00—18.00; физкультурный зал- 8.00- 11.00 и 15.30-17.00
Групповые комнаты и специализированные помещения МКДОУ полностью приспособлены для разнообразной деятельности детей.
Исходя из анализа ресурсов, определились возможности для открытия адаптационного клуба: изменение графика работы воспитателей групп и специалистов, определение нагрузки штатных специалистов по гибкому графику, определение свободных помещений детского сада.
Условия реализации программы
Кабинет заведующего | Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями: • создание благоприятного психо-эмоционального климата для сотрудников МКДОУ и родителей; • повышение профессионального уровня педагогов; • просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей |
Методический кабинет | Библиотека для педагогов, видеотека — консультации, повышение профессионального уровня |
Кабинет психолога | Комната психологической разгрузки: • коррекционные занятия с детьми и родителями, психогимнастика, индивидуальная работа; • развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование положительных личностных качеств, поведения детей. |
Музыкальный зал | Праздники, досуги, занятия, индивидуальная работа: • развитие познавательной деятельности; • просвещение семей воспитанников. Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации музыкальной деятельности. |
Физкультурный зал | Праздники, досуги, развлечения: • укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни. Развитие двигательной активности детей, обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений. |
Комната для игр и занятий | Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры. Развитие социальных навыков, сенсорных способностей, познавательного и речевого развития, конструктивной деятельности и др. |
Предметно-развивающая среда в адаптационном клубе строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».
При организации среды учитываются:
- возрастные особенности развития детей;
- уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
- индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
- динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;
- использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.
Цели и задачи МКДОУ детского сада общеразвивающего вида № 5
« Золотая рыбка» работы адаптационного клуба «Здоровячок»
Основные цели:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе;
- творческое развитие природной одаренности с учетом возможностей каждого ребенка;
- взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.
Новизна программы – разработка, апробирование и внедрение новых вариативных форм работы с детьми, родителями. Приоритетное направление в педагогической деятельности при реализации программы – здоровье детей.
Основной задачей открытия адаптационного клуба является наиболее полное удовлетворение запросов семьи, общества и развитие вариативных моделей дошкольного образования.
адаптационные клубы создаются на основе социального заказа населения, для детей, не посещающих МКДОУ и наиболее полного охвата детей дошкольным воспитанием и развитием с целью:
- обеспечения ранней социализации и адаптации их к поступлению в МКДОУ;
Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационном клубе
Организация воспитательно – образовательного процесса осуществляется в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (Москва, Мозаика- Синтез 2012 г, «Кроха» Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетковой, Г.В.Груба.
Адаптационный клуб решает задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития ребенка.
Содержание образования направлено на реализацию направлений концепции дошкольного воспитания, образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ.
Обучение и развитие способностей детей осуществляется исключительно исходя из их интересов и индивидуальных особенностей, а также запросов семьи.
Учебно-воспитательный процесс включает в себя разнообразные виды детской деятельности, которая организуется педагогами посредством фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий.
Учебно-воспитательный процесс в адаптационном клубе основывается на следующих принципах:
√ принцип индивидуализации - при подборе содержания занятий учитываются не только возрастные возможности, но и личный опыт каждого ребёнка, а главное – его интересы;
√ принцип доступности - ведущая роль в обучении принадлежит игре-занятию;
√ принцип приоритетности работы с родителями — деятельность и общение взрослых с детьми многофункциональны, направлены на решение сразу нескольких дидактических задач, задач развития;
√ принцип максимального использования имеющихся материально-технических ресурсов;
√ принцип личностно — ориентированной модели взаимодействия педагога с дошкольниками, обеспечивающий психологический комфорт и способствующий развитию детей, является основой педагогического процесса;
√ принцип – не навреди!
Программное обеспечение образовательного процесса
Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности детей. Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных и психических особенностей обучающихся, при этом используются различные педагогические технологии, методы, формы и приемы организации занятий с обязательным деятельностным подходом.
Темпы продвижения по образовательным программам у детей различны и зависят от их возможностей, уровня развития и возраста.
Планирование образовательной деятельности каждого ребенка осуществляется совместно с родителями, педагогами и психологом. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:
*игровая деятельность (развивающие, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);
*продуктивная деятельность (художественно – изобразительная, конструирование, ручной труд);
*двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения);
*коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками);
*элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).
В адаптационном клубе образовательный процесс построен в соответствии с требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.1.2660-10):
Общее время пребывания воспитанников в адаптационного клуба не превышает 1 часа в день два раза в неделю.
Непосредственно образовательная деятельность проводится в специально оборудованных помещениях согласно расписанию.
Формы работы:
- фронтальные занятия;
- индивидуальная работа со специалистами.
Адаптационный клуб для детей 1,5 – 3 лет «Здоровячок»
Цель: адаптация детей от 1,5 до 3 лет к условиям МКДОУ и обеспечение ранней социализации.
Задачи:
- помощь в адаптации к условиям МКДОУ детям раннего возраста;
- установление контактов с родителями, педагогическое просвещение;
- формирование умений общения со сверстниками.
Режим работы: с 11.00 до 12.00 один раза в неделю (пятница).
Показатели того, что цель достигнута:
- Ребенок охотно идет в сад (без слез);
- Улыбается, радуется, когда видит работников детского сада;
- Обращается за помощью к воспитателю.
- Ребенок знает расположение и значение помещений детского сада;
- Знает, где находятся предметы для игр.
- Ребенок легко подчиняется требованиям сотрудников детского сада;
- Сохраняет хорошее настроение во время пребывания в детском саду.
- Ребенок охотно играет с детьми;
- Ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.
Адаптационный клуб в детском саду оснащен необходимой игровой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями и требованиями образовательной программы;
Правила работы групп:
1. Не опаздывать на занятия. Приходить за 10 мин. до начала, чтобы успеть переодеться, помыть руки.
2. В случае болезни, пропуска или задержки сообщать воспитателю группы по телефону: 2-35-32
3. Иметь для ребенка и родителя (законного представителя) сменную обувь, одежду.
4. Обувь должна быть удобной для занятий в группе и для физкультурных занятий.
5. Во время занятий разучивается материал по определенной теме: стихи, песни, пальчиковая гимнастика, — которые необходимо закреплять дома.
6. Во время занятий детям предлагается только вода.
Образовательный процесс выстраивается так, чтобы реализовать основные линии развития: физическую, познавательно-речевую, социально-личностную, художественно-эстетическую. Работа с детьми строится на основе сменяющихся различных видов деятельности. В связи с этим время распределяется равномерно: на самостоятельную деятельность детей и на организованную деятельность с педагогами. Организация образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
При работе с детьми широко используются разнообразные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения. Важнейшим моментом является организация предметно-пространственной среды, несмотря на то, что деятельность организуется в различных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития). В помещении выделено пространство для свободной игровой деятельности. Есть зоны для сюжетно — ролевых игр, дидактических игр, конструирования, чтения и рассматривания книг.
Физкультурный зал оснащен различным оборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений. В музыкальном зале имеются все необходимые инструменты для занятий музыкой. Среда носит стабильный, разнообразный, вариативный, динамичный характер и предполагает возможность преобразования. Она постоянно обновляется эстетически и интеллектуально с учетом специфики возраста и восприятия детей.
Принципы работы адаптационного клуба:
- образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
- взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием;
- в образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям:
- организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
- гибкие формы организации детей (пары, подгруппы, малые группы), обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения;
- дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности.
Реализация принципов образовательной работы невозможна без тщательной подготовки в первую очередь воспитателей, непосредственно работающих с детьми. Воспитатель должен достаточно четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь конструировать, анализировать, выстраивать перспективу развития каждого ребенка в группе на основе психолого-педагогической диагностики. В работе педагога адаптационного клуба предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, закреплению и расширению представлений детей об окружающем мире. Подготовка воспитателей для работы в группе кратковременного пребывания в первую очередь должна заключаться в следующем:
- Развитие умения свободно работать по образовательным программам нового поколения, ориентированным на развитие ребенка. Воспитатель при организации педагогического процесса должен иметь в виду одну или несколько целей, важных для развития именно этого ребенка.
- При взаимодействии с ребенком обеспечивать обратную связь для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка, которая будет лежать в основе последующего планирования педагогических воздействий, их корректировки и организации работы с родителями.
Деятельность специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи их родителям по своему профилю. Для этого, психолог и другие специалисты должны подобрать диагностический инструментарий, быть готовыми к тесному сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром, родителями, выработать программу действий индивидуально с каждым ребенком и с группой в целом.
Младшие воспитатели, работающие в адаптационном клубе, должны иметь представление о специфике таких групп, особенностях учебно-воспитательного процесса, основных задачах воспитания и обучения дошкольников, владеть коммуникативными навыками и умениями. Администрация ДОУ с этой целью может организовать краткосрочные курсы для обслуживающего персонала. Работа педагога-психолога регламентируется в соответствии с основными направлениями образовательного процесса в адаптационном клубе.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
общеразвивающего вида № 5 « Золотая рыбка»
для адаптационного клуба «Здоровячок»
для детей 1,5 - 3 лет
Образовательная деятельность | ||
Развитие речи /Художественная литература | 15 мин.1-3 неделя | |
Ознакомление с окружающим миром/Сенсорика | 15 мин. 2-4 неделя | |
Рисование/Лепка | 15 мин.1-3 неделя | |
Аппликация/Конструирование | 15 мин. 2-4 неделя | |
Музыкальное воспитание | 30 мин. еженедельно | |
Физическая культура | 30 мин. еженедельно | |
Объем недельной образовательной нагрузки | 1 ч. |
Учебно-тематический план
игр и занятий с детьми в адаптационном клубе «Здоровячок» для детей 1,5 - 3 лет
№ | Тема | Связь с другими видами деятельности | Количество занятий |
I. Познавательное развитие | |||
1. | «Матрешка встречает ребят» | Величина. Большая матрешка раскрывается, маленькая нет. | 2 занятия |
2. | «Красивые колечки» | Знакомство с цветом | 4 занятия |
3. | «Что это круглое?» (квадратное и т.д.) | Знакомство с формой предметов | 4 занятия |
4. | Игры с занимательными коробками. | Закрепление формы, цвета, величины | 4 занятия |
5. | Дидактическая игра «Найди такой же» | 2 занятия | |
Итого | 11 занятий | ||
II. Игры с природным материалом | |||
1. | Вода (переливание) | 2 занятия | |
2. | Песок (пересыпание) | 2 занятия | |
Итого | 4занятия | ||
III. Знакомство со сказками | |||
1. | «Сказка про игрушку» | Игры с игрушками | 1 занятие |
2. | «Сказка про кроватку» | Уложим куклу спать | 1 занятие |
3. | «Колобок» | Драматизация | 1 занятие |
4. | «Цыпленок и утенок» | Обыгрывание | 1 занятие |
5. | «Репка» | Драматизация | 1 занятие |
Итого | 5 занятий | ||
Изобразительная деятельность | |||
1. | «Пришел в гости карандаш» | Обыгрывание с петушком (зерна рисуют) | 1занятие |
2. | «Дорожки, дорожки» | «По ровненькой дорожке» | 1 занятие |
3. | «Накормим петушка вкусным горохом» | Перебирание гороха руками | 1 занятие |
4. | «Украсим платье цветными горошинами» | 1 занятие | |
5. | Лепка из глины «Большая репка и маленькая» | Рассказывание сказки «Репка» | 1 занятие |
6. | «Идет дождь» | Наблюдение из окна | 1 занятие |
7. | «Облака плывут по небу» | 1 занятие | |
8. | «Сочной травкой, угостим лошадку» | Чтение стихотворения «Я люблю свою лошадку» | 1 занятие |
9. | «Лучистое солнышко» | Чтение стихотворения «Зайка» | 1 занятие |
Итого | 9 занятий | ||
Итого за год | 29 занятий |
Физкультурных занятий – 29 занятий
Музыкальных занятий – 29 занятий
Распорядок дня
Адаптационного клуба «Здоровячок»
Прием детей | 11.00 – 11.05 |
Непосредственно образовательная деятельность | 11.05 – 11.35 |
Свободная игровая деятельность | 11.35 – 11.55 |
Индивидуальное общение с педагогом | |
Поведение итогов дня. Уход детей домой | 11.55 – 12.00 |
Кадровое обеспечение программы:
Преемственность с родителями
Перспективный план комплексных занятий адаптационного клуба «Здоровячок»
№ | Изобразительная деятельность | Музыкальная деятельность | Игровая деятельность | Материал | ||
| ||||||
1 | Рисование карандашами ''Что за палочки такие?'' задача: вызвать у детей интерес к рисованию карандашами, выяснить, что дети знают о том, как правильно пользоваться | На входе детей звучит спокойная музыка Моцарта ''Классика для малышей'' (на каждом занятии). | Построим башенку из кубиков | Наборы цветных карандашей, бумага ( ½ листа), игрушки. Мячи, каталки. | ||
Рисование под музыку ''Утренняя роса''. После рисования – р.н.м. ''Ах ты береза'' Цель: побуждать детей выполнять простейшие танцевальные движения с игрушкой. | Соберем башенку из кубиков одинакового цвета | |||||
2 | Рисование карандашами ''Трава для зайчат'' задача : учить рисовать траву короткими штрихами, побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа; познакомить с зеленым цветом. |
(игра зайки с детьми) ''Зайка'' муз. Черни (дети прыгают, как зайки) Цель: воспитывать умение эмоционально откликаться на музыку, побуждать выполнять игровые движения с зайчиком (бег, прыжки). | Соберем красивые пирамидки ''Красные и синие'' | Цветные карандаши, бумага (1/2 листа), игрушки – зайцы. Игрушки – липучки, пирамидки. | ||
3 | Лепка ''Пищащий комочек'' Задача: вызывать у детей интерес к пластилину, как художественному материалу; учить правильно работать с ним. | Музыка по выбору муз.рук. Цель: побуждать детей двигаться в образе лисички, зайчика, медведя. | Соберем башенку из кубиков одинакового цвета | Кусок пластилина, доски на каждого ребенка. Мячи коррекционные, неваляшки. | ||
4 | Лепка ''Колбаски на тарелочках'' Задача : учить скатывать ком глины между ладонями прямыми и круговыми движениями обеих рук. | Песня ''Жучка'' (до лепки), ''Бег'' муз. Тиличеевой. Цель: воспитывать умение эмоционально откликаться на музыку, побуждать выполнять движения по показу воспитателя. | Найди нужный предмет в мешочке. | Пластилин, доски, игрушечные (одноразовые) тарелки. Игрушки-липучки, каталки. | ||
5 |
''Королева – кисточка рассказывает'' задача: вызвать у детей интерес к рисованию красками, учить правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть в воде и осушать. | ''Веселые ладошки''.муз . Ф.Шуберта. Цель: побуждать детей хлопать в ладоши в соответствии с динамикой музыки (по показу воспитателя) | Игры с матрешкой: | Королева-кисточка (большая малярная кисть, наряженная как королева), кисти, гуашевые краски одного цвета, бумага (по ½ листа) Мячи, мячи коррекционные. | ||
6 | Рисование красками ''Билеты и рельсы для игрушечной железной дороги'' Задача: воспитывать умение наносить штрихи и проводить прямые линии (длинные, короткие) в разных направлениях. | ''Едем на паровозе'' муз. Филиппенко. Цель: двигаться в характере песенки друг за другом, притопывающим шагом. | Раскладывание – складывание матрешки | Несколько листов бумаги в виде железнодорожных билетов (1,5-2г.) Листы бумаги с изображением рельсов. ''Дарц'', каталки. | ||
7 | Рисование красками ''Рисуем для птичек'' Задача : рисовать концом кисти зерна для птиц | Рассказ ''Птички'', иллюстрируемый музыкой Цель: воспитывать умение слушать музыку, различать ее характер, выполнять движения по тексту ( по показу ) | Найди в мешочке матрешку. | Игрушка птичка, гуашевая краска ½ листа бумаги. Пирамидки, кольцо для бросания. | ||
8 | Рисование красками ''Маски и короны для игрушек'' Задача : формировать умение украшать поверхности масок, корон точками, пятнами, продолжать учить правильно пользоваться кисточкой, красками. | ''Пляска с куклами'' нем. Нар. Мелодия. Цель: выполнять плясовые движения по показу взрослого. | Найди нужный предмет: матрешку, пирамидку, кубик, мячик | Куклы на каждого ребенка. Силуэты масок и корон с приклеенными с обратной стороны завязками, краски, образцы местного народного декоративно-прикладного искусства. Воротики для подлезания, мячи. | ||
| ||||||
9 | Лепка ''Угощение для дня рождения'' Задача: продолжать воспитывать интерес к лепке, скатывать прямыми движениями ком пластилина между ладонями, соединять концы столбика в виде кольца. | Песня ''Жучка'' Игра с собачкой. Цель: Звукоподражание лаю собаки на низких и высоких звуках. Различать низкие и высокие звуки. | Собери пирамидку из кубиков и колечек. | Игрушка собака. Пластилин, доски, кукольные тарелки. Куколки тряпичные, велосипеды – каталки. | ||
10 | Лепка ''Витамины'' Задача: продолжать учить отрывать куски от большого кома и лепить шарики. | ''Лошадка'' муз.Тиличеевой. дети слушают песенку и подпевают. | Найди в мешочке шарики | Игрушка лошадка. Пластилин, доски. Игрушки – липучки, мячи, велосипеды – каталки. | ||
11 | Лепка ''Яблоки и груши'' Задача: продолжать учить скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями (2 г), а затем вдавливать верхнюю и нижнюю части, добиваясь сходства. | Песенка ''Ежик'' Дети выполняют движения по тексту песни. | Прокатывание шариков в воротики | Игрушка ежик. Пластилин, доски. Яблоки и груши (натуральные) Мячи коррекционные, пирамидки на тележке. | ||
12 | Рисование карандашами ''Тарелки и блюдца с полосками'' Задача: формировать умение рисовать круги. Ориентируясь на внешнюю опору в виде круглого листа бумаги. | Игра ''Угадай-ка'' . Цель: продолжать формировать умение различать музыку по характеру. | Работа за дидактическим столом | Цветные карандаши, бумажные круги, диаметром 5-6 см. ( для 2-х летних), 5,7,9 (для 3-х –летних. Каталки, пирамдки. | ||
13 | Рисование красками ''Сушки и печенье для лесного магазина'' Задача: формировать умение рисовать сушки и печенье, ориентируясь на внешнюю наглядную опору. | ''Пляска лисы'' муз.Петровой В. дети выполняют движения по показу взрослого. | Разложи колечки по цвету | Игрушка лиса. Гуашевая краска, листы бумаги, разделенные линиями сгиба на квадраты. ''Дарц'' на липучках'', колючие мячики, велосипеды - каталки. | ||
14 | Рисование красками ''Компот для игрушек'' Задача: упражнять в рисовании предметов округлой формы и закрашивании изображения. | Песня ''К нам гости пришли'' ''Веселая пляска'' на мелодию р.н.п. ''Ах, вы, сени'' Цель: способствовать развитию у детей чувства ритма, координации движений. | Принеси кубики синие, а шарики красные | Игрушки, вырезанные из плотной бумаги силуэты банок разного размера, гуашевая краска. Игрушки – шнуровки, надувные игрушки. | ||
15 | Лепка ''Вишня в корзинках Задача: упражнять в скатывании глины между ладонями круговыми движениями (2 г.). Формировать умение вдавливать шар пальцами внутрь для получения полой формы (лепка корзинки – 3-х летние) | Рассказ ''Птички'', иллюстрируемый музыкой Цель: воспитывать умение слушать музыку, различать ее характер, эмоционально откликаться на музыку, выполнять движения по тексту (по показу взрослого) | Работа за дидактическим столом | Игрушка птички. Пластилин, корзинка, доски. Мячи, пирамидки. | ||
16 | Рисование карандашом ''Бусы для мамы'' Задача: упражнять в рисовании округлых форм (бусинки) на линии (нитка) | Песня ''Вот какие мы большие'' Пляска с мамами ''Ай-да'' муз. Верховинца. Цель: продолжать воспитывать умение подпевать взрослому, выполнять движения по показу взрослого. | Соберем бусы из больших шариков | Цветные карандаши, ½ листа бумаги, с нарисованной на нем ''ниткой''. Пирамидки на колесиках, надувные игрушки. | ||
| ||||||
17 | Рисование красками: ''Снег идет'' Задача: развивать желание рисовать красками; познакомит с белым цветом. |
| Выкладывание геометрических фигур из куба – учить доставать фигурку и класть ее рядом, а затем производить обратные действия. |
Куб – в нем шарики и кубики. Игрушки – липучки, игрушки – каталки; | ||
18 | Лепка: ''Снеговик'' Задача: учить раскатывать кусочки пластилина между ладошками и прижимать их к друг другу. |
|
|
| ||
19 | Рисование карандашами ''Елка'' – Задача: учить держать карандаш, проводить линии от ствола. |
| Раскладывание и вкладывание разноцветных конусов в определенной последовательности. |
| ||
20. | Лепка ''Елочная игрушка'' Задача: развивать интерес к лепке; упражнять в раскатывании кусочка пластилина круговыми движениями. |
| Вкладывание шаров разной величины в коробки разного размера. |
| ||
21 | Рисование ''Шарики в коробке''. Задача: воспитывать интерес к изодеятельности, отличать предметы круглой формы от других предметов. |
| ''Собери большие мячи, собери маленькие мячи'' |
| ||
22 | Лепка :''Колобок''. Задача: продолжать учить раскатывать пластилин между ладошками. | Показ кукольного спектакля ''Колобок'' | Мячи большие прокатываем к друг другу. |
| ||
23 | Рисование красками ''Ежик'. Задача: учить рисовать иголки мазками. |
| Складывание пирамидок из разных геометрических тел. |
| ||
24 | ''Новогодний праздник''. Задача: закреплять полученные умения, двигательные навыки. | Вызывать эмоциональный отклик детей на новогоднюю елку. Подпевание знакомых песенок, повтор движений, активизация в играх. |
| |||
| ||||||
25 | Лепка '' Новогодние подарки игрушкам''. Задача: вызвать приятные воспоминания связанные с новогодними праздниками, продолжать учить раскатывать и сплющивать пластилин. | Кукольный спектакль ''Зверюшки встречают Новый год''. | Знакомство с народными игрушками (дымковские барышни, филимоновские куклы, матрешки) |
| ||
26 | Рисование красками: ''Украсим пакеты для новогодних подарков'' Задача: Учить держать уверенно кисть, наносить мазки штрихи волнистые линии. |
| Продолжить знакомиться и обыгрывать народные игрушки. |
Народные игрушки. Игрушки – каталки, игрушки – липучки, кубики. | ||
27 | Рисование красками ''Укрась шарфик '' Задача: учить держать кисть, набирать краску, обмакивать в воду, произвольно наносить штрихи, мазки, точки. |
| Классификация однотипных предметов (матрешки, яйца, бочата). |
Матрешки, бочата, ''яйца'', настоящий шарф. Надувные игрушки, резиновые игрушки, мягкий конструктор. | ||
28 | Лепка ''Корзинка с яблочками'' Задача: упражнять раскатывании кусочков пластилина, между ладонями. |
| Складывание и раскладывание кукол – матрешек |
| ||
| ||||||
29 | Лепка ''Мы корзиночку берем'' Задачи: закреплять умение раскатывать колбаски. |
| Прокатывание шариков в воротики. |
| ||
30 | Лепка ''Фрукты для лесного магазина'' Задачи: Вызывать желание лепить, раскатывать, развивать мелкую моторику. |
| ''Сложи в коробку кубики, а в ведерко шарики'' |
| ||
31 | Рисование карандашами ''Норка для мышонка'' Задача: учить закрашивать готовое графическое изображение. |
| Нахождение похожих предметов на кртинке (шарики, мячики, кубики) |
| ||
32 | Рисование ''Дорога для автомобиля'' (карандашами) Цель: Учить закрашивать готовое графическое изображение. |
| Обучение действию рассоеденения разборных игрушек (коробочки, матрешки) |
коробочки, матрешки. Игрушки – шнуровки. Велосипеды – каталки. | ||
33 | Лепка ''Птичка''. Задача: учить раскатывать шарики между ладонями, расплющивать шарик. |
| Закреплять умение рассоединять и соединять разборные народные игрушки. |
Матрешки, коробочки, кошка, ,мишка, птичка. Пирамидки - мишки; коррекционные мячи. | ||
34 | Лепка ''Зернышки для птички''. Задача: учить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать их между ладонями. |
| ''Угадай, кто позвал''. ''Достань игрушку'' |
| ||
35 | Рисование: ''Компот для игрушек''. Задача: вызывать интерес к рисованию, желание заботиться об игрушках. | 1 .''Шагаем и бегаем'' Е.Тиличеевой – побуждать детей двигаться под музыку. 2. ''Птичка'' – слушать песню, узнаватьее, попевать.
| ''Что в чугуночке?'' – выкладывание мелких предметов из емкости. |
''Чугуночек'', мелкие круглые предметы. Игрушки–липучки. Модули для конструирования. | ||
36 | Лепка: ''Угощение для колобка'' (яблочки Задача: закреплять желание лепить; готовить угощение для друга, проявлять заботу. |
4. ''Ай – да'' вспомнить с детьми пляску; побуждать самостоятельно выполнять плясовые движения. | ''Маленькие и большие яблочки''. Разложить маленькие яблочки в маленькую корзинку, а большие яблочки в большую корзинку. |
2 корзинки яблочки большие и маленькие. Мячи, велосипеды – каталки, воротики для покатывания шариков, шарики пластмассовые. | ||
| ||||||
37 | Лепка ''Тарелочка для Кати''. Задача: Закреплять прием раскатывания пластилина, расплющивания его ладонями. |
| Собери пирамидку из предметов одного цвета. (4-5шт.) |
Пирамидки с кольцами одного цвета. Куклы разной величины и фактуры. Игры – шнуровки. | ||
38 |
Задача: развивать стремление лепить угощение для кого-то, использовать приемы раскатывания, вытягивания, расплющивания. |
| Выбери шарики синего и красного цвета, одень их на стержень. |
| ||
39 | Рисование: ''Цветы для мамы'' Задача: познакомить детей со способом примакивания, развивать мелкую моторику руки, воспитывать любовь к мамочке. |
| ''Собери букет'' – выкладывать лепестки вокруг кружочка. |
Готовые лепестки 3-х цветов. Бубен, мячи коррекционные, мячи резиновые разных размеров. | ||
40 | Лепка ''Тарелочка'' Задача: Формировать представление о круглой форме. Развивать вращательные движения ладоней. |
| ''Найди такую же фигуру'' |
| ||
41 | Рисование: ''Коврик для Машеньки''. Задача: расширять знания детей о предметах круглой формы. Вызывать положительные эмоции. |
| ''Отбери круглые предметы'' |
| ||
42 | Лепка ''Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат'' Задача: продолжать воспитывать отзывчивость, доброжелательность, упражнять в раскатывании пластилина, закреплять знания о фруктах круглой формы. |
| ''Покажи и назови'' – отобрать фрукты круглой формы и назвать их. |
| ||
43 | Рисование: ''Баранки на веревочке'' Задачи: продолжать воспитывать умение закрашивать готовое изображение. Закреплять знания о круглой форме. Воспитывать терпение. |
| ''Разбери и собери пирамидку'' |
| ||
44 | Лепка ''Погремушка для кукол''. Задача: закреплять навыки раскатывания, сплющивания пластилина. Развивать мелкую моторику пальцев. Прививать желание делать подарки для других. |
| ''Мы качаем желтый мяч'' |
| ||
| ||||||
45 | Рисование ''Коробка с кубиками'' Задача: учить изображать предметы четырехугольной формы, закрашивая их. Зрительно, наощуп находить предметы, напоминающие кубик. Воспитывать интерес и желание заниматься. | 1. ''Марш и бег'' Рустамова – побуждать играть и бегать под музыку. 2. ''Прилетела птичка'' Е. Тиличеевой – слушать песню, выполнять игровые движения по показу взрослого.
| ''Сложи кубики в коробку'' |
| ||
46 | Лепка ''Кирпичики'' Задачи: учить изменять форму куска пластилина, конструировать простейшую постройку, обыгрывать ее. |
| ''Разложи шары в ведерко, а кубики в коробку'' |
| ||
47 | Рисование ''Ящик для писем'' Задачи: дать представление о почтовом ящике. Закрепить умение закрашивать готовое изображение. Вызвать добрые чувства и эмоции к персонажам, желание помочь им. |
| ''Выложи из коробки только кубики'' |
| ||
48 | Лепка ''Кормушка для птичек''. Задача: закреплять умение раскатывать кусочки пластилина, сплющивать их. Воспитывать доброжелательное отношение к живому. Развивать моторику. |
| Д/И ''Попробуй прокати'' |
| ||
49. | Рисование ''Домик''. Задача: закреплять умение держать кисть. Набирать воду, краску. Развивать глазомер, закрашивая только определенные участки. Воспитывать умение – доводить дело до конца. | Кукольный спектакль ''Теремок'' Задачи: Побуждать внимательно слушать сказку, эмоционально отзываться на нее. | Д/И ''Попробуй прокати''. |
| ||
50 | Рисование ''Вагончики'' Задачи: закреплять умение держать карандаш. Воспитывать положительные эмоции. | Развлечение ''Едем в гости к мишке – шалунишке'' Задачи: Выполнять знакомые игры, пляски; движения по показу взрослого. Эмоционально откликаться на появление игрушек. | Построим башню'' |
| ||
51 | Детский праздник. Цель: закреплять умения и навык и детей, приобретенные в течение года. Воспитывать положительные радостные эмоции. | Пение знакомых песенок. Пляски: ''Ай-да'', ''Ноги и ножки'', ''Пол выбору муз. работника''. Игры ''С бубном'', ''С мишкой'', ''Птичка'' Миниспектакль ''Мишка с Катей приехали в гости'' | ''Пролезь в воротики'', ''Кто позвал – отгадай''. |
|
Творческая группа
- Заведующий МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка» - Волкова Ольга Николаевна
- Старший воспитатель – Фролова Ольга Николаевна
- Воспитатель – Пичугина Наталья Георгиевна
- Воспитатель – Алянская Наталья Владимировна
- Музыкальный руководитель – Беляева Лариса Юрьевна
Библиография
- Белая К. «Первые шаги» «Линка – пресс» 2002г.
- Галанова А.С. «Я иду в детский сад» «школьная пресса» Москва 2002г.
- Григорьева Г.Г., Кочетова И.П., Груба Г.В. «Играем с малышами» Москва «Просвещение» 2007г.
- Григорьева Г.Г «Малыши в стране Акварели» Москва «Просвещение» 2006г.
- Горюнова Т.М. «Развитие детей раннего возраста» «Сфера» Москва 2009г.
- Карпезина И.А., Пахомова Л.Ю. «Организация групп кратковременного пребывания в ДОУ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 – 2007г.
- Короткова Н. А. «Проект Программы для групп кратковременного пребывания в детском саду». «Ребенок в детском саду №1 -2003г.
- Маркова И.В. «Организация группы кратковременного пребывания – адаптация в дошкольном образовательном учреждении» «Управление ДОУ №6 – 2005г.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. « Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» «Владос» Москва 2004г.
- Токаева Т.Э., Ворошнина Л.В., Фадеева Е.М., «Пермячок» «Книжный мир» Пермь 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Клуб Эрудитов"
Предлагаемые на занятиях материалы позволяют заниматься умственным развитием, логическим мышлением дошкольников в увлекательной для них игровой форме....
Конспект совместной образовательной деятельности Клуб Веселых и Находчивых «Зимующие птицы»
Цель занятия: уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; совершенствовать грамматический строй речи, навыки чтения; ...
Образовательная технология "Клуб смелых, говорливых, а также их мам и пап"
Работа с детьми-инофонами и их родителями...
Игровой макет «Улица родная» Во второй группе раннего возраста №2 общеразвивающей направленности «Здоровячки» возраст детей 2-3 года
Цель: создать условия для формирования элементарных правил безопасного поведения на дороге.Задачи:Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.Знакомить с некоторыми видами...
Образовательное событие "Клуб знатоков геральдики"
Создать условия для поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Вызвать интерес, эмоционально – положительное отношение к государственным символам....
Детско-родительский клуб "Мы вместе" (2020г.-2021г.); детско-родительский клуб "Игра 3D - дети, движения, достижения" (2023г.-2024г.)
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи...