Влияние сказки на становление личности ребенка.
статья по теме

Болотина Любовь Владимировна

Данная статья адресована как родителям, так и воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_skazki_na_stanovlenie_lichnosti_rebenka.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сказки на становление личности ребенка.

Сказка – самое древнее и действенное средство воспитания и развития ребенка. Так как в силу возраста он еще не способен воспринимать нравоучения, наилучшим способом морально-нравственного ориентирования является именно чтение сказок.

Чтение вслух родителем улучшает слуховое восприятие ребенка.  При этом звуковая информация преобразуется в наглядно-образную, тем самым улучшая умение ребенка фантазировать. Мир малыша довольно ограничен: он включает в себя небольшой круг родных людей и некоторые места, а благодаря сказкам ребенок узнает, что существуют и лешие, и Баба-Яга, и говорящие лесные звери. Таким образом, познавательный мир ребенка постепенно расширяется, а так как каждый герой в сказке имеет свой характер и совершает определенные действия, несущие в себе нравственный оттенок, ребенок постепенно научается ориентироваться в полюсах «хорошо-плохо».

Благодаря сказкам процесс становления личности становится контролируемым. Родитель должен серьезно подойти к выбору сказки: следует учитывать возраст и особенности характера ребенка. Для двухлетнего малыша «Мальчик с пальчик» может оказаться сложным для восприятия, а, например, сюжет о сестрице Аленушке и братце Иванушке, который ослушался и выпил воду из копытца, окажет воспитательное воздействие – нужно слушаться старших. Причем данное воздействие будет не прямым, а косвенным – ребенок сам поймет, что герой поступил плохо, и это повлекло за собой неприятные последствия.

Сюжеты и характеры сказок довольно разнообразны, и их воздействие на формирование личности нужно рассмотреть отдельно.

Бытовые сказки. Они несут в себе информацию о том, что весь мир вокруг нас – живой. Все предметы обладают характером, умеют говорить и совершать определенные действия. Это такие сказки, как «Мойдодыр», «Федорино горе» и т.д. В данных двух сказках предметы быта учат ребенка чистоплотности и уважению к, казалось бы, самым привычным и простым вещам. А если рассказать ребенку, что в его отсутствие или ночью игрушки оживают, он научится более бережно к ним относиться и убирать их по местам. Также бытовые сказки учат ребенка хитростям и умениям, которые могут пригодиться в повседневной жизни и преодолевать некоторые трудности («Три поросенка», а также «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы – ледяная»).

Сказки о животных. Многие специалисты считают, что маленькие дети идентифицируют себя с животными, и поэтому сказки о зверях наилучшим образом передают жизненный опыт. Помимо этого, животные придают сказке более яркую эмоциональную окраску, и для ребенка они интересней. Поэтому, при выборе сказки очень важно учитывать, какой характер имеют животные и какую морально-нравственную направленность сказка имеет в целом.

Волшебные сказки обладают более сложным сюжетом, где судьбы героев переплетены и напрямую зависят от их действий. Каждый герой выполняет определенную задачу, зачастую имея при этом конкретную цель. В характерах героев ребенок видит разнообразие видов отношения к миру и другим субъектам. При этом он в состоянии оценить правильность-неправильность поведения героев. Безусловно, такие сказки предназначены для детей более старшего возраста. Примерами могут служить такие сказки как «Золушка», «Морозко».

Страшные сказки. Такие сказки имеют психотерапевтическое действие. Например, в их сюжете может быть сквозной мысль о том, что темнота не таит в себе опасности, а самые страшные звери дружелюбны. Однако зачастую в таких сказках герои не проявляют в достаточной мере свой характер. В них происходит столкновение добра и зла, и ребенок будет отождествлять себя с силами добра, принимая на себя часть переживаний.

Таким образом, влияние сказки на становление личности ребенка велико. Благодаря тому, что через психоэмоциональное восприятие ребенок учится давать оценку действиям героев, формируется морально-нравственная составляющая его характера. Так, через чтение правильно выбранных сказок родитель может мягко воздействовать на психику и характер ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями "Влияние семьи на становление личности ребенка"

«Каждой семье – педагогическую культуру» - это девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющ...

Влияние сказки на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Роль сказки в жизни ребенка очень значительна. В статье рассказывается о влиянии сказки на личность ребенка. ...

Консультация для родителей «Особенности влияния семьи на становление личности ребенка»

Cемья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об ува...

Влияние семьи на становление личности ребенка

Статья "Влияние семьи на становление личности ребенка."...

Рекомендации для родителей на тему: "Особенности влияния семьи на становление личности ребенка. Стили семейного воспитания"

Консультация на тему "Особенности влияния семьи на становление личности ребенка. Стили семейного воспитания."...

"Влияние семьи на становление личности ребенка"

Статья для родителей на тему "Влияние семья на становление личности ребенка"...