Проектная деятельность
статья (старшая группа) на тему

Никитина Ольга Николаевна

Развитие творческой личности ребёнка, создание условий раскрывающий  творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

          МБДОУ «Детский сад «Малыш»

      «Проектная

    деятельность»

                      (сообщение) 

Учитель- логопед: Никитина О.Н.

                                          2018 г.

Проектная деятельность.

                     

Слово «проект» - заимствовано из латыни -  выброшенный вперёд, выступающий, бросающийся в глаза.

В переводе с греческого – это путь исследования.  

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Педагогическое проектирование  - это процесс  создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Это деятельность,  осуществляемая в образовательном процессе и направленная на обеспечение эффективного функционирования  и развития.  

Основная цель проектного метода в ДОУ.

  • Развитие творческой личности ребёнка;  создание условий раскрывающих творческий  и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Задачи проектного метода:

1)    Развивать творческое воображение, мышление,  память, внимание.

2)    Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

3)    Развивать познавательные способности, коммуникативные  навыки.

4)    Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её.

5)   Активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей.

6)    Развивать  творческие способности, навык обобщать и анализировать.

7)    Развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы, в пределах своей осведомлённости и опыта, комментировать свои действия, делать подготовленные и спонтанные высказывания,  в пределах темы, высказываться по поводу высказываний других, умение договариваться о правилах, поддерживать разговор).

8)   Развивать умение контролировать своё поведение, выполнять простые правила (в работе с предметами или в общении).

9)   Развивать умение организовывать свою работу (отбирать необходимые  материалы)., сотрудничать со взрослыми и детьми.

Метод–проект – это педагогическая технология, стержнем которого является самостоятельная, исследовательская познавательная, продуктивная  деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно,  дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении. Затем использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка чувство гордости  за полученный результат.

Виды проектов:

        По  количеству участников процесса, проекты могут быть: индивидуальные, групповые и коллективные.

По продолжительности выполнения проекта:  Мини-поекты (20 мин),  краткосрочными (1-2 недели), среднесрочными (до 1 месяц), долгосрочными (полугодие, учебный год).

По доминирующему виду деятельности: 1. Исследовательские.  2. Творческие.  3. Информационные. 4.   Практико-ориентированные. 5. Ролево –игровые (участники берут на себя роль персонажей). 

По предметно-содержательной области: 1. Экологический.                     2.  Исторический. 3.  Спортивный. 4. Языковой. 5. Музыкальный.                          6. Культуроведческий. И т.д.

Исследовательские проекты  – дети совместно со взрослыми,  формулируют проблему исследования – Примерные вопросы:

1) Что мы знаем?  

2) Что хотим узнать?

 3) Что узнали?

Обозначают задачи, определяют методы,  источники информации, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования. (С детьми 5 лет).

         Творческие  - дети договариваются о планируемых результатах, и форме из представления (газета, видеофильм, праздник).  (С  3-4 летними детьми).

Информационные (ознакомительно- ориентированные) – целенаправленный сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагает ознакомление участников проекта с информацией, её анализ и обобщение фактов.

Практико-ориентированные  (прикладные) – дети собирают информацию  и реализуют её ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изо уголка, витражи  и т.д.)

Ролево –игровые -  с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки  и решают по- своему поставленные проблемы.                      (С  3-4 летними детьми).

Формы презентации:

Занятие

Праздник

Выставка

Конкурс

Спектакль

Концерт

Газета

Реклама

Рассказ

Буклет

Проект  помогает:

- Осваивать детям окружающую действительность, всесторонне изучать её.

- Активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей.

- Развивать творческие способности детей, навык обобщения и умение анализировать.

- Развивать мышление , воображение, память, внимание.

-  Развивать речь (умение задавать и отвечать на вопросы, комментировать свои действия, делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определённой заранее темы,  высказываться в связи с высказываниями других, сформировать свой интерес,  умение поддерживать разговор, договариваться о правилах,  использовать элементарные нормы общения).

-  Контролировать своё поведение , выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или в общении в группе).

-  Умение организовать сою работу (разложить материалы, отобрать необходимые и т.д.)

-  Умение сотрудничать в предложенных форматах (со взрослыми, с детьми).

Требования  к  реализации  проекта:

Результат, на который сориентирован проект,  должен быть практически  и познавательно значим, для его участников.

Поставленная проблема должна исследоваться  в определённой логической последовательности:

1) выдвижение гипотиз,

2) обсуждение и выбор методов исследования,

3)  сбор, анализ и систематизация полученных данных,

 4) подведение итогов, оформление,

 5) выводы и выдвижение новых проблем.

Содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной  деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы.

Используя метод проектов,  педагог становится организатором исследовательской деятельности  детей, генератором развития их творческого потенциала.

  1. Целеполагание -  педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу,  на определённый отрезок времени.
  2.  Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
  • К кому обратиться за помощью.
  • В каких источниках можно найти информацию.
  • Какие предметы использовать (оборудование).
  • С какими  предметами научиться работать для достижения цели.
  1. Выполнение проекта – практическая часть.
  2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Педагог при организации проекта должен:

Учитывать  возрастные особенности  детей.

Создавать условия для стимулирования интересов детей.

Строить свои отношения с ребёнком на соучастии и сотрудничестве.

Мотивировать деятельность детей.

Использовать игровые методы  и приёмы.

Являться активным участником проекта.

План проекта  разрабатывать совместно с детьми и родителями.

В старшем дошкольном возрасте проект – это:

  1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  3. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленой задачи, и использование различных вариантов.
  4. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
  5. Развитие умений пользоваться полученными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...