диагностика развития детей от рождения до 3 лет
материал на тему
Каталог методов оценки развития ребенка младенческого и раннего возраста
Литература:
1. Учебное издание Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Орлова А.Н., Шматко Н.Д.
2. http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/135-diagnostika-poznavatelnogo-razvitiya-detej-rannego-vozrasta-s-psikhofizicheskimi-narusheniyami
3. Смирнова О.Е. Диагностика развития детей от рождения до 3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_razvitiya_detey_ot_rozhdeniya_do_3_let.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Каталог методов оценки развития ребенка младенческого и раннего возраста
Методика | Цель | Целевая аудитория | Описание, примечания |
Пассивный взрослый | Выявление параметров общения ребенка при маленькой активности взрослого | Первое полугодие жизни | Взрослый сидит в поле зрения ребенка, недалеко, повернут к нему, но не смотрит на малыша Примечание: если ребенок хнычет, отворачивается, проба заканчивается через 30 секунд, затем ребенка необходимо успокоить |
Чистое общение | Выявление параметров общения при активной позиции общения взрослого | Первое полугодие жизни | Активное общение сменяется паузами и ожиданием ответа от малыща |
Общение на руках | Выявление параметров общения при максимальной активности взрослого | Первое полугодие жизни | Ребенок находится на руках у взрослого, взрослый общается с ним, удаляясь и приближаясь, фиксируя, меняется ли реакция ребенка |
Разные предметы | Выявление параметров познавательной активности в ситуации поиска впчатлений | Первые 6 месяцев | Ребенок лежит, а вего поле зрения находятся 4 разных игрушки, не очень больших, не очень маленьких, фиксируются реакции и действия по отношению в игрушкам, то как ребенок их изучает |
Одна игрушка | Выявление параметров познавательной активности в ситуации, организованной взрослым | Первые 6 месяцев жизни | Перед ребенком на расстоянии 40 см водят в течение 1 минуты предмет по горизонтальной плоскости, затем производят звук, сжимая или потряхивая им(колокольчиком) |
Пассивный взрослый | Выявление предпочитаемого вида деятельности и форм общения | От6 месяцев до 1 года | Ребенок сидит за столом с игрушками, а взрослый рядом , но на ребенка не смотрит на малыша, фиксируя его реакцию и поведение, действия с его стороны |
Ситуативно-деловое об, | Диагностика уровня развития параметров общения | От6 месяцев до 1 года | Ребенок находится в свободном движении, взрослый предлагает ему посмотреть на то, как он манипулирует с игрушкой, дает ее малышу, старается присоединиться к игре. Поощряя совместное действие Примечание: одобрений должно быть больше, чем порицаний. Одно порицание-достаточно. |
Ситуативно-личностное общение | Выявление желания и возможности ребенка вступать в контакт | От 6 месяцев до 1 года | Ребенок свободно передвигается. Взрослый лаково обращаясь, предлагает сесть на колени, взять на руки, обнять, фиксируя реакцию ребенка |
Разные игрушки | Выявление параметром предметно-манипулятивно й деятельности | От 6 месяцев до 1 года | Психолог предлагает ребенку разные игрушки, с которыми малыш может совершить специфические или неспецифические действия. |
Незнакомая игрушка | Диагностика изобретательности и и | От 6 месяцев до 1 года | Перед ребенком незнакомый ему предмет, фиксируется инициатива ребенка в его исследовании |
Пассивный взрослый | Выявление уровня желания ребенка общаться в предметной деятельности, | 1-2 года | Перед ребенком на столике игрушки и предметы, взрослый сидит рядом, фиксируя, привлечет ли его ребенок или самостоятельно будет действовать с предметами |
Индивидуальная предметная деятельность | Определение уровня развития предметной деятельности | 1-2 года | Ребенок получает игрушки, взрослый фиксирует, предлагает ли ребенок свое общение, обращается ли в игре ко взрослому либо индивидуально действует |
Поймай шарик | обучение контактирования и сотрудничества со взрослым, диагностика умения следить за движущимся предметом, диагностика уровня развития ручной моторики, понимания словесных инструкций | Дети возраста 2-3 лет | Ребенку предлагается поймать шарик, который катится по желобку, а после катить шарик по желобку, чтобы взрослый его тоже поймал |
Спрячь шарики | Выявление ориентации ребенка на размер и величину предметов и соотносящихся действий | Дети 2-3 лет | Ребенку предлагается спрятать шарики в коробочки, накрыв их крышками соответствующего размера |
Нарисуй домик | Выявление понимания речевой инструкции, наличия предпосылок к предметному рисунку, определение ведущей руки, согласованность , отношения к результату своих действий | Дети 2-3 лет | Ребенка просят нарисовать домик или дорожку |
Разбери и сложи пирамидку | Диагностика целенаправленности действий, определение ведущей руки, выявление согласованности действия рук | Дети 2-3 лет | Психолог предлагает ребенку сначала разобрать пирамидку, затем собрать. Примечание: если ребенок не может начать, то психолог может ему подавать колечки по одному, сопровождая свои действия словесной инструкцией, а после предложить ребенку выполнить действия самому |
Разбери и сложи матрешку | Выявление уровня развития ориентации на величину предметов, наличия соотносящих действий, умения выполнять действия, подражая действиям взрослого | Дети 2-3 лет | У ребенка и психолога по матрешке, они одинаковые. Психолог разбирает свою матрешку, обращая внимание на вкладыш,а затем указательным жестом просит собрать матрешку, а после просит ребенка выполнить все самостоятельно. |
Подтяни тележку | Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку | Дети 2-3 лет | Ребенку нужно подтянуть за тесемку тележку, которая находится на другом крае стола. Тесемка продета в кольцо, ребенку необходимо догадаться потянуть за оба. |
Построй из палочек | Выявление умения действовать по образцу | Дети 2-3 лет | Перед ребенком лежат палочки. Психолог строит из них домик или молоточек и просит ребенка сделать то же самое |
Найди парные картинки | задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции | Дети 2-3 лет | перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же. |
Индивидуальная игра | Определение уровня процессуальной игры у ребенка | 2-3 года | Перед ребенком предметы сюжетной игры, взрослый совместно с ребенком называет их, обсуждает, что с ними можно сделать, и малыш со взрослым совместно играют сюжет |
Совместная игра | Определение уровня совместной игры и зоны ближайшего развития игры | Третий год жизни | Взрослый пытается вовлечь виру ребенка, обращаясь с игровыми сюжетными предметами |
Литература:
- Учебное издание Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Орлова А.Н., Шматко Н.Д.
- http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/135-diagnostika-poznavatelnogo-razvitiya-detej-rannego-vozrasta-s-psikhofizicheskimi-narusheniyami
- Смирнова О.Е. Диагностика развития детей от рождения до 3 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая диагностика развития детей
Психолого-педагогическая диагностика развития детей....
Психолого-педагогическая диагностика развития детей
Психолого-педагогическая диагностика развития детей...
материалы выступления на педагогическом совете на тему "Диагностика развития детей на основе рисунка человека"
В материале описаны этапы формирования детского рисунка....
Диагностика психического развития детей от рождения до трёх лет
Зарубежные и отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста...
Диагностика развития детей дошкольного возраста (тесты на выявление психического развития ребенка)
Диагностика развития детей дошкольного возраста поможет вам самостоятельно оценить уровень психического развития вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает несколь...
Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики
laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...
Диагностика развития детей в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО. Художественно-эстетическое развитие.
Карты развития детей в оо "Художественно-этетическое развитие" детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования....