диагностика развития детей от рождения до 3 лет
материал на тему

Соломоненко Евгения Александровна

Каталог методов оценки развития ребенка младенческого и раннего возраста

Литература:
1.       Учебное издание Стребелева Е.А.,  Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Орлова А.Н.,  Шматко Н.Д.
2.       http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/135-diagnostika-poznavatelnogo-razvitiya-detej-rannego-vozrasta-s-psikhofizicheskimi-narusheniyami
3.       Смирнова О.Е. Диагностика развития детей от рождения до 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_razvitiya_detey_ot_rozhdeniya_do_3_let.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Каталог методов оценки развития ребенка младенческого и раннего возраста

Методика

Цель

Целевая аудитория

Описание, примечания

Пассивный взрослый

Выявление параметров общения ребенка при маленькой активности взрослого

Первое полугодие жизни

Взрослый сидит в поле зрения ребенка, недалеко, повернут к нему, но не смотрит на малыша

Примечание: если ребенок хнычет, отворачивается, проба заканчивается через 30 секунд, затем ребенка необходимо успокоить

Чистое общение

Выявление параметров общения при активной позиции общения взрослого

Первое полугодие жизни

Активное общение сменяется паузами и ожиданием ответа от малыща

Общение на руках

Выявление параметров общения при максимальной активности взрослого

Первое полугодие жизни

Ребенок находится на руках у взрослого, взрослый общается с ним, удаляясь и приближаясь, фиксируя, меняется ли реакция ребенка

Разные предметы

Выявление параметров познавательной активности в ситуации поиска впчатлений

Первые 6 месяцев

Ребенок лежит, а вего поле зрения находятся 4 разных игрушки, не очень больших, не очень маленьких, фиксируются реакции и действия по отношению в игрушкам, то как ребенок их изучает

Одна игрушка

Выявление параметров познавательной активности в ситуации, организованной взрослым

Первые 6 месяцев жизни

Перед ребенком на расстоянии 40 см водят в течение 1 минуты предмет по горизонтальной плоскости, затем производят звук, сжимая или потряхивая им(колокольчиком)

Пассивный взрослый

Выявление предпочитаемого вида деятельности и форм общения

От6 месяцев до 1 года

Ребенок сидит за столом с игрушками, а взрослый рядом , но на ребенка не смотрит на малыша, фиксируя его реакцию и поведение, действия с его стороны

Ситуативно-деловое об,

Диагностика уровня развития параметров общения

От6 месяцев до 1 года

Ребенок находится в свободном движении, взрослый предлагает ему посмотреть на то, как он манипулирует с игрушкой, дает ее малышу, старается присоединиться к игре. Поощряя совместное действие

Примечание: одобрений должно быть больше, чем порицаний. Одно порицание-достаточно.

Ситуативно-личностное общение

Выявление желания и возможности ребенка вступать в контакт

От 6 месяцев до 1 года

Ребенок свободно передвигается. Взрослый лаково обращаясь, предлагает сесть на колени, взять на руки, обнять, фиксируя реакцию ребенка

Разные игрушки

Выявление параметром предметно-манипулятивно й деятельности

От 6 месяцев до 1 года

Психолог предлагает ребенку разные игрушки, с которыми малыш может совершить специфические или неспецифические действия.

Незнакомая игрушка

Диагностика изобретательности и и

От 6 месяцев до 1 года

Перед ребенком незнакомый ему предмет, фиксируется инициатива ребенка в его исследовании

Пассивный взрослый

Выявление уровня желания ребенка общаться в предметной деятельности,

1-2 года

Перед ребенком на столике игрушки и предметы, взрослый сидит рядом, фиксируя, привлечет ли его ребенок или самостоятельно будет действовать с предметами

Индивидуальная предметная деятельность

Определение уровня развития предметной деятельности

1-2 года

Ребенок получает игрушки, взрослый фиксирует, предлагает ли ребенок свое общение, обращается ли в игре ко взрослому либо индивидуально действует

Поймай шарик

обучение контактирования и сотрудничества со взрослым, диагностика умения следить за движущимся предметом, диагностика уровня развития ручной моторики, понимания словесных инструкций

Дети возраста 2-3 лет

Ребенку предлагается поймать шарик, который катится по желобку, а после катить шарик по желобку, чтобы взрослый его тоже поймал

Спрячь шарики

Выявление ориентации ребенка на размер и величину предметов и соотносящихся действий

Дети 2-3 лет

Ребенку предлагается спрятать шарики в коробочки, накрыв их крышками соответствующего размера

Нарисуй домик

Выявление понимания речевой инструкции, наличия предпосылок к предметному рисунку, определение ведущей руки, согласованность , отношения к результату своих действий

Дети 2-3 лет

Ребенка просят нарисовать домик или дорожку

Разбери и сложи пирамидку

Диагностика целенаправленности действий,  определение ведущей руки, выявление согласованности действия рук

Дети 2-3 лет

Психолог предлагает ребенку сначала разобрать пирамидку, затем собрать. Примечание: если ребенок не может начать, то психолог может ему подавать колечки по одному, сопровождая свои действия словесной инструкцией, а после предложить ребенку выполнить действия самому

Разбери и сложи матрешку

Выявление уровня развития ориентации на величину предметов, наличия соотносящих действий, умения выполнять действия, подражая действиям взрослого

Дети 2-3 лет

У ребенка и психолога по матрешке, они одинаковые. Психолог разбирает свою матрешку, обращая внимание на вкладыш,а затем указательным жестом просит собрать матрешку, а после просит ребенка выполнить все самостоятельно.

Подтяни тележку

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку

Дети 2-3 лет

Ребенку нужно подтянуть за тесемку тележку, которая находится на другом крае стола. Тесемка продета в кольцо, ребенку необходимо догадаться потянуть за оба.

Построй из палочек

Выявление умения действовать по образцу

Дети 2-3 лет

Перед ребенком лежат палочки. Психолог строит из них домик или молоточек и просит ребенка сделать то же самое

Найди парные картинки

задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции

Дети 2-3 лет

перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же.

Индивидуальная игра

Определение уровня процессуальной игры у ребенка

2-3 года

Перед ребенком предметы сюжетной игры, взрослый совместно с ребенком называет их, обсуждает, что с ними можно сделать, и малыш со взрослым совместно играют сюжет

Совместная игра

Определение уровня совместной игры и зоны ближайшего развития игры

Третий год жизни

Взрослый пытается вовлечь виру ребенка, обращаясь с игровыми сюжетными предметами

Литература:

  1. Учебное издание Стребелева Е.А.,  Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Орлова А.Н.,  Шматко Н.Д.
  2. http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/135-diagnostika-poznavatelnogo-razvitiya-detej-rannego-vozrasta-s-psikhofizicheskimi-narusheniyami
  3. Смирнова О.Е. Диагностика развития детей от рождения до 3 лет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей....

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей...

Диагностика психического развития детей от рождения до трёх лет

Зарубежные и отечественные методы  диагностики развития детей младенческого и раннего возраста...

Диагностика развития детей дошкольного возраста (тесты на выявление психического развития ребенка)

Диагностика развития детей дошкольного возраста поможет вам самостоятельно оценить уровень психического развития вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает несколь...

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...

Диагностика развития детей в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО. Художественно-эстетическое развитие.

Карты развития детей в оо "Художественно-этетическое развитие" детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральной образовательной программой  дошкольного образования....