Опыт работы
методическая разработка (старшая группа) на тему
Поликультурное воспитание детей может осуществляться в трех направлениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 10.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников.
Опыт работы.
В настоящее время поликультурное образование занимает важное место в образовательной практике многих стран. Возникла необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формированию навыков межкультурного диалога.
Умение жить в мире разных людей и идей не передается по наследству. Способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, нужно воспитывать в каждом поколении, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретут.
В нашем детском саду мы проводим работу, направленную на формирование и сохранение культурного многообразия народов России, развитие у дошкольников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям народов других стран, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий.
Задачи поликультурного воспитания в ДОО:
— Расширение представлений детей о родном крае: достопримечательности региона, в котором они живут.
— Формирование представлений детей о Родине – России: Москва − столица России, гимн, флаг, герб, элементарные сведения об истории, традициях, обычаях народов, проживающих на территории нашей страны, разнообразие хожественных промыслов.
— Стимулирование интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения.
— Ознакомление детей с многонациональной культурой народов России.
— Стимулирование и поощрение уважительного отношения к другим национальностям и народам.
Для реализации этих задач в детском саду создана необходимая среда:
— Фотоальбомы, презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов.
— Аудиотека фольклора народов России (стихи, песенки, сказки).
— Каталог народных игр.
Для проведения фольклорных праздников и развлечений были сшиты детские национальные костюмы народов России: якутские, бурятские, мордовские, карельские, чеченские.
Был проведен конкурс «Кукла в национальном костюме», участниками которого были сотрудники и родители воспитанников. Все костюмы были изготовлены руками участников.
Алгоритм ознакомления дошкольников с народами России
Блоки | Задачи | Формы и виды деятеьности |
1.Географическое положение | Формировать у детей положительные впечатления о народе; Учить подмечать незначительные различия в деталях, признаках, объединять предметы по сходству, составлять из частей целое. | 1.НОД «Путешествие по карте России» 2. Дидактические игры |
2.Климат, растительный и животный мир | Расширять представления детей об особенностях климата, условиях проживания народа, среды обитания растительного и животного мира. | 1. Совместная деятельность педагога с детьми 2. Дидактические игры 3. Самостоятельная деятельность детей (рассматривание альбомов, энциклопедий и др.) |
3.Символика, национальный язык | Познакомить детей с флагом, гербом, языком; Учить детей создавать аппликации с натуры, рисовать по шаблону, углублять знания о стране. | 1. Совместная деятельность педагога с детьми |
4. Достопримечательности | Познакомить детей с национальными достопримечательностями: памятниками архитектуры, культуры, национальными заповедниками. Учить детей работать коллективно, развивать творческое воображение и интерес к английской культуре. | 1. Совместная деятельность педагога с детьми (показ слайдов, видео презентаций). 2. Самостоятельная деятельность детей (рассматривание альбомов). 3. Конструирование, создание макетов жилища народов |
5.Традиции и обычаи народа | Знакомить детей с народными обычаями, традициями и праздниками. Расширять знания о жизни своих сверстников. Познакомить детей с национальными играми. Развивать у детей выносливость, ловкость, умение находить общее в национальных играх. | 1. Досуги с участием родителей 2.Беседа с презентациями 3. Развлечения в народных традициях 4.Фестивали 5.Изодеятельность 6.Игровая деятельность (народные игры и забавы) |
6. Народное творчество | Приобщать к национальному фольклору, знакомить с устным народным творчеством. Учить передавать в рисунке различные сюжеты, свое отношение к содержанию, развивать интерес к сказкам. Воспитывать интерес к национальной литературе, знакомить с творчеством поэтов и писателей. Развивать способность детей понимать содержание национальных песен и музыкальных произведений, воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения. | 1.Чтение и рассказывание народных сказок 2.Проведение конкурса рисунков по сказкам 3.Чтение произведений 4.Слушание в аудиозаписи народных музыкальных инструментов 5.Разучивание запевок, закличек, песен 6.Разучивание национальных танцев |
7. Народно-прикладное искусство | Обогащать представления детей о художественной деятельности, творчестве народов. | Совместная деятельность педагога с детьми |
В нашей многонациональной стране поликультурному образованию необходимо уделять большое значение.
В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно.
Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Познакомить детей с национальной культурой (русской и др. национальностей).
- знакомство с классическим искусством: поэтическим, музыкальным, изобразительным.
- знакомство с народным искусством: поэтическим, музыкальным, изобразительным (прикладным).
- знакомство с национальной архитектурой: разных эпох, стилей; с оформлением интерьеров в национальном стиле.
- Знакомство с национальной одеждой: русского народа, славянских национальностей, национальностей Поволжья и др.
2. Ввести детей в мир праздников: национальных; праздников с социально-значимой идеей; фольклорных.
3. Обеспечить освоение доступного детям национального быта: национальных традиций (обычаев, обрядов, имение); народных детских игр и игрушек; основных блюд национальной кухни; основ национальной фитотерапии и оздоровления.
Мою группу посещают дети разных национальностей: русские, татары, белорусы, украинцы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Когда ребята немного подрастают (конец средней – начало старшей группы, я провожу занятие «Моя страна»
Вот отрывок занятия:
«Россия – это государство, в котором живут люди разных национальностей. Его называют многонациональным государством. Люди разных национальностей живут вместе, некоторые национальности имеют свои республики, например, Татарстан, Чечня, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Калмыкия и др. Большинство населения России – русские (русы). У всех народов России один государственный язык – русский. Люди разных национальностей должны жить дружно, уважать друг друга. Каждый человек любит свою страну, защищает от врагов, бережет ее богатства. Когда вы вырастете, тоже будете защищать свою Родину. Родиной люди называют не только свою страну, но и свой дом, детский сад, школу, свой город, край.
В заключение занятия заучиваем отрывок стихотворения О. Зыковой «Родина».
Затем мы проводим в своей группе следующие виды работ по поликультурному образованию:
1. Чтение рассказов, сказок, стихов, былин, произведений УНТ разных народов;2. Слушание музыкальных произведений разных композиторов, фольклор разных народов;
3. Знакомство с некоторыми видами и жанрами изобразительного искусства разных художников со всего света;
4. Знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (в основном русскими народными: Дымка, Гжель, Городецк, Жостово, филимоновские, карпогольские, семеновские игрушки и др., вышивкой и аппликацией на одежде разных национальностей;
5. Знакомство с национальной одеждой разных национальностей, историей появления национальных одежд, праздничной, свадебной одеждой;
6. Фольклорные праздники;
7. Национальные традиции, обряды, обычаи;
8. Народные детские игрушки разных народов;
9. Знакомство с основными блюдами национальной кухни;
10. Знакомство с традиционными женскими и мужскими ремеслами (вышивка, рукоделие, гончарное, кузнечное, столярное и др. ремесла).
11. Продуктивная деятельность (аппликация, лепка, рисование костюмов и элементов орнаментов разных национальных одежд).
В нашей работе большую помощь оказывают родители воспитанников.
Так, по нашей просьбе родители сшили национальные костюмы куклам:
-русский
-татарский
-украинский
- белорусский
- куклы старинные обереги
-современные куклы (типа Барби).
Во время вечерней прогулки играли совместно с родителями в дворовые игры «нашего детства». Это очень сплотило детей группы, вызвало море положительных эмоций. Игры просили подобрать разных народов.
С помощью родителей детей провели интересное занятие «Родословная моей семьи». Подобрали семейные фотографии, рисунки членов семьи, интересные небольшие семейные истории, которые передаются из поколения в поколение.
Также в старшей и подготовительной группе обязательно проводим занятия:
- Культура и традиции русского народа.
- Что такое музей?
- Знакомство с родословным древом.
-Рассказ о народных традициях (Масленица, проводы в армию, свадебные приготовления, именины).
- Мы все – жители планеты.
- Рассказ о национальных традициях русского народа (хлебосольство и др.)
- Рассказ о создании матрешки.
- Фольклорный праздник.
Благодаря такой целенаправленной, плодотворной работе по поликультурному образованию в нашей группе царит дружеская, благоприятная обстановка.
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строится под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:
Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами используются разнообразные средства:
- общение с представителями разных национальностей;
- устное народное творчество;
- художественная литература;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...