Родительское собрание "Речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте".
методическая разработка (старшая группа) на тему
"Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду". Е.И.Тихеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 490.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте».
Цель: привлечение родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях перехода на ФГОСДО.
Задачи:
- познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи;
- предупредить типичные ошибки, допускаемые родителями при обучении детей чтению в дошкольном возрасте;
- привлечь родителей к совместным занятиям с детьми по обучению грамоте.
Ход собрания.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарны вам, что в современном мире занятости вы нашли время и пришли на нашу встречу. Это означает, что мы все понимаем серьёзность данной темы и нас всех объединяет желание помочь нашим детям в достижении отличного результата. Значит, тема действительно заслуживает внимания!
- Сначала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).
- После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!
- Дети – это самое дорогое, что есть у нас в жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. И получается, что у нас самых лучших, самых любимых и единственных –37. У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: эту нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь.
Основная часть
-Тема нашего собрания: «Речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте».
-Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.
- Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?
- А сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Итоги анкетирования.
- Как видно из анкет, некоторые дети заговорили в возрасте до года – 1,5 года, что является физиологической нормой. Некоторые начали говорить в период 2 – 3 лет. У многих детей сегодня наблюдается задержка речевого развития.
- Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (Педагог записывает на доске названные родителями характеристики речи: грамотная, понятная, выразительная, осмысленная, богатая…)
- Это идеал. А что же получается на самом деле?
- В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
- Вот и получается, что у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи.
С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой ?
1.Бедный словарный запас.
2.Неправильное звукопроизношение.
4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;
5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
- В рамках нашей встречи я планирую остановиться подробнее на вопросах окончательного правильного звукового оформления речи. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
- От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
- У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты, должна быть ярко выражена познавательная активность. Такой ребёнок любит общаться со взрослым, часто задаёт вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Познавательную активность ребёнка нужно всячески поощрять. Ведь это – основа для обучения. Не оставляйте без ответов любые вопросы вашего ребёнка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни, больше читайте. Это эмоциональное общение с родным человеком для дошкольника крайне важно и принесёт неоценимую пользу в его развитии.
- Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если вы замечаете у своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.
-Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
- С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка» и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.
- На начальном этапе следует привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, ребёнок усваивает следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.
Игры на развитие фонематического восприятия
«Скажи наоборот»: Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
«Что лишнее?»: Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Волшебная коробочка слов»:
Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук, назвать это слово и положить фишку в коробочку.
«Поймай звук»: Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
«Первый - последний».
Ребенок называет первый звук, в названии картинки, а родитель называет последний звук в этом слове.
«Звуковые домики:
На доске висит картинка с изображением кошки.
.
-Что вы видите на картинке? (Кошку.)
-Кого или что мы можем обозначить этим словом? (Игрушку – плюшевая кошка, домашнее животное.)
Воспроизведение последовательности звуков в слове «кошка». Дети по очереди самостоятельно называют по одному звуку, затем хором повторяем звуки со всей группой. Также выборочно дают характеристику каждому звуку:
[к] – согласный, твердый, глухой;
[о] – гласный;
[ш] - согласный, твердый, глухой;
[к] - согласный, твердый, глухой;
[а] – гласный.
Внизу под картинкой выкладывается звуковая схема слова:
Далее дети хлопками делят слово на слоги. Получается два слога. Повторяем хором правило:
Игры на развитие грамматического строя речи.
«Один и много» и «Много-один:
Вы называете один предмет, а ребёнок – много.
Огурец — огурцы, Баклажан — … Редька — … Помидор — … Кабачок — … Редиска — … Боб — … Тыква — … Патиссон — …
Апельсины – апельсин, абрикосы – абрикос, помидоры – помидор, Огурец, мандарин, лимон
«Сосчитай»:
Считай овощи до трёх по образцу: один помидор, два помидора, три помидора.
Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … .
Считай до 10.
Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.
«Большой-маленький:
Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.
Стол-столик, Булка — … Стул — … Чашка — … Салфетка — … Тарелка — … Огурец — … Конфета — … Диван — … Полка — … Нож — … Кружка — … Шапка, кофта — …, юбка, костюм, брюки, чулки, туфли, платье, пальто, носки
«Измени слово»
Дополнить предложения, изменив слово в скобках.
В корзине лежит один (помидор).
В лесу растёт много (дерево).
В зоопарке мало (зверь).
У меня меньше (ягода), чем у Вовы.
Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.
Он сидит на диване. – Они сидят на диване.
Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …
В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
«Новые слова»:
Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Хвост собаки – собачий хвост.
Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца …
Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика …
Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).
Солнце, как мяч, круглое. Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух, … Трава, как изумруд.
Заключительная часть.
- Сложно было, правда? И это несмотря на то, что мы с вами – взрослые люди с огромным словарным запасом и творческим потенциалом. А нашим малочитающим и многосидящим перед телевизионным и компьютерным экраном детям эта задача зачастую становится непосильной.
- Проанализировав все, что я сказала, вы подумаете «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако наша с вами совместная работа значительно облегчит этот процесс для наших детей.
И помните главное:
— разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;
— чаще общайтесь с ребенком;
— чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.
- Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.
Анкета для родителей.
- Фамилия, имя ребёнка.
- В каком возрасте ваш ребёнок начал говорить?
а) с 1,5 лет
б) с 2-х лет
в) с 3-х лет
- Читаете ли вы своему ребёнку детские книги?
а) читаем постоянно;
б) читаем, но редко;
в) не читаем.
3. Любит ли слушать ребёнок, когда ему читают?
а) любит и подолгу слушает;
б) когда, как;
в) не любит.
4. Что больше нравиться вашему ребёнку?
а) сказки;
б) стихи;
в) рассказы.
5. После чтения может ли ребёнок рассказать сказку или рассказ?
а) да, рассказывает;
б) рассказывает на свой лад;
в) частично рассказывает;
г) не рассказывает.
6. Есть ли у ребёнка потребность к творчеству?
а) есть;
б) проявляется, но изредка;
в) очень редко.
7. Играете ли вы со своим ребёнком в речевые игры?
а) да (перечислите любимые игры) б)нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте"
Данный материал поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений научить детей с помощью схем, таблиц, карт составлению описательных рассказов, сказок....
Особенности психического развития детей в старшем дошкольном возрасте
В жизни ребенка старшего дошкольного возраста важное место занимает подготовка к школе.Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника...
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте.
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте....
Консультация для родителей "Как стимулировать познавательное развитие детей в старшем дошкольном возрасте"
В плане-конспекте консультации для родителей представлены рекомендации по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. ...
Родительское собрание "Развитие мелкой моторики старшего дошкольного возраста"
Различные игры и упражнения для развития мелкой моторики и значение....
Статья "Психолого-возрастные особенности развития детей в старшем дошкольном возрасте"
Психолого-возрастные особенности развития детей в старшем дошкольном возрасте...
Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте»
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собесе...