Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук
методическая разработка на тему
Методический материал к тематическому Педагогическому совету "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка» (корпус 27)
Педагогический совет №3
Тема
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук»
март 2017 – 2018 учебный год
Педагогический совет №3
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук»
Цель: повышение теоретического, практического уровня, профессиональной мастерства и компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
Задачи:
1. Систематизировать работу по реализации системы мероприятие направленных на развитие мелкой моторики рук детей 2-7лет.
2. Обобщить опыт работы специалистов по развитию мелкой моторики рук.
3. Определить состояние и эффективность работы педагогических работников по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
4. Способствовать творческому поиску педагогов.
Предварительная работа:
Консультация:
«Лего – педагогика (влияние на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников) Минеева Н.Г. 13.02.2018г
Консультация: "Развитие интеллектуальных способностей путем совершенствования мелкой моторики рук " ст. воспитатель Е.Е.Лопаткина 21.02.2018г
Консультация «Планирование и организация предметно - пространственной среды для развития мелкой моторики рук в группах у детей дошкольного возраста». отв. воспитатель разновозрастной группы Маркова А.И. 14.03.2018г.
Мастер - класс "Изготовление игр для развития мелкой моторики рук своими руками"
отв.воспитатель первой младшей группы Казакова И.Н. 14.03.2018г.
Семинар -практикум
"Методы и приемы коллективной аппликации, как способ развития мелкой моторики рук" отв. воспитатели старшей группы: Лыжина Е.В., Николаева Л.А. 02.03.2018г.
Тематический контроль «Состояние и эффективность работа по развитию мелкой моторики рук».
отв. ст.воспитатель Е.Е.Лопаткина с 14.03.2018 по 21.03.2018г
Подготовка информационного стенда о планируемом педсовете.
отв. ст. воспитатель Е.Е.Лопаткина
Отбор и изучение литературы по проблемам, развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Все педагоги
Подготовка проекта решения педсовета.
Отв. творческая группа
План проведения педсовета:
- Вступительное слово: Выполнение решений педсовета №2.
Заведующий ДОУ Ламбина М.В.
- Итоги тематической проверки «Состояние и эффективность работы педагогических работников по развитию мелкой моторики рук дошкольников» ст. воспитатель
- Лопаткина Е.Е.
Из опыта специалистов :
- «Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук».
инструктор по физической культуре
Захрямин И.С.
- «Развитие мелкой моторики рук на музыкальных занятиях».
музыкальный руководитель
Долгополова Е.П.
- «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».
Воспитатель 1младней группы
Шестакова Т.А.
- «Развитие интеллектуальных способностей детей через развитие тактильной чувствительности у детей дошкольного возраста»
Воспитатель подготовительной группы
Копылова Ю.А.
Практическая часть.
Решение педагогического совета.
График проведения тематического контроля, открытых просмотров НОД,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Зеленогорский детский сад № 6 «Улыбка»
ПРИКАЗ
№ от
«Об организации тематической проверки»
На основании годового плана на 2017-2018 учебный год
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести тематическую проверку состояния воспитательно-образовательного процесса по теме: «Состояние и эффективность работы по развитию мелкой моторики рук» с 14.03.2018г. по 21.03.2018г.
2. Создать комиссию в составе: заведующей Ламбиной М.В., заместитель заведующей по УВР Янцен О.А., старшего воспитателя Лопаткиной Е.Е.
2.1. Поручить комиссии разработку плана тематической проверки и представить для утверждения до 07.03.2018 года.
3. Цель проверки: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию мелкой моторики рук;
средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей детей путем совершенствования мелкой моторики рук.
4. Объект исследования: развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук.
5. Предмет исследования:
5.1 условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию интеллектуальных способностей детей путем совершенствования мелкой моторики рук.
6. Методы исследования:
6.1. анализ результатов диагностики уровня мелкой моторики рук у детей подготовительной группы
6.2. анализ документации, планов работы педагогов;
6.3. анализ наглядной информации для родителей;
6.4. анализ создание в группах условий для развития мелкой моторики рук
6.5. анализ просмотра открытых занятий.
7. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Заведующая: М.В. Ламбина
С приказом ознакомлены:
Приложение
Анализ работы с родителями по развитию мелкой моторики рук.
Дата проверки__________________________________________________________
Группы____________________________________________________________
№ | Вопросы на контроле | Возрастные группы | |||||||||||||||
1 мл. | 2 мл. | средняя | старшая | Подгот. Гр. | |||||||||||||
Условные обозначения | + | - | ☼ | + | - | ☼ | + | - | ☼ | + | - | ☼ | + | - | ☼ | ||
1 | Планирование консультаций по теме | ||||||||||||||||
2 | Размещение информации в родительских уголках | ||||||||||||||||
3 | Форма подачи материала:
| ||||||||||||||||
4 | Эстетическое оформление наглядного материала. | ||||||||||||||||
5 | Участие родителей в создании предметно –развивающей среды. | ||||||||||||||||
6 | Нетрадиционные формы работы с родителями по теме (мастер - классы, кружковая работа и дт) | ||||||||||||||||
7 | Востребованность предлагаемого материала у родителей. | ||||||||||||||||
8 | Вывод Условные обозначения: + - да - - нет ☼ - частично |
Диагностика развития мелкой моторики
Автор: Соснина •
Проверяем, насколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе.
Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.
Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.
Методика 1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
по развитию мелкой моторики рук
Дата проверки_________________________________________________________________________
Группы_______________________________________________________________________________
№ | Вопросы на контроле | Возрастные группы | ||||||||||||||||
1 мл. | развновозростная | старшая | подготовительная | |||||||||||||||
+ | - | ☼ | + | - | ☼ | + | - | ☼ | + | - | ☼ | + | - | ☼ | ||||
1 | Планирование пальчиковых игр | |||||||||||||||||
2 | Планирование театрализованной деятельности (теневой, пальчиковый театр) | |||||||||||||||||
3 | Планирование игр с предметами | |||||||||||||||||
4 | Планирование игр и упражнений с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки). | |||||||||||||||||
5 | Планирование игр и упражнений со счетными палочками. | |||||||||||||||||
6 | Планирование игр на общую моторики, диффиринцированных движений кисти. | |||||||||||||||||
7 | Планирование игр и упражнений со шнурками. Шнуровка. | |||||||||||||||||
8 | Планирование игры и упражнения с мозаикой, пазлами, пирамидками вкладышми | |||||||||||||||||
9 | Игры и упражнения с нетрадиционным материалом | |||||||||||||||||
10 | Планирование в свободной деятельности рисование и раскрашивание раскрасок. | |||||||||||||||||
11 | Планирование в свободной деятельности лепки из разных материалов | |||||||||||||||||
12 | Планирование работы с ножницами и бумагой. ( со 2-й мл.группы) | |||||||||||||||||
13 | Планирование штриховки, работы с трафаретами (старший возраст) | |||||||||||||||||
14 | Планирование работы по графическим упражнениям. | |||||||||||||||||
15 | Планирование работы в центре воды и песка | |||||||||||||||||
16 | Планирование индивидуальной работы | |||||||||||||||||
17 | Планирование работы с родителями | |||||||||||||||||
Выводы Условные обозначения: + - да - - нет ☼ - частично |
Консультация
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук»
Подготовил:
Старший воспитатель:
Е.Е.Лопаткина
2018г
Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.
Интеллект ребенка - специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Отсюда задача семьи - повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.
Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания - восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека.
Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.
Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.
Познавательная активность есть высшее проявление общей активности (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, A.M. Маттошкин, С.Л. Рубинштейн, E.H. Соколов и др.). Это состояние готовности к познавательной деятельности, которое предшествует деятельности и порождает ее (B.C. Егоров, М.И. Лисина). Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
«Интеллектуальная активность» - мыслительная деятельность, развертывающаяся за пределами требований условия задачи или в условиях надситуативной активности (A.M. Матюшкин).
«Интеллектуальная активность» - отражение процесса взаимодействия познавательных и мотивационных характеристик деятельности (прежде всего, творчества) в их единстве (Д.Б. Богоявленская).
Знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский написал о развитии ребенка в своих «Материнской школе» и «Великой дидактике». Основными принципами развития он считал наглядность, применение в обучении чувственного опыта ребенка, учёт возрастных особенностей детей, использование тщательно продуманной и четко организованной системы работы с маленькими детьми, включение элементов физического труда, обучение и воспитание через общение со сверстниками, развитие речи. А также огромнейшей заслугой Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, т.е. ещё одним принципом воспитания в ребенке интеллектуальных способностей является самостоятельная деятельность детей.
Почему один ребенок учится писать быстро и просто, а для другого это очень
сложно? Причин данного явления, естественно, имеется несколько. Одной из
основных является недостаточно развитая мелкая моторика рук. Это -
установленный научный факт. Именно поэтому процесс совершенствования
моторики должен стать основным в дошкольном возрасте. Помочь в этом
сможет пальчиковая гимнастика, игры с горошинами, камешками,
шнуровкой, пуговками, пластилином и другие.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На
ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных
точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование
внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно
активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний —
кишечника, указательный — желудка, большой — головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей
эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием
рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая
мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной
областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М.
Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития
человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и
речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же
ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев
рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать
кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в
прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев
рук.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и
речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений
пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется
с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и
закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то
задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может
быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от
рук, точнее, от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание,
связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в
4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее,
значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети
могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются,
то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у
ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со
временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция.
Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой
гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание,
память, воображение.
Снимает тревожность.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения,
пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и
дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте
индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение,
желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень
сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать
разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы
деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к
играм и занятиям.
Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног.
Мы ставим задачу — активизировать стопы и пальцы ног, заставить их
выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры
головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы,
изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда.
Для развития стоп и пальцев ног полезны:
Ходьба по гальке, по массажным коврикам, по ребристой доске.
Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
Игры с носовым платком: собрать его ногами, сложить «уголок к
уголку».
Упражнения для профилактики плоскостопия:
- «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, продвижение стоп вперед,
выпрямляя колени.
- «Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног.
- «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев
ног.
- «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами ног.
Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая
гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:
Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.
Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок.
Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов
— серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения,
развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И
самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо
контролировать все занятия с использованием мелких предметов,
обязательно находиться рядом.
Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите.
Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней,
массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить
интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать
по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую
моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение
ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок —
оригами.
Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного
материала: веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.
Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем
чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в
школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы
ребенок правильно держал карандаш! Предлагайте детям разнообразные
задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по
контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать
вторую половинку изображения и т. д. В настоящее время продается много
разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если
родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания
вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.
Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают
кисти рук.
Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и
пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные
головки!), соломинками.
Можно также использовать металлические и пластмассовые
конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания
узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое
другое, что подскажет ваша фантазия.
Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами
требует обязательного присутствия взрослых.
Таким образом, развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учётом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...
презентация "Создание центра детского экспериментирования для успешного развития интеллектуальных способностей дошкольников"
Экспериментирование является одним из основных видов поисковой деятельности дошкольников, что способствует развитию их познавательных способностей. В данной работе представлена последовательность, сод...
сопровождение к презентации "Создание центра детского экспериментирования для успешного развития интеллектуальных способностей дошкольников"
Данный материал является дополнением к презентации "Создание центра детского экспериментирования для успешного развития интеллектуальных способностей дошкольников" где поэтапно описывается опыт работы...
Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)" для детей старшей группы
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....
Доклад на педагогическом совете «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук»
Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания....
Развитие интеллектуальной компетенции дошкольников путем использования развивающих игр В. В. Воскобовича
С помощью этой работы вы сможете узнать как создать условия для развития интеллектуальной компетенции дошкольников путем использования развивающих игр В.В.Воскобовича, развивать психические процессы и...
Консультация для педагогов ДОО «Развитие интеллектуальной компетенции дошкольников путем использования развивающих игр В. В. Воскобовича»
Этот материал позволит расширить знания педагогов ДОО о развивающих играх В.В.Воскобовича, которые подходят для использования во всех возрастных группах. А так же их особенностью является многофункцио...