Консультация для педагогов ДОО «Развитие интеллектуальной компетенции дошкольников путем использования развивающих игр В. В. Воскобовича»
консультация (старшая группа) на тему

Этот материал позволит расширить знания педагогов ДОО о развивающих играх В.В.Воскобовича, которые подходят для использования во всех возрастных группах. А так же их особенностью является многофункциональность и одновременное развитие всех психических процессов у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_shamanskaya.docx71.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОО

 «Развитие интеллектуальной компетенции дошкольников путем использования развивающих игр В. В. Воскобовича»

Цель: Развитие интеллектуальной компетенции дошкольников путем использования развивающих игр В.В.Воскобовича.

Задачи:

  • Создать условия для развития интеллектуальной компетенции дошкольников путем использования развивающих игр В.В.Воскобовича.
  • Развивать психические процессы и мыслительную деятельность у дошкольников.
  • Формировать навыки и умения применять свои интеллектуально-творческие способности в любой сфере жизнедеятельности.

Актуальность темы определилась рядом существенных причин:

  • Концепция дошкольного образования предлагает в корне изменить форму организации непосредственно-образовательной деятельности, указывает на необходимость отказа от передачи детям готовых знаний и рекомендует переход к организации детской деятельности, в которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения проблемных задач.
  • В ходе модернизации образования игра стала ведущим видом деятельности дошкольников.  
  • Готовность к школе часто рассматривается как определённый объём полученных знаний и умений, а несформированность фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования.

                                                                                                                                              Систему моей работы с детьми я построила на реализации ведущего вида деятельности – игре. Я сделала упор на развивающие игры В.В.Воскобовича и активно стала их использовать в непосредственно-образовательной деятельности детей, в кружковой работе по развитию познавательных способностей у детей и во время самостоятельной деятельности детей индивидуально.

ИГРЫ

            Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.

«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»).                                                                          У этой игры имеется  народное название -                                                                         «Вечное оригами». «Игровой квадрат» представляет                                                               собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую                                                                основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от                                                            друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко                                                             трансформируется. Еще одно название -                                                                                  «Квадрат-трансформер» - не случайно, ведь из него                                                          конструируются как плоскостные, так и объемные фигуры. Квадрат может превращаться в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик, котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого                                                                             складывают домик с красной или зеленой крышей,  конфетку.                                                                  Более взрослые дети – осваивают алгоритм конструирования,                                                      находят спрятанные в «домике»  геометрические фигуры, придумывают собственные  предметные силуэты. Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны игры с частями Квадрата (например, подними левый или правый уголок). Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Игра «Математическая корзинка» 

        Эта игра поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.
По сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами-цифрятами: Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого нет. Зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а кто меньше.

Игра «Чудо-соты»

Эта игра позволяет малышам формировать знания о форме и цвете. Развивает мелкую моторику, мышцы кистей и пальцев рук, а также мыслительную деятельность.

Игра «Чудо-цветик»

«Чудо-цветик» - это игра, направленная на развитие творческих способностей, памяти и внимания, обучение счету. Один из вкладышей одноцветен и разделен на десять частей, а второй, четырехцветный, делится на четыре неравные части (одну десятую часть круга, две десятых части круга, три десятых и четыре десятых части круга). В ней ребенок может решать логические задания, конструировать различные фигурки, которые можно будет обвести и раскрасить и разбирать состав десяти и соотношение целого и частей.

Игра «Кораблик Плюх-Плюх»

Пятимачтовый «Кораблик Плюх-Плюх»- игра для малышей двух-четырех лет, в ней развиваются сенсорные способности (малыш раскладывает предметы в группы по одному признаку: цвету); мелкая моторика рук (ребенок снимает флажки с мачт кораблика и одевает их обратно, нанизывает флажки на шнурок, как гирлянду); внимание, мышление, память, речь, математические преставления (малыш узнает, что значит высокий и низкий, определяет, где флажков на мачтах много, мало, поровну, учится считать).

Игра «Шнур-затейник»

Развивающая игра «Шнур-затейник» - это увлекательное занятие и эффективное средство развития детей 3-8 лет. Она способствует развитию ориентировки в пространстве, математических способностей, совершенствованию интеллекта, подготавливает к обучению чтению.

Игра «Конструктор цифр»

Особенностью этой игры является возможность конструировать каждую цифру из деревянных деталей не только по схеме, но и по ее словесной модели (своеобразному шифру). Деревянные детали можно просто разложить на игровом поле, а можно зафиксировать при помощи эластичных резинок. Такая игра является средством совершенствования внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук. Кроме того, в играх с «Конструктором цифр» ребенок запоминает электронные цифры и последовательность цифр в ряду.

Игра «Прозрачный квадрат»

Это игра - обучение и семейное развлечение. В нее может играть один ребенок либо несколько детей, либо семья. Она развивает память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности. В играх с «Прозрачным квадратом» необходимо соблюдать два правила: при складывании квадратов пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью и при наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение (пересечение) цветных элементов.

Игра «Геоконт»

    В народе ее называют «дощечкой с                                                                           гвоздиками». Действительно, на фанерном поле                                                                   закреплены пластмассовые гвоздики, которые в                                                                            сказке «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава»                                                                называются «серебряными». На «серебряные»                                                                            гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная  резинка-поддержка), и получаются контуры                                                                     геометрических фигур, предметных силуэтов.                                                                             Малыши создают силуэты по показу взрослого,  собственному замыслу, дети старшего возраста –                                                                         по схеме-образцу и словесной модели (на игровое                                                                                  поле «Геоконта», в отличие от подобных игр,                                                                                нанесена координатная сетка). Ученики начальной                                                                         и средней школы изучают геометрию и доказывают                                                                                       теоремы (переход в другую плоскость помогает лучше                                                                                                            понять суть проблемы). В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков рук, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

Особенности игр

  • Конструктивные элементы. В «Геоконте» - динамичная «резинка» как средство конструирования, в «Квадрате Воскобовича» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка и т.д.
  • Широкий возрастной диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
  • Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
  • Универсальность по отношению к программам. «Детство», «Развитие», «Радуга»… Как показала практика, игры прекрасно вписались в эти и другие программы образовательных учреждений.
  • Творческий потенциал. Вспомните, с какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.
  • Сказочная «огранка». Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

             Результаты работы показали, что у детей стали лучше развиты психические процессы и активизировалась мыслительная деятельность. Детям стало легче устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить. Развитие их творческого воображения проявляется в том, что дети стали меньше испытывать затруднений в составлении рассказов, в создании образов на рисовании и лепке. Т.е., их интеллектуальная компетенция развивается и повышается с каждым днем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича.

Подборка развивающих игр В.В.Воскобовича, способствующих развитию речи дошкольников...

Развитие интеллектуальной компетенции дошкольников путем использования развивающих игр В. В. Воскобовича

С помощью этой работы вы сможете узнать как создать условия для развития интеллектуальной компетенции дошкольников путем использования развивающих игр В.В.Воскобовича, развивать психические процессы и...

Консультация для педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича

Консультация  для  педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича...

Проект "Познавательно - творческое развитие дошкольников с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича"

 В течении года мы работали над этим проектом. Детям очень нравится заниматься с геовизором, геоконтом и другими играми В. В. Воскобовича. К концу года у детей не было проблем со счетом, з...

Познавательно - творческое развитие дошкольников с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной...