Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.
консультация на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.
Способности - это индивидуальные психологические особенности, отличающие одних людей от других. Речь идет только о тех особенностях, которые содействуют успешной деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обусловливают быстроту их приобретения. Способность - одно из базовых качеств психики. Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности.
Развитие общих способностей начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: генетические, внутриутробного развития, момента рождения, окружающей среды (психическая стимуляция, поддержка, питание), социальные условия.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:
- познавательное содержание в них объединяется с игровой
формой;
- присутствуют игровые правила и игровые действия;
- определены дидактические задачи.
Дидактические игры способствуют развитию общих способностей детей: интеллектуальных, саморегуляции.
Автором - разработчиком дидактического пособия – «Логические блоки», венгерским психологом и математиком Дьенешем предложена система дидактических игр с данным пособием. Более полная система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша представлена в книгах «Давайте поиграем» А.А. Столяра и «Логика и математика для дошкольников» З.А. Михайловой. Система игр представлена по принципу – от простого к сложному.
На основе разработок Михайловой З.А. Лелявиной Н.О. и Финкельштейн Б.Б. разработан комплект «Давайте вместе поиграем», который включает в себя иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами и методические советы по использованию дидактических игр с блоками. Также Финкельштейн Б.Б. разработаны альбомы к
циклу игр с дидактическим материалом – блоки Дьенеша для детей каждого возрастного периода.
Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками»
Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:
«Угадай блок» (по 2-3 свойствам);
«Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых
маленьких»);
«Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);
«Сложи предмет» (плоский вариант);
«Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);
«Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их
«дописать»);
«Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним
различным свойством);
«Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка»
у ребенка);
«Логический поезд» (расставить блок по вагонам в
соответствии с заданным изменяющимся свойством);
«Найди пару».
На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с карточками - обозначением свойств блоков (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый – тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств». Далее с детьми проводятся те же дидактические игры, как и на предыдущем этапе, при этом включая в ход игры использование карточек – свойств. На этом этапе для игры «Выложи предмет» используется альбом Финкельштейн Б.Б. «Лепим нелепицы».
На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки – отрицания свойств (не толстый – тонкий, не тонкий – толстый, не большой – маленький, не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный). Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания.
Далее к изученным играм добавляются новые:
«Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки,
выбирая материал в соответствии с заданными правилами);
«Логический поезд» (использование карточек с числовым
соотнесением);
«Мозайка цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают
нужный блок);
Игры с использованием логических кубиков - свойств: «День
рождения» (замещение – подарок), «Рыбалка» (замещение – рыбы), «Космос» (инопланетяне) и т.д. в соответствии с выбранной темой.
Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б.Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).
Применение системы дидактических игр с блоками Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста способствует:
- ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой
предметов, размером;
- развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать,
классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры
мышления;
- развитию познавательных процессов;
- а на более поздних этапах – развитию творческих
способностей.
Список использованной литературы:
Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996 .
Беленок И. Л., Мишина Ю. Д. Развитие общих способностей личности: учебное пособие.: Новосиб. Гос. Ун-т. - Новосибирск, 2005. - 112 с.
Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша.: ООО «Корвет». – СПб, 11с.
Логика и математика для дошкольников / Под ред. З.А. Михайловой. – СПб, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.
В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....
Дидактические игры с блоками Дьенеша - как одна из форм интеллектуального развития дошкольников
Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике....
Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников с нарушением зрения.
В.В. КондрацоваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»г. Сергиев Посад, РоссияДидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из фо...
Использование блоков Дьенеша и развивающих игр для развития познавательных способностей дошкольников
Создание пространства для комфортного и эффективного познавательного развития ребёнка - одна из первостепенных задач педагогов....
Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников
Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников...
Консультация «Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников»
Краткое описание о дидактических играх с блоками Дьеныша...
Консультация для педагогов «Приобщение детей к этнокультурному наследию, как одна из форм развития творческих способностей дошкольника»
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его худ...