«КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Сороковых Татьяна Валерьевна

·         Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.

·         Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_rodnogo_kraya.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

по экологии в средней группе на тему:

«КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Задачи:

  • Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
  • Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.

Оборудование:

Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.

Содержание:

- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).

- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).

- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.

- Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)

     Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.

Повыше кошки рост,

 Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

 Все знаем мы … (лису)

(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

         А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.

Что за зверь зимой холодной,

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что не зуб – то острый нож!

 Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)

        Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных.

Мчится без оглядки,  

Лишь сверкают пятки,

Мчится, что есть духу,

 Хвост короче уха.

 Всех зверёк пугается,

 Под кустом спасается.

(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)

          Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо, серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.

Кто по ёлкам ловко скачет

 И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

          Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.

Весь в колючках,

 Ворчит, как, злючка

 Чуть испугается,

 В клубок свивается.

(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)

           Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.

Игра «Лиса и зайцы»

         Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Кто юркнул в дупло? (белка)

Кто спрятался в нору? (лиса)

Кто забрался под листья? (ёж)

Кто укрылся под кустом? (заяц)

Кто залёг в берлогу? (медведь)

Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?

(ответы детей)

Дидактическая игра экологического содержания

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:

  • Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
  • Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
  • Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
  • Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
  • Развивать память, внимание, речь.

 

  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

 

Настольная игра  «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель:

  • Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
  • Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель:

  • С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.

 

  • Воспитывать любовь к птицам.

Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло,

 Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать,

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз,

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

- Почему надо подкармливать птиц зимой?

- От чего птицам так тяжело приходится зимой?

- Чем бы вы стали подкармливать птиц?

- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

  • Расширять представления детей о растительном и животном мире.

 

  • Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
  • Развивать творческие способности, воображение.

 

  • Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

Содержание деятельности:

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.

Любить свой край, любить природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как птицы и звери к зиме готовятся"

Данная презентация поможет детям закрепить и уточнить  представления о том, как звери и птицы готовятся к зиме....

Чтение рассказа Бианки "Как звери к зиме готовятся"

Продолжение закрепления знаний детей о животных живущих в лесу. Расширение представлений детей о том, как животные готовятся к зиме....

Как готовятся звери к зиме

                                           учить детей образовывать уменьшительно-л...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Как звери к зиме готовятся. Рисование тычками "Подарки зверям". во 2 младшей группе

В конспекте нод в игровой форме, с загадками и сюрпризными моментами идет ознакомление детей, как готовятся к зиме дикие животные: белка, заяц, медведь, волк, лмса. Здесь дети узнают, как называются д...

Непосредственная образовательная деятельность по экологии в подготовительной группе на тему «КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме. Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним....