РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ»
рабочая программа (старшая группа) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ШАХМАТЫ»
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)
№10, №11, №8, №12 на 2017-2018 учебный год
Разработчик: воспитатели
Андрюкова Татьяна Владимировна
Шайнурова Алсу Владимировна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shahmaty.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Приложение 13
к образовательной программе
дошкольного образования на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ШАХМАТЫ»
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)
№10, №11, №8, №12 на 2017-2018 учебный год
Разработчик: воспитатели
Андрюкова Татьяна Владимировна
Шайнурова Алсу Владимировна
г. Югорск, 2017г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка.
- Введение,
- возрастные и индивидуальные особенности воспитанников группы;
- цель, задачи программы
- режим занятий;
2.Содержание программы;
3. Календарно-тематическое планирование
1. Пояснительная записка
Введение
Программа «Шахматы» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «Снегурочка». Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Данная программа включена в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» с целью формирования представлений воспитанников об учебной деятельности, интереса к интеллектуальной деятельности, обеспечения самостоятельной поисковой деятельности.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Программа отражает основные положения Концепции развития шахматного образования в ХМАО – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы», утвержденной совместным приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры и Департаментом культуры и спорта ХМАО – Югры №1066/196 от 30.06.2017г.
Рабочая программа составлена на основе программы "Шахматы для самых маленьких" И.Г.Сухина с учетом Методических рекомендаций по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций, автор - составитель А.М.Гафт, Ханты-Мансийск, 2015г.
Срок реализации программы – 2 года обучения.
Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Многие люди считают, что шахматы – это всего лишь приятный досуг. Однако эта замечательная игра является не только занятием, помогающим интересно провести время и пообщаться с другими любителями шахмат. В дошкольном учреждении уделяется большое внимание развитию логического мышления старших дошкольников. Одним из направлений данной работы стало обучение старших дошкольников игре в шахматы. Процесс обучения шахматам способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно в дошкольном возрасте.
Популяризация шахматной игры в образовательных учреждениях сегодня очень актуальна. Развитие шахматного образования отражается в нормативных документах Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Утверждена дорожная карта по развитию шахматного образования в образовательных организациях округа.
Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, определяют возрастающую роль интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. В современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем обученность, поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать. Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы определена поиском эффективных методов развития логического мышления у дошкольников. Еще знаменитый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Немецкий ученый Клаус говорил о шахматах: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения». Эти слова справедливы по отношению и к взрослому, и к ребенку. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения позволяет этим детям преодолеть свою закомплексованность. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.
Для реализации программы «Шахматы» в старших и подготовительных группах оборудуется шахматный центр «Шахматное королевство». В центре размещаются:
- настенная магнитная шахматная доска,
- шахматные доски для индивидуальной работы,
- накидки – костюмы шахматных фигур,
- дидактические игры,
- наглядные пособия (альбомы, фотографии великих шахматистов, тренировочные диаграммы, фотографии)
Также в учреждении имеются полифункциональные веранды, которые оснащены напольными шахматами для организации групповой игры.
Используются следующие игровые приёмы:
- проведение физминуток с изображением шахматных фигур и проговариванием текста, гимнастики для глаз;
- создание игровых ситуаций, игровая мотивация (король попал в беду, звучит сигнал о помощи);
- загадывание и отгадывание загадок, решение задач, головоломок, собирание пазлов, раскрашивание картинок, прослушивание стихов и сказок, просмотр мультфильмов;
- введение элементов соревнования;
- элементы драматизации, инсценировки (сказка «Терем- теремок», придумывание сказки детьми) для эмоционального фона;
- пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга);
Возрастные особенности воспитанников группы.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Подготовительная группа (6 – 7 лет):
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Индивидуальные особенности воспитанников группы №10
Контингент | Количество |
Всего детей | 28 |
Девочки | 14 |
Мальчики | 14 |
Дети со статусом «инвалид детства» | 1 |
Дети подготовительной медицинской группы для занятий физической культурой | - |
Данные логопедического обследования: ФНР ФФНР ОНР НВОНР Зачислено на логопункт | 1 17 1 - 11 |
Данные психологического обследования: Низкий уровень развития психических процессов Низкий уровень развития эмоционально-чувственной сферы Поставлено на учёт ПМПк | 4 5 1 |
Индивидуальные особенности воспитанников группы № 12
Контингент | Количество |
Всего детей | 27 |
Девочки | 12 |
Мальчики | 15 |
Дети со статусом «инвалид детства» | 1 |
Дети подготовительной медицинской группы для занятий физической культурой | - |
Данные логопедического обследования: ФНР ФФНР ОНР НВОНР Зачислено на логопункт | 2 12 1 2 9 |
Данные психологического обследования: Низкий уровень развития психических процессов Низкий уровень развития эмоционально-чувственной сферы Поставлено на учёт ПМПк | 4 4 2 |
Индивидуальные особенности воспитанников группы №8
Контингент | Количество |
Всего детей | 28 |
Девочки | 10 |
Мальчики | 18 |
Дети со статусом «инвалид детства» | 2 |
Дети подготовительной мед. группы для занятий физ. культурой | - |
Данные логопедического обследования: ФНР ФФНР ОНР НВОНР Зачислено на логопункт | 2 12 1 2 9 |
Данные психологического обследования: Низкий уровень развития психических процессов Низкий уровень развития эмоционально-чувственной сферы Поставлено на учёт ПМПк | 6 7 - |
Индивидуальные особенности воспитанников группы № 11
Контингент | Количество |
Всего детей | 27 |
Девочки | 10 |
Мальчики | 17 |
Дети со статусом «инвалид детства» | - |
Дети подготовительной медицинской группы для занятий физической культурой | - |
Данные логопедического обследования: ФНР ФФНР ОНР НВОНР Зачислено на логопункт | 2 12 1 2 9 |
Данные психологического обследования: Низкий уровень развития психических процессов Низкий уровень развития эмоционально-чувственной сферы Поставлено на учёт ПМПк | 5 4 - |
Цель программы – формирование представлений воспитанников об учебной деятельности, интереса к интеллектуальной деятельности, обеспечения самостоятельной поисковой деятельности через игру в шахматы.
Задачи:
- создать обогащенную предметно-пространственную развивающую среду, способствующую развитию интереса ребенка к шахматной игре, стремления к познавательной деятельности;
- познакомить детей с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- научить ориентироваться на шахматной доске: правильно помещать шахматную доску между партнерами, различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- познакомить с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, король, конь, пешка, правилами хода и взятия каждой фигуры, расстановкой фигур перед игрой;
- учить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, рокировать, объявлять шах, ставить мат;
- учить решать элементарные задачи в один ход;
- развивать и совершенствовать мыслительные операции, интеллектуальные способности;
- воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.
Программа основывается на следующих принципах:
1) обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок умеет быстро ориентироваться на шахматной доске: правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называя их вслух. Знает названия шахматных фигур, умеет их различать. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Разбирается в приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, обосновывает свой выбор, выражает свои мысли. У обучающегося развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Он обладает навыками счёта предметов, умеет соотносить количество с числом. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие о «рокировке», «шахе» и «мате». Знает о номинальной стоимости фигур.
Средний: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путается в названии номинальной стоимости фигур.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».
Ожидаемый результат
Дети знают:
• шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
• название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятие каждой фигуры.
Дети умеют:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
• правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
• правильно располагать фигуры перед игрой;
• перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
• решать простые шахматные задачи.
Итогом являются организация тренировочных соревнований, эстафет, викторины.
Этапы детского творчества
Режим занятий на 2017– 2018 учебный год
Программа «Шахматы», образовательная область «Познавательное развитие» реализуется в старших и подготовительных к школе группах через совместную со взрослыми деятельность. Данный вид деятельности планируется в соответствии с моделью реализации образовательной программы в течении дня не менее одного раза в неделю в игровой форме. Также данный вид деятельности может реализовываться и в самостоятельной деятельности детей. Продолжительность игровой деятельности зависит от индивидуальных особенностей детей, их желаний и возможностей, с учетом принципа индивидуализации образования.
2. Содержание программы
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, интегрируясь со следующими направлениями развития (образовательными областями):
Физическое развитие | Шахматная игра воспитывает морально-волевые качества: настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие, потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Активизирует мыслительную деятельность. Развитие ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук, глазомера. |
Социально- коммуникативное развитие | Формирование теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу. Развитие игровой деятельности. |
Познавательное развитие | Развитие у детей способности ориентироваться на плоскости, логического мышления, суждений, умозаключений, развитию памяти, обобщения, умения предвидеть результаты своей деятельности, делать выводы. Формирование умение вести точные расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии. |
Речевое развитие | Развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности; роста уровня любознательности у детей; пополнение словарного запаса дошкольников шахматными терминами. |
Художественно- эстетическое развитие | Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении. Обогащение внутреннего мира, развитие фантазии, умению радоваться красивым комбинациям. Развитие умения изображать шахматные фигуры, в рисовании, лепке, аппликации, придавая им образную выразительность. Развития умения сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину. |
- Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения, старшая группа
№ п/п | Название темы | Содержание | Количество игровой деятельности | Источник |
1 | Шахматная доска | Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята- хвастунишки». |
1 | 1, глава 2 2, шаг первый |
2 | Шахматная доска | Формирование знаний расположения доски между партнерами . Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь». «Вертикаль». | 1 | 1, глава 2 2, шаг первый |
3 | Шахматная доска | Продолжать формирование знаний расположения доски между партнерами . Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь». «Вертикаль». | 1 | 1, глава 2 2, шаг первый |
4 | Шахматная доска | Формирование знания диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М: Педагогика, 1991.- С. 132-135) или дидактической сказки «Лена, Оля и Баба Яга» (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3-14). Дидактическое задание «Диагональ». | 1 | 1, глава 2 2, шаг первый |
5 | Шахматная доска | Продолжать формирование знания диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М: Педагогика, 1991.- С. 132-135) или дидактической сказки «Лена, Оля и Баба Яга» (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3-14).Дидактическое задание «Диагональ». | 1 | 1, глава 2 2, шаг первый |
6 | Шахматные фигуры | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура». «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая». | 2 | 1, глава 1 2, шаг второй |
7 | Начальное положение | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». | 2 | 1, глава 1 2, шаг третий |
8 | Ладья | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых». «Один в поле воин». «Кратчайший путь» | 2 | 1, глава 3 2, шаг четвертый |
9 | Ладья | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). «Ограничение подвижности». | 2 | 1, глава 4 2, шаг четвертый |
10 | Слон | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура Дидактические задания «Лабиринт». «Перехитри часовых». «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | 2 | 1, глава 5 2, шаг пятый |
11 | Слон | Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух «Ограничение подвижности». | 2 | 1, глава 6 2, шаг пятый |
12 | Ладья против слона | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых». «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». «Зашита». «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем» Дидактически игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». | 2 | 1, глава 7 2, шаг пятый |
13 | Ферзь | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат». | 2 | 1, глава 8 2, шаг шестой |
14 | Ферзь | Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | 2 | 1, глава 9 2, шаг шестой |
15 | Ферзь против ладьи и слона | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности» | 2 | 1, глава 10 2, шаг шестой |
16 | Король | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга». | 2 | 1, глава 11 2, шаг девятый |
17 | Король против других фигур | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности». | 2 | 1, глава 12 2, шаг девятый |
18 | Повторение программного материала | Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур» | 1 |
Второй год обучения, подготовительная группа
№ п/п | Название темы | Содержание | Количество игровой деятельности | Источник |
1 | Повторение программного материала первого года обучения | Шахматная доска, шахматные фигуры, расстановка шахматных фигур. | 2 | 1, глава 1, 2 2, шаги с первого по третий |
2 | Повторение программного материала первого года обучения | Место в начальном положении и ходы ладьи, слона, ферзя, короля. | 2 | 1, глава с 3 по 12 2, шаги с четвертого по шестой, девятый. |
3 | Пешка | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». | 1 | 1, глава 13 2, шаг восьмой |
4 | Пешка | Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности». | 1 | 1, глава 14 2, шаг восьмой |
5 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности». | 3 | 1, глава 15, 16, 17 2, шаг восьмой |
6 | Конь | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | 2 | 1, глава 18 2, шаг седьмой |
7 | Конь | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». | 2 | 1, глава 19 2, шаг седьмой |
8 | Конь против ферзя, ладьи, слона | Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»- Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». | 2 | 1, глава 20 2, шаг седьмой |
9 | Король и пешка против коня | Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»- Дидактические игры «Захват контрольного поля» | 2 | 1, глава 21 2, шаг седьмой |
10 | Шах | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». | 2 | 1, глава 22, 23 2, шаг двенадцать |
11 | Шах | Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах». | 2 | 1, глава 24, 25, 26 2, шаг двенадцать |
12 | Мат | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». | 1 | 1, глава 27 2, шаг тринадцать |
13 | Мат | Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». | 1 | 1, глава 28 2, шаг тринадцать |
14 | Мат | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». | 1 | 1, глава 29 2, шаг тринадцать |
15 | Ничья, пат. | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». | 1 | 2, шаг четырнадцать |
16 | Рокировка | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». | 1 | 2, шаг десять |
17 | Ценность фигур | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». | 1 | 2, шаг одиннадцать |
18 | Шахматная партия. Правила хорошего тона. | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Обязательные правила для всех шахматистов. Великие шахматисты. | 2 | 1, глава 30 2, шаг пятнадцать |
19 | Повторение программного материала | Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур» | 1 |
Взаимодействие с семьями расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на шахматные турниры, мастер – классы от родителей, подготовка фото-видео отчетов домашних шахматных турниров.
Интернет ресурсы рассчитаны на дифференцированный круг общения. Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне учреждения, а интернет ресурсы позволят расширить возможности коммуникации. Возможность привлечь семейный потенциал, организовав взаимодействие детей и взрослых на уровне всемирной паутины, позволяет найти единомышленников различного уровня продвинутости. Юные шахматисты вместе с родителями смогут выкладывать в открытый интернет видео обзоры и мастер классы по игре в шахматы. Для этого родителям будет предоставлена информация об интернет- ресурсах и технических возможностях коммуникационного обмена. Данную информацию и ссылки на веб- сайты они могут получить на сайте детского сада.
Литература
- Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких». – М.: Просвещение, 2007.
- Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций, автор - составитель А.М.Гафт, Ханты-Мансийск, 2015г.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.
Интернет – ресурсы:
- Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
- Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
- Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] ОглавлениеПояснительная записка..........
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Рабочая программа "Шахматы для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Шахматы для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Шахматы для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Шахматы для детей 6-7 лет"...
Рабочая программа «Шахматы» группы общеразвивающей направленности 5-6 лет «Радуга» Срок реализации: 2020 – 2021 учебный год
Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Мно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2019-2020 учебный...
Рабочая программа "Шахматы"
Рабочая программа для детей старших и подготовительных групп...