Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
статья на тему
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii_v_doshkolnom_obrazovanii.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании |
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве». В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии: 1. Здоровьесберегающие технологии 2. Технологии проектной деятельности 3. Технологии исследовательской деятельности 4. Информационно-коммуникационные технологии 5. Личностно ориентированные технологии 6. Технология портфолио 7. Социоигровые технологии ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАДАЧА 1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья 2. Увеличение резервов здоровья ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ 1. Пальчиковая гимнастика 2. Гимнастика для глаз 3. Дыхательная 4. Артикуляционная 5. Музыкально-дыхательные тренинги 6. Динамические паузы 7. Релаксация 8. Арттерапия, сказкотерапия 9. Двигательная терапия, музыкотерапия 10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия. ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАДАЧА
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ 1. Работа в группах, парах 2. Беседы, дискуссии 3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАДАЧА Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. ФОРМЫ РАБОТЫ - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАДАЧИ 1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ; 2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Особенности использования ИКТ Требования к компьютерным программам ДОУ: ● Исследовательский характер ● Легкость для самостоятельных занятий детей ● Развитие широкого спектра навыков и представлений ● Возрастное соответствие ● Занимательность. Классификация программ: ● Развитие воображения, мышления, памяти ● Говорящие словари иностранных языков ● Простейшие графические редакторы ● Игры-путешествия ● Обучение чтению, математике ● Использование мультимедийных презентаций Преимущества компьютера: ● Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; ● Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; ● Обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; ● В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; ● Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий: - Недостаточная методическая подготовленность педагога - Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях - Бесплановость, случайность применения ИКТ - Перегруженность занятия демонстрацией. ИКТ в работе современного педагога: - Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). - Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. - Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. - Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. - Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАДАЧИ 1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ 2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ 1. Игры, спортивные досуги, НОД 2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность 3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО ЗАДАЧИ 1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности 2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы: I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ IV. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАДАЧИ 1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия. 2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения 3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия 4. Решение задач «социального» закаливания 5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ 1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться 2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры 3. Сказкотерапия 4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки 5. Тренинги, самопрезентации Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии. ЛИТЕРАТУРА 1. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., 2007. 2. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004. 3. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» : Методическое письмо от 17.06.1997 №760/14 – 12 // Вестник образования. – 1998. - №10. 4. Новиков, А. М. Образовательный проект : методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004. 5. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...
Исследовательская деятельность, как современная педагогическая технология в дошкольном образовании.
Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда малыш слушает, видит и выполняет что - либо самостоятельно. Дети по своей сути исследователи, с восторгом и удивлением познают все то, что их окружает....
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
В презентации представлен обзор современных педагогических технологий в дошкольном образовании и краткая их характеристика, презентация поможет педагогу ДОО правильно сориентироваться к какой те...
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направленные на реализацию ФГОС ДО
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направленные на реализацию ФГОС ДО...
Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании (ФГОС)
В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:1. Здоровьесберегающие технологии2. Технологии проектной деятельности3. Технологии исследовател...