Методическая разработка «Световой ящик»
методическая разработка по теме
Рисование песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно- кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольное внимание и память
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_svetovoy_yashchik.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Световой ящик»
Актуальность
Рисование песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно- кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольное внимание и память
«Световой ящик для игры с сыпучими материалами»
Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для реализации программы здоровьесберегающего обучения целесообразно включать в занятия в детском саду игры, которые лечат.
Таковыми являются:
- рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок,
- работа с глиной,
- игры с песком и водой,
- дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Что же такое игры с песком? Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для маленьких детей и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии — sand therapy (песочная терапия). Заниматься с песком можно начиная с одного года. Все песочные уроки должны проходить в игровой форме, где обязательно присутствуют сказочные герои.
Представляет собой пластиковый ящик с полупрозрачной крышкой. Внутри сделана подсветка на батарейках.
Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний, для развития мелкой моторики.
Способы рисования песком:
1. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания;
2. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
3. Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;
4. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
5. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;
6. Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;
7. Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
8. Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;
9. На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.
Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки.
Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей.
Это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.
исовать на песке можно:
· кулаком;
· ладонью;
· ребром руки;
· щепотью;
· пальцем;
· одновременное использование нескольких пальцев;
· симметрично двумя руками;
· насыпание из кулачка;
· с помощью различных предметов.
Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
В процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие цели и задачи:
· знакомство ребёнка с основными свойствами песка;
· развитие ориентации ребенка в пространстве;
· расширение и обогащение словаря детей;
· развитие мелкой моторики рук ребенка, а так же зрительной координации;
· стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности.
· гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.
Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.
Вот несколько игр-упражнений, которые можно использовать как для индивидуальной работы, так и для подгруппой.
Дорожка
Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребёнка нарисовать рядом ещё одну, примерно в10-15 см от первой. Скажите ему, что это дорожка для машинки или ручеёк для кораблика. Главное условие для проведения параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а провёл свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…
Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребёнку, что это рельсы, и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, ─ пусть малыш её отремонтирует.
Точка, точка, запятая
Точка, точка, запятая ─ вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик ─ получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребёнку самому захочется повторить эти строки и изобразить человечка.
Волшебное превращение
Нарисуйте на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку так, чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое.
Посоревнуйтесь с ребёнком: кто из вас придумает больше картинок.
«Мы едем в гости»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Под чутким руководством педагога ребенок учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству.
Список используемой литературы
1. Программа воспитания и обучения под ред. М.А. Васильевой
2. Занятия по развитию речи под ред. О.С. Ушаковой
3. Наблюдения на прогулках Л.А. Улановой, С.О. Иордана
4. Развитие математических представлений Н.В. Нищева
5. Математика в детском саду Л.С. Метлина
6. Природа Н.В. Никитина
7. Серия «Грамотейка – интеллектуальное развитие» О.Н. Земцова
8. Серия «Здоровый и умный ребенок»: «300 трехминутных развивающих игр» Джеки Силберга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Чёрный ящик друг или враг!!!"
Дети и телевизор "Мне спокойнее, когда мой ребёнок сидит дома, перед телевизором, чем гуляет на улице!" - говорят многие мамы. На самом деле, телевизор может стать для малыша намного худшим товарищем,...
«К почтовому ящику письма, как птицы, слетаются, чтобы отправиться в путь…»
Организация и проведение тематической недели "Почта" в старшей группе....
«Ящик ощущений»
«Ящик ощущений»...
Конспект .Современные технологии с использованием ящика PERTRA. "Путешествие в лес"
Тема: « Путешествие в лес»Цель: Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстниковЗадачи:*учить находить правильные решения в различ...
" Ящик ощущений"
Исследовательская деятельность в детском саду организуется в течение недели несколько раз, как в организованном обучении, так и в свободное от занятий время. Дети учатся обследова...
Методическое пособие «Волшебный ящик»
Эта игра сделана своими руками. Легка, доступна в выполнении, универсальна, многофункциональна в применении. Апробирована в практике с детьми, как в индивидуальной, так и в групповой форме.В коробке с...
методическая разработка. световой стол
Вопросы художественно – эстетического развития дошкольников очень важны в решении задач воспитания и развития. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекра...