Методическая разработка «Световой ящик»
методическая разработка по теме

Пыж Нина Анатольевна

Рисование песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно- кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольное внимание и память

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_svetovoy_yashchik.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  «Световой ящик»

Актуальность

Рисование песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно- кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольное внимание и память

 «Световой ящик для игры с сыпучими материалами»

Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для реализации программы здоровьесберегающего обучения целесообразно включать в занятия в детском саду игры, которые лечат.

Таковыми являются:

  • рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок,
  • работа с глиной,
  • игры с песком и водой,
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Что же такое игры с песком? Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для маленьких детей и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии — sand therapy (песочная терапия). Заниматься с песком можно начиная с одного года. Все песочные уроки должны проходить в игровой форме, где обязательно присутствуют сказочные герои.

Представляет собой пластиковый ящик с полупрозрачной крышкой. Внутри сделана подсветка на батарейках.

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний, для развития мелкой моторики.

Способы рисования песком:

1. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания;
2. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
3. Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;
4. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
5. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;
6. Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;
7. Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
8. Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;
9. На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки.
Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей.

 Это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

исовать на песке можно:

·         кулаком;

·         ладонью;

·         ребром руки;

·         щепотью;

·         пальцем;

·         одновременное использование нескольких пальцев;

·         симметрично двумя руками;

·         насыпание  из кулачка;

·         с помощью различных предметов.

Песок - та же краска, только работает по принципу  «света и тени», добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

В процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие цели и задачи:

·         знакомство ребёнка с  основными свойствами песка;

·         развитие ориентации ребенка в пространстве;

·         расширение и обогащение словаря детей;

·         развитие мелкой моторики рук ребенка, а так же зрительной координации;

·         стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности.

·         гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.
Вот несколько  игр-упражнений, которые можно использовать как для индивидуальной работы, так и для подгруппой.

Дорожка

Для  начала предложите  малышу самое простое  задание. Проведите  прямую  линию   и  попросите   ребёнка  нарисовать  рядом  ещё  одну, примерно в10-15  см  от первой. Скажите ему, что это дорожка  для  машинки  или  ручеёк  для  кораблика. Главное  условие  для проведения параллельной  линии, чтобы  малыш  не  отрывал  руки, а  провёл  свою линию  одним  движением. В  следующий  раз  нарисуйте  для  копирования  не  прямую, а  извилистую  или  ломаную  линию.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…

Нарисуйте  на  песке  две  параллельные  линии. Скажите  ребёнку, что  это  рельсы, и  попросите  помочь  нарисовать  для  них  шпалы. В  другой  раз, показав  две  линии, объясните, что  это  лесенка, на  которой  не  хватает  ступенек, ─ пусть  малыш  её  отремонтирует.

Точка, точка, запятая

Точка, точка, запятая ─ вышла  рожица  кривая.

Ручки, ножки, огуречик ─ получился  человечек.

Прочитайте  стишок  и  нарисуйте  на  песке  смешного  человечка. Наверняка  ребёнку  самому  захочется  повторить  эти  строки  и  изобразить  человечка.

Волшебное  превращение

Нарисуйте  на  песке  круг  и  спросите  ребёнка, на  что  он  похож, а  затем  попросите  малыша  дорисовать  картинку  так, чтобы  стало  сразу  понятно, что это такое. Круг может превратиться  в  солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо  и  многое  другое.

Посоревнуйтесь с ребёнком: кто из вас  придумает  больше  картинок.

«Мы едем в гости»

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Под чутким руководством педагога ребенок учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству.

Список используемой литературы
1.    Программа воспитания и обучения под ред. М.А. Васильевой
2.    Занятия по развитию речи под ред. О.С. Ушаковой
3.    Наблюдения на прогулках Л.А. Улановой, С.О. Иордана
4.    Развитие математических представлений Н.В. Нищева
5.    Математика в детском саду Л.С. Метлина
6.    Природа Н.В. Никитина
7.    Серия «Грамотейка – интеллектуальное развитие» О.Н. Земцова
8.    Серия «Здоровый и умный ребенок»: «300 трехминутных развивающих игр» Джеки Силберга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Чёрный ящик друг или враг!!!"

Дети и телевизор "Мне спокойнее, когда мой ребёнок сидит дома, перед телевизором, чем гуляет на улице!" - говорят многие мамы. На самом деле, телевизор может стать для малыша намного худшим товарищем,...

«К почтовому ящику письма, как птицы, слетаются, чтобы отправиться в путь…»

Организация и проведение тематической недели "Почта" в старшей группе....

«Ящик ощущений»

«Ящик ощущений»...

Конспект .Современные технологии с использованием ящика PERTRA. "Путешествие в лес"

Тема: « Путешествие в  лес»Цель: Развивать  способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстниковЗадачи:*учить находить правильные решения в различ...

" Ящик ощущений"

    Исследовательская деятельность в детском саду организуется в течение недели несколько раз, как в организованном обучении, так и в свободное от занятий время. Дети учатся обследова...

Методическое пособие «Волшебный ящик»

Эта игра сделана своими руками. Легка, доступна в выполнении, универсальна, многофункциональна в применении. Апробирована в практике с детьми, как в индивидуальной, так и в групповой форме.В коробке с...

методическая разработка. световой стол

Вопросы художественно – эстетического развития дошкольников очень важны в решении задач воспитания и развития. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекра...