Конспект Нод по экологии "Почва" подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Рябова Татьяна Сергеевна

Конспект занятия для детей подготовительной к школе оруппы по теме почва с интересными заданиямии опытами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка»

Конспект

совместной образовательной деятельности

по познавательному развитию

(экологическому воспитанию)

для детей старшего дошкольного возраста.

(табличная форма)

«Почва и её свойства»

Выполнила воспитатель:

Косарева Татьяна Сергеевна

Г. Кулебаки

2017 год

Цель: ознакомление детей с понятием «почва»на основе  опытов, её составом и ценностью  для всех обитателей растительного и животного мира Земли 

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Познакомить с процессом образования почвы.
  • Дать представление о почве и ее составе.
  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.
  1. Развивающие:
  • Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
  • Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
  • Развивать умение применять полученные знания о почве.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Словарная работа:

  1. Развитие словаря: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, плодородная, перегной, минеральные соли.
  2. Развитие интереса к речи, как особому объекту познания.
  3. Обогащение словарного запаса детей.

Материал:

  • Прозрачные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, подносы. 
  • Мультимедийная презентация «Почва»;

Предварительная работа:

  1. Работа в уголке природы (рыхление, полив).
  2. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.
  3. Показать иллюстрации с изображением почвы.
  4. Рассмотреть макет почвы, рассмотреть почву в горшках в процессе труда.

Методы и приемы: 
1. Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
2. Наглядные: показ способов проведения опытов. 
3. Практические: элементарные опыты.
4. Игровые: расшифровка слова после отгадывания кроссворда.

Ход образовательной деятельности

Структурные части

Действия воспитателя

Предполагаемые действия и ответы детей

Эмоциональный настрой. Этюд "Улыбнись".

Руку другу протяни 
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд
Каждый здесь другому рад.

Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.

Вводная часть.

Введение в тему.

Беседа с детьми.

Рассказ воспитателя.

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно разгадать кроссворд, а когда мы его разгадаем, то увидим какое слово там зашифровалось. (на мультимедийной доске представлен кроссворд)

(слайд № 2)

- Правильно, тема нашего разговора – почва.
- Как вы думаете, что же такое почва?

Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений. (слайд № 3)

- Как же образовалась почва?

Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения. (слайд № 4)

- Что же такое перегной?

На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше. 

- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам стать учеными  и отправиться в научную лабораторию изучить состав и свойства почвы.

Дети разгадывают кроссворд. Читают выделенное слово – ПОЧВА.

Ответы детей. (Это земля, на которой растут растения).

 

Ответы детей.

Ответы детей.

Основная часть.

- Ребята, попрошу вас  занять свои рабочие места.

-Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.

Дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов.

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.

Опыт № 1

- Какого цвета почва?

- Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (слайд № 6)

Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.

Ответы детей.

Остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных.

Опыт № 2

- Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?(слайд № 7)

Вывод: в состав почвы входит воздух.

Дети выполняют опыт.

Ответы детей.

Опыт № 3

- Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?(слайд №8)

Вывод: в почве есть вода.

Дети выполняют опыт

Сырое пятно. Бумага стала влажной

Опыт № 4

- Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после второго опыта, что вы увидите? (слайд № 9)

Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной.

На дно стакана осел слой песка, поверх него –слой темного цвета – это перегной. 

Опыт № 5

- С помощью пипетки возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? (слайд №10)

Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. 

Дети наблюдают за воспитателем.

После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли.

Опыт № 6

Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (слайд №11)

Как вы думаете почему вода больше не впитывается?

Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.

Дети выполняют.

Вода впиталась.

Вода больше не впитывается.

Там больше не осталось свободного места, весь воздух вытеснен водой.

Опыт № 7

Насыпьте в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями на дне сухой почвы. Поставьте его в тарелку с водой. Что вы заметили?(слайд № 12)

Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.

Дети выполняют.

Земля в стаканчике стала мокрой.

Игра «Закреплялка»

- Итак, ребята. Из опытов мы узнали что в состав почвы входит: вода, воздух, перегной, соли, микробы, глина, песок. (слайд № 13)

Дети закрепляют состав почвы.

Физкультминутка «Ветер»

- Мы с вами узнали состав почвы, пришло время отдохнуть. 

Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.

   

Наклоны в стороны.

Машем руками внизу.

Машем руками вверху.  

Поднимаем руки вверх.

Машем руками перед собой.

Наклоны.

Кружимся вокруг себя.    

Изображаем подъем.

Руки под щеку.                                      

- А теперь ребята, давайте поговорим о свойствах почвы.

Если мы с вами возьмем почву в руки высыпим её, то что увидим?

(слайд № 14)

Вывод: почва сыпучая.

Что она хорошо сыпется.

- Мы с вами из опыта увидели что почва, после полива становится какой? (слайд № 15)

Вывод: Почва пропускает воду – это свойство называется водопроницаемость.

Влажной.

- Возьмите в руку немного почвы. Какая она? А теперь немного подержите её в кулаке. Какая она стала? Что это значит? (слайд №16)

Вывод: Почва проводник тепла. Это свойство –теплопроводность.

Дети выполняют.

Холодная.

Теплая.

Что почва нагревается и охлаждается.

- И последнее свойство почвы – это плодородие. Как вы думаете, что это за свойство? (слайд № 17).

- Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
По результатам наших наблюдений скажите: «Что же получают растения из почвы?»


Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

(слайд № 18)

Ответы детей.

Ответы детей

Заключительная часть. Итог.

-Ну, вот ребята, и подошло к концу наше увлекательное занятие.

-Понравилась вам наша лаборатория?

- А у меня есть волшебная палочка.

Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, что вам больше всего понравилось и запомнилось.
-Вы ребята молодцы! Мне понравилось как вы сегодня работали, помогали друг другу.
Спасибо всем за работу.

Ответы детей.

Дети встают в круг и передают палочку друг другу. Делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...