Конспект Нод по экологии "Почва" подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия для детей подготовительной к школе оруппы по теме почва с интересными заданиямии опытами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Белочка»
Конспект
совместной образовательной деятельности
по познавательному развитию
(экологическому воспитанию)
для детей старшего дошкольного возраста.
(табличная форма)
«Почва и её свойства»
Выполнила воспитатель:
Косарева Татьяна Сергеевна
Г. Кулебаки
2017 год
Цель: ознакомление детей с понятием «почва»на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли
Задачи:
- Обучающие:
- Познакомить с процессом образования почвы.
- Дать представление о почве и ее составе.
- Показать значение почвы для растений и живых организмов.
- Развивающие:
- Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
- Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
- Развивать умение применять полученные знания о почве.
- Воспитательные:
- Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Словарная работа:
- Развитие словаря: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, плодородная, перегной, минеральные соли.
- Развитие интереса к речи, как особому объекту познания.
- Обогащение словарного запаса детей.
Материал:
- Прозрачные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, подносы.
- Мультимедийная презентация «Почва»;
Предварительная работа:
- Работа в уголке природы (рыхление, полив).
- Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.
- Показать иллюстрации с изображением почвы.
- Рассмотреть макет почвы, рассмотреть почву в горшках в процессе труда.
Методы и приемы:
1. Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
2. Наглядные: показ способов проведения опытов.
3. Практические: элементарные опыты.
4. Игровые: расшифровка слова после отгадывания кроссворда.
Ход образовательной деятельности
Структурные части | Действия воспитателя | Предполагаемые действия и ответы детей |
Эмоциональный настрой. Этюд "Улыбнись". | Руку другу протяни | Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг. |
Вводная часть. Введение в тему. Беседа с детьми. Рассказ воспитателя. | - Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно разгадать кроссворд, а когда мы его разгадаем, то увидим какое слово там зашифровалось. (на мультимедийной доске представлен кроссворд) (слайд № 2) - Правильно, тема нашего разговора – почва. Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений. (слайд № 3) - Как же образовалась почва? Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. - Что же такое перегной? На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше. - Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам стать учеными и отправиться в научную лабораторию изучить состав и свойства почвы. | Дети разгадывают кроссворд. Читают выделенное слово – ПОЧВА. Ответы детей. (Это земля, на которой растут растения).
Ответы детей. Ответы детей. |
Основная часть. | - Ребята, попрошу вас занять свои рабочие места. -Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы. | Дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов. 1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому. |
Опыт № 1 | - Какого цвета почва? - Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (слайд № 6) Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев. | Ответы детей. Остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных. |
Опыт № 2 | - Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?(слайд № 7) Вывод: в состав почвы входит воздух. | Дети выполняют опыт. Ответы детей. |
Опыт № 3 | - Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?(слайд №8) Вывод: в почве есть вода. | Дети выполняют опыт Сырое пятно. Бумага стала влажной |
Опыт № 4 | - Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после второго опыта, что вы увидите? (слайд № 9) Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной. | На дно стакана осел слой песка, поверх него –слой темного цвета – это перегной. |
Опыт № 5 | - С помощью пипетки возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? (слайд №10) Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. | Дети наблюдают за воспитателем. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. |
Опыт № 6 | Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (слайд №11) Как вы думаете почему вода больше не впитывается? Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух. | Дети выполняют. Вода впиталась. Вода больше не впитывается. Там больше не осталось свободного места, весь воздух вытеснен водой. |
Опыт № 7 | Насыпьте в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями на дне сухой почвы. Поставьте его в тарелку с водой. Что вы заметили?(слайд № 12) Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух. | Дети выполняют. Земля в стаканчике стала мокрой. |
Игра «Закреплялка» | - Итак, ребята. Из опытов мы узнали что в состав почвы входит: вода, воздух, перегной, соли, микробы, глина, песок. (слайд № 13) | Дети закрепляют состав почвы. |
Физкультминутка «Ветер» | - Мы с вами узнали состав почвы, пришло время отдохнуть. Ветер веет над полями |
Наклоны в стороны. Машем руками внизу. Машем руками вверху. Поднимаем руки вверх. Машем руками перед собой. Наклоны. Кружимся вокруг себя. Изображаем подъем. Руки под щеку. |
- А теперь ребята, давайте поговорим о свойствах почвы. Если мы с вами возьмем почву в руки высыпим её, то что увидим? (слайд № 14) Вывод: почва сыпучая. | Что она хорошо сыпется. | |
- Мы с вами из опыта увидели что почва, после полива становится какой? (слайд № 15) Вывод: Почва пропускает воду – это свойство называется водопроницаемость. | Влажной. | |
- Возьмите в руку немного почвы. Какая она? А теперь немного подержите её в кулаке. Какая она стала? Что это значит? (слайд №16) Вывод: Почва проводник тепла. Это свойство –теплопроводность. | Дети выполняют. Холодная. Теплая. Что почва нагревается и охлаждается. | |
- И последнее свойство почвы – это плодородие. Как вы думаете, что это за свойство? (слайд № 17). - Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
(слайд № 18) | Ответы детей. Ответы детей | |
Заключительная часть. Итог. | -Ну, вот ребята, и подошло к концу наше увлекательное занятие. -Понравилась вам наша лаборатория? - А у меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, что вам больше всего понравилось и запомнилось. | Ответы детей. Дети встают в круг и передают палочку друг другу. Делятся своими впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по аппликации Тема: «Белые грибы» . План-конспект НОД в средней группе по аппликации на тему: «Овощи и фрукты »
Использование нетрадиционных средств в занятиях по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».
Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...