Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников.
статья на тему
Для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра, незаменима для воспитания дошкольников. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aprel_seskina_.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников.
Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом. Дж. Бруно
Для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра, незаменима для воспитания дошкольников. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.
Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:
- сюжетно – ролевая игра;
- театрализованная игра;
- дидактическая игра.
В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является основным видом самостоятельной деятельности ребенка, имеет решающее значение для трудового воспитания, для познания окружающего мира, для его физического и нравственного развития, формирования детского коллектива.
Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни: любовь к труду, уважительное отношение к людям труда. Учитывая, что содержание игры оказывает большое внимание на формирование личности ребенка, необходимо развивать интерес к таким играм, как «Больница», «Семья», «Магазин», в которых формируются доброта, забота и вежливость.
Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, что позволяет более глубже знакомится с трудом.
Дидактическая игра
Дидактическая игра - игра обучающая, представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Она является средством всестороннего развития ребенка.
Ознакомление с трудом в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка – дошкольника.
Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.
Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Формирование знаний о трудовом воспитании в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
- игры с предметами;
- настольно – печатные игры;
- словесные игры
Игры с предметами
Используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.
Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?
Настольно – печатные игры
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Виды настольно – печатных игр:
- Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
- Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно доктору? », «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине», и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
- Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
- Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
- Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра «Отгадай, кто это?» Ребенок изображает звук и движение задуманного.
Словесные игры
Игра построена на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.
Игра «Угадай профессию».
Цель: Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры:
Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Овца — овцевод.
Олень — оленевод.
Сад — садовод.
Цветы — цветовод.
Пчела — пчеловод.
Ведро и швабра—уборщица.
Билет — кондуктор.
Касса — кассир.
Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.
Список литературы:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 304с.
- Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
- Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М.: Просвещение, 1980.
- Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., испр., доп. - М., 1983.
- Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
- Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитаниенравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"
В консультации описаны три основных вида дидактических игр, используемых в трудовом воспитании дошкольников. ...
Буклет "Дидактические игры по трудовому воспитанию дошкольников"
данный буклет будет хорошим помощником в трудовом воспитани дошкольников для воспитателей и родителей...
Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников
Перечень дидактических игр на разный возраст по формированию представлений о труде....
Дидактические игры по трудовому воспитанию дошкольников
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей от 3х до 7ми лет....
"Роль дидактической игры в трудовом воспитании дошкольников".
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»
Материал для воспитателей в какие игры играть с детьми...
Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»
quot;Самое большое богатство, которое отец можетоставить сыну в наследство, научить его трудиться".К. Д. Ушинский Проблема трудового во...