дидактические игры для дошкольников по математике
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сергеева Наталья Анатольевна

В данной работе подобраны игры и упражнения на развитие для дошкольников в возрасте от 3х до 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_doshkolnikov.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

              Игры и упражнения на развитие дошкольников 

                                в  возрасте 3-4 лет.

 

                                              Игры на внимание.

 

1. Игра «Что изменилось».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей внимания.

Задачи: развивать внимание, память, наблюдательность.

Описание: разложить на столе несколько предметов, которые хорошо знают дети. Попросить их отвернуться или закрыть глаза, и убрать один из предметов. Предложить им посмотреть и назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, отличающимся цветом или размером.

2. Игра «Отыщи букву».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей внимания.

Задачи: развивать внимание.

Описание: показать ребенку текст с крупным, знакомым ему шрифтом, попросить найти и подчеркнуть (например)  букву А столько раз, сколько она встретится в тексте.

3. Игра «Посмотри и сделай так же».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей внимания

Задачи: развивать внимание.

Описание: взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

                                   

                               Игры на мышление.

  1. Игра «Различия»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей мышления.

Задачи: развивать мышление, речь дошкольников.

Описание: детям предлагается сказать, в чем заключаются различия между следующими предметами:

- между птицей и собакой;

- между машиной и самолетом;

- между деревом и стеклом.

Рекомендуется предлагать как можно больше ответов.

2. Игра «Выделите лишнее»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей мышления.

Задачи: развивать мышление, классифицировать предметы по признаку, развивать слуховую память.

Описание: вариант 1. Посмотрите на картинки. Какой предмет здесь лишний и почему? (например: собака, кот, медведь, лошадь)

Вариант 2. Послушайте слова: яблоко, груша, огурец, апельсин. Что здесь лишнее?

 

3. Игра «Скажи наоборот»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей мышления.

Задачи: развивать логическое мышление, речь.

Описание: называется слово, дети должны сказать слово противоположное по значению. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Белый – черный, день – ночь, длинный – короткий, лето – зима, холодный – теплый, солнце – месяц, низкий – высокий,  добрый – злой  ...

                               Игры на воображение.

1. Игра «Слова»

 Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей воображения.

Задачи: развивать воображение, внимание, мышление, учить подбирать ассоциации.

Описание: попросить детей назвать слова на заданную тему. Тематику подбирают в соответствии с задачами занятия. Например:

- «Вкусные» слова (мандарин, торт, сок и т.д.)

- «Страшные» слова (волк, Баба Яга и т.д.)

- «Слова, которые ездят» (велосипед, машина, автобус и т.д.)

- «Слова, которые летают» (бабочка, самолет, ворона и т.д.)

- «Кухонные» слова (чайник, тарелка, холодильник и т.д.)

- «Большие» слова (дом, великан, папа и т.д.)

- «Красивые» слова (мама, цветок, картинка и т.д.)

- «Живые» слова (кошка, муравей, лошадка и т.д.

  1. Игра "Дикие животные"

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей воображения

Задачи: развивать воображение, учить передать мимикой и движением поведение зверей.

 Описание: попросить детей с помощью движений и мимикой показать, как заяц прыгает по полю, белочка грызет орешки, кошка моет лапкой ушки,

Волк рыщет по лесу, медведь спит в берлоге …

Например: сначала медведь ищет место для спячки, ложится и засыпает. Потом просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

3. Игра «Кто это?»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей воображения

Задачи: развивать воображение, учить передать без слов движением действия     людей.

Описание: вариант 1 - дети сидят или стоят перед ведущим. Он начинает им показывать разные движения, имитирующие действия играющего в мяч мальчика, прыгающей на скакалке девочки, качающей на руках малыша мамы, подметающего двор дворника и т. д. Дети должны угадать, кого он изображает.
Вариант 2 - ведущим нужно выбрать кого-то из детей.
Усложнить игру можно тем, что дети должны не только угадать, кого им показывает ведущий, но и повторить за ним его действия.

                                               

                                 Игры на восприятие.

1. Игра «Составь картинку»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей восприятия

Задачи: развивать восприятие у детей 3 – 5-летнего возраста.

Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 3 части.

Описание: предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.

2. Игра «Собери капельки в стакан

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей восприятия

Задачи: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Оборудование: пластиковые прозрачные стаканчики по количеству детей, разноцветные кружки на каждого ребенка.

Описание: перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. Используется шесть цветов спектра.

3. Игра «Палка, палка, огуречик….».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей восприятия.

Задачи: учить составлять схематичное изображение человека из счётных палочек, закрепить названия частей тела, их пространственное положение.

Оборудование: набор счётных палочек, образец.

Описание: выложить из счетных палочек человека по данному образцу

                          Игры для развития памяти.

1. Игра « Вспомни и назови»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти

Задачи: развивать зрительную память, внимание, речь.

Описание: показать детям картинку и попросить запомнить то, что изображено на ней. После этого закрыть рисунок и попросить назвать то, что он видел и запомнил.

 2. Игра «Карлсон расшалился»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти

Задачи: развивать зрительную краткосрочную память

Оборудование: игрушки.

Описание:  на столе стоят 3-4 игрушки. Предложить детям рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайть игрушки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале.

  1. Игра « Посмотри и найди»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти

Задачи: развивать память, внимание.

Описание: попросить детей посмотреть на какого-нибудь героя и запомнить его. Потом закрыть его и предложить найти его среди друзей.

                              Игры и упражнения

          на развитие дошкольников 5 – 6 лет.

                           Игры на внимание.

Игра « Наблюдай за телом»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей внимания

Задача: развивать внимание детей

     Описание: количество играющих от 3 человек. Пригласить одного ребенка выйти вперед и неподвижно стоять перед остальными детьми. Шепотом попросить его пошевелить какой-нибудь частью своего тела. Ребенок должен слегка пошевелить этой частью тела (рукой, ногой и т. д.), а затем снова стоять совершенно неподвижно. Детям следует очень внимательно наблюдать за тем, какой частью тела пошевелил тот ребенок, который играет роль водящего, и громко сообщать о результатах своих наблюдений.

  1. Игра «Соедини точки»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей внимания

Задача: развивать внимание детей

Оборудование: бумага, ручка или цветные карандаши.

     Описание: нанести точки на лист бумаги. Попросить детей соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура. А теперь пусть они сами нарисует точки и дадут соединить их вам. Главная задача не пропустить ни одну точку, чтобы все они стали частью какой-то фигуры. Как дополнение к игре можно подсчитать количество использованных в фигуре точек.

  1. Игра « Найди на картинке, что не так?»

     Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей внимания.

Задача: развивать внимание детей.

Оборудование: картинки по количеству детей.

Описание: посмотреть внимательно на картинку и назвать, что нарисовано не так, где допущена ошибка.

                      Игры на мышление.

1. Игра «Орнамент».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей мышления.

Задача: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Оборудование: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

2. Игра «Группируем по признакам».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей мышления

Задачи: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Оборудование: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце)

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

3. Игра «Что бывает...».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей мышления.

Задача: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

- Что бывает низким (высоким)?

- Что бывает красным (белым, желтым)?

- Что бывает длинным (коротким)?

                           Игры на воображение.

1. Игра «Волшебники».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей воображения.

Задача: развивать воображение, мышление.

Оборудование: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

2. Игра «Несуществующая рыба».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей воображения.

Задача: развивать воображение, любознательность.

Оборудование: листы, цветные карандаши.

Описание: существует множество забавных названий рыб. Например, рыба -пила, рыба - игла, рыба - меч, рыба - кабан, рыба - ангел, рыба - клоун, рыба-луна, рыба - попугай, рыба - лягушка и другие. Предложить ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

3. Игра «Цветной коврик»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей воображения.

Задача: развивать воображение, моторику.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей.

Описание: нарежьте из цветной бумаги полоски. Показать детям, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой. Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

                         Игры на восприятие.

1. Игра «Составь картинку».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей восприятия.

Задача: развивать зрительное восприятие у детей.

Оборудование: сложные картинки с изображением разных предметов. Одна картинка целая, другая разрезана на  части.

Описание: предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.

а)    взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

б)     для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.

2. Игра «Узнай по звуку». 

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей восприятия.

Задача: развивать слуховое восприятие у детей.

Оборудование: разные шумовые предметы

Описание: дети садятся спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Они должны догадаться, чем произведен звук.

3.Игра «Что внутри».

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей восприятия.

Задача: развивать тактильное восприятие у детей.

Описание: ребенку предлагают мешочки, содержащие внутри различные наполнители -  воду, песок, горох, фасоль, манку, рис, муку, гречку и др. Ребенок должен на ощупь определить наполнитель.

Мешочки могут быть парными. Усложнить задание – найти мешочки с одинаковым наполнителем.

                        Игры на развитие памяти.

1. Игра «Вкус и запах»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей памяти.

Задача: развитие обонятельной памяти.

Описание: задание № 1: Представь лимон. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет апельсин. Какого цвета апельсин? Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин? Чем они похожи?

2. Игра «Опиши предмет»

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей памяти.

Задача: развитие произвольной зрительной памяти.

Описание: вариант 1 - дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

Вариант 2 - выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

3. Игра в слова

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного    улучшения показателей памяти.

Задача: развитие слуховой памяти.

Описание: сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по логике и математике

Дидактические игрыЛогика и математика- "Кто где стоит?" для детей (2 - 6 лет)- "Домики" для детей (3 - 6 лет)- "Уравновесь весы" для детей (2 - 6 лет)...

Дидактические игры и упражнения по математике для дошкольников

Игры, которые можно использовать, в домашних условиях, чтобы помочь ребёнку развить математические способности, используя игровые методы и приёмы. А так же как дидактическое пособие на индивидуальных ...

Логические задачи, дидактические игры и упражнения по математике для дошкольников.

Картотека логических задач, дидактических игр и упражнений по математике для дошкольников...

Картотека дидактических игр для дошкольников по математике.

Дидактические игры для дошкольников всех возрастных групп по математике....

Мастер – класс Тема: «Дидактически игры с кругами Луллия. Математика для дошкольников»

Мастер – классТема:«Дидактически игры с кругами Луллия.Математика для дошкольников»...

Дидактические игры с кругами Луллия. Математика для дошкольников

Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тя...

Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры «Первые шаги в математику» для первой младшей группы.

СП ГБОУ СОШ №1 д\с «Теремок» с. Приволжье       Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры...