КОНСУЛЬТАЦИЯ «ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ».
консультация на тему
Начиная со старшего дошкольного и на всем протяжении младшего школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению американского психолога Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культивировать». В представленном материале рассматриваются основные причины и типынеконструктивного поведения детей, и способы их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._deti_s_osobennostyami_povedeniya.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ».
Цель – знакомство с основными типами и причинами неконструктивного поведения детей, и способами их преодоления.
Начиная со старшего дошкольного и на всем протяжении младшего школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению американского психолога Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культивировать».
Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за ними, мы видим, что они:
- понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия ,поступают так, а не иначе.
- дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, не ожидая приказаний ,проявляя инициативу и творчество.
- они умеют не только выбирать правильное поведение ,но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а также в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или сверстников.
Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит у него сформированы важные качества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения).
Другим детям приобретение опыта произвольности дается с большим трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное, неадаптивное.
Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников, как правило являются:
- Импульсивное
- Демонстративное
- Протестное
- Агрессивное
- Недисциплинированное
- Конформное
- Симптоматическое
Причины неконструктивного поведения могут быть разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в две группы.
В некоторых случаях нарушения поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном (гипервозбудимом) поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, достаточно легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.
В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Для предупреждения таких нарушений в поведении детей необходимо обращать внимание уже на первые проявления такого поведения и самые незначительные конфликты и недоразумения разрешать немедленно вслед за их возникновением, чтобы они не стали причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе.
Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано бездельем, скукой, недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной средой. Нарушения в поведении также появляются у детей из-за незнания правил поведения.
Таким образом, типичными формами неконструктивного поведения детей являются: импульсивное поведение (обусловленное преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка), а также демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное и симптоматическое (обусловленные такими факторами, как условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.)
Таблица
Тип и признаки неконструктивного поведения | Причины | Сп. преодоления | |||
ИМПУЛЬСИВНОЕ Реб. совершает поступки по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против»; быстро и непосредственно реагирует Им движет прежде всего возможность удовлетворить собственные желания, выразить нахлынувшее чувство, конкретная цель при этом не ставится, ситуация не обдумывается. Характерна невероятная двигательная активность, повышенная отвлекаемость; постоянно совершает беспокойные движения, много лишних, побочных, ненужных и даже навязчивых движений; пространственная координация движений недостаточно четкая; с трудом дожидается своей очереди, часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры, занятия других детей; совершает опасные действия не задумываясь о последствиях; невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг (не знает этого и сам ребенок). Легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится | Недостаточно сформированные регуляторные механизмы психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения. Физиологические причины: слабость тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности второй сигнальной системы – речи. Развитие произвольного действия начинается со способности ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. Это опосредованное речевым знаком средство овладения своим поведением | Постепенное воспитание выдержки и самообладания. Приучать обдумывать и обосновывать свои поступки, сдерживать свои порывы, нести ответственность за свое поведение через игры, в частности, игры с правилами и длительные совместные игры со сверстниками, где от детей потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих | |||
КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Детям свойственна повышенная склонность следовать чужому мнению или стилю поведения (не относится к детям до 5 лет). Это так называемые тихони,которые готовы во всем согласиться со взрослыми или более активными сверстниками и подчиниться им; не имеют своей позиции, своей точки зрения, легко принимают чужую; по сравнению со сверстниками эти дети и в младшем школьном возрасте по-прежнему больше подражают, чем действуют самостоятельно, много принимают на веру, не стремятся активно вникнуть, понять, осознать; имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях( избирательны в контактах) | Личностные особенности не являются врожденными качествами, а формируются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, сравнивают со сверстниками не в его пользу, также играет роль авторитарный и гиперопекающий стиль воспитания. Психологическая основа – высокая внушаемость, непроизвольное подражание, «заражение» | Создать условия, которые позволят ребенку понять, поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. (увлекательное для ребенка занятие); наиболее эффективное средство – это игры-драматизации. | |||
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом. Выделяют две закономерности детского кривляния:
Итог – ребенок при помощи действий говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится» или непосредственно в словах: «Я – плохой». Капризы- часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять вверх» над взрослыми; сопровождается плачем, двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. От эпизодических капризов надо отличать закрепившиеся капризы (привычная форма поведения) – неправильное воспитание(избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых) | Нередко это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых (когда родители мало или формально общаются, т.е. ребенок не получает в процессе общения любовь, ласку, тепло, или общаются только когда реб. плохо себя ведет и его следует наказать, отругать Стремление выйти из под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, отругать (авторитарный стиль воспитания, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям. При желании ребенка - быть как можно лучше (привлекает внимание демонстрацией своих достоинств) Капризы эпизодически возникают по причине переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также признак начала заболевания | Игра – способ для лучшего осознания ребенком самого себя (создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко и сильно проявил свою демонстративность: заострение негативных черт – способ самовыражения и способ самосознания.) | |||
ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Негативизм, упрямство, строптивость. Негативизм – такое поведение реб., когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили (реакция не на содержание действия, а на само предложение); типичные проявления - беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкнутость, отчужденность, обидчивость. Дети стойко отказываются выполнять то, что еще недавно беспрекословно выполняли; мотив – исключительное желание настоять на своем Упрямство – реакция, когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал Часто упр. сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер Строптивость – безлична, направлена не столько против руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого образа жизни Дети чаще других сверстников инициируют конфликтные ситуации; они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», и отстаивают ее «до победы»; склонны разрешать конфликты криками, обзыванием, дракой. | У ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности в самостоятельности, когда взрослые постоянно препятствуют исполнению решений и желаний ребенка (т.е это протест против насилия, совершаемого над ребенком) Следствие неразрешимого конфликта взрослых (родителей), их противостояния друг другу без уступок, и ребенок перенимает подобную форму, т.е. упр-во детей существует только вместе с потребностью взрослых во что бы то ни стало добиться беспрекословного их послушания Причина – длительно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно Иногда обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых. | Чтобы вернуть эмоциональное благополучие, необходимо ребенку помочь осознать какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие, привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями; восстановить пошатнувшуюся самооценку или утвердить ее на новой основе. Реализовать эти задачи через коллективную игру (в них легко развить способность идти на компромисс (взаимные уступки), научить договариваться, познакомить с другими мирными способами разрешения конфл.: привлечь к разрешению объективных «судей» (взрослых, других сверст.), | |||
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Целенаправленное разрушительное поведение Может быть непосредственным (прямо направленным на раздражающий объект ), либо смещенным (когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки). Поскольку устремленная во вне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя – аутоагрессия – самоунижение, самообвинение. Физическая агрессия – драки с другими детьми, разрушение вещей и т.д. Вербальная агрессия – оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются Интенсивность и частота агрессии во многом зависит от предыдущего опыта, от реактивности нервной системы. Эти дети,как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы; типичными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабый самоконтроль. Очевидно, что агрессия напрямую зависит от всего комплекса личностных качеств ребенка. | Такое поведение чаще спровоцировано каким-то драматическим событием или потребностью во внимании взрослых или других детей. Часто из-за неудовлетворенной потребности почувствовать себя сильным или желание отыграться за причиненные ему ранее обиды Воздействие СМИ (систематич. просмотр боевиков , ужасов - агрессивные акты дети переносят в реальную жизнь, снижается эмоциональная чувствительность детей к насилию, повышается вероятность формирования враждебности, тревожности, зависти Неблагоприятные внешние условия: авторитарный стиль воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях; эмоциональная холодность, чрезмерная строгость приводят часто к накоплению внутреннего психического напряжения. Чтобы его разрядить многие прибегают к агрессивному поведению (наиболее эффективное и доступное средство) Дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, драки между ними), жестокие несправедливые наказания. | ||||
СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ Любое рассмотренное нарушение поведения может быть квалифицировано как симптоматическое. То есть ребенок через это поведение сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем психологическом дискомфорте. Это признак неблагополучий в его семье, д.с. Если не обращать внимание, то детские конфликты загоняются «вглубь», с психологического на физиологический уровень. |
Итак, это наиболее вероятные в старшем дошкольном возрасте формы неконструктивного поведения, с которыми нам приходится сталкиваться в процессе воспитания
Характеристика поведения
Испуганно озирается, оглядывается
Продолжает заниматься своим делом даже после замечания
Нетерпелив, выкрикивает, перебивает
Претендует на главные роли
Дерется со сверстниками, кусается
Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы
Спорит, с трудом договаривается, соглашается
Не доводит начатое до конца
Требует к себе постоянного внимания
Обзывает сверстников, грубит взрослым
Говорит тихо и мало
Ссорится, конфликтует со сверстниками
Склонен к быстрой и частой смене настроений
Кривляется, строит из себя «шута»
Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение
Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов
Обидчив, склонен к беспричинным слезам
Говорит быстро и много
Любит приказывать другим детям, повелевать ими
Плюется в состоянии раздражения
Не уверен в себе
С трудом признает свои ошибки
Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами
Болезненно переживает поражения, неуспехи
Стремится делать многое назло
Сторонится коллективных игр и заданий
Обвиняет в своих неудачах других
Неусидчив
Склонен к хвастовству
Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты
Избегает главных ролей в играх
Добивается своего капризами
Постоянно отвлекается
Не идет на уступки и компромиссы
Замахивается на сверстников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практическое занятие с педагогами "Воспитание детей с особенностями в поведении (агрессивных)"
практическое занятие можно проводить с воспитателями для повышения педагогической компетентности по оказанию адресной помощи детям, проявляющих агрессию...
Консультация для родителей "Особенности безопасного поведения детей на дороге в зимний период."
Правила безопасного поведения на дороге зимой,особенности восприятия дорожных ситуаций детей от 3 до 7 лет....
Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.
Очень важно напоминать детям, что они намного меньше машин, из-за чего они не могут полностью видеть дорогу, а водители могут не заметить их самих. В снегопады заметно ухудшается видимость, появл...
Консультация для родителей «Особенности безопасного поведения на дорогах в зимний период»
Консультация для родителей «Особенности безопасного поведения на дорогах в зимний период»Особенности безопасного поведения на дорогахв зимний периодУважаемые родители! Напоминаем Вам о том...
Консультация для родителей "Особенности безопасного поведения детей в зимний период"
Всегда прогулки по зимним улицам детям дарят огромную радость. Катание на санках, коньках, лыжах, лепка снеговиков и просто игры в снежки – это так увлекательно, весело и полезно для малышей. Од...
Консультация для педагогов "Особенности речевого поведения педагогов в общении с родителями"
Материал будет интересен педагогам ДОУ и не только......
Консультация для родителей: особенности безопасного поведения в зимнее время года
Главное правило поведения на дороге зимой – удвоенное внимание и повышенная осторожность! Дети редко акцентируют внимание на специфические «зимние» опасности, поэтому объясните ребен...