из опыта работы
методическая разработка на тему

Готчанина Галина Юрьевна

Условия успешной адаптации малышей к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия успешной адаптации малышей к детскому саду.

                                             (из опыта работы)

                                                                                                     

     Традиционно под адаптацией понимают процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.

     Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатам или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

     С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

     Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации..

     Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

     Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к детскому учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

     Для того, чтобы процесс привыкания не затягивался, необходимо:

  1. Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.

     Необходимо формировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнуть его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация. Нужно «одомашнить» группу.

     Цветовое решение интерьера влияет на настроение детей, поэтому в интерьере мы использовали оттенки желтого (способствует общению, увеличивает скорость зрительного восприятия) с акцентом зелёного, красного цвета. Такое цветовое решение создаёт у детей и взрослых хорошее настроение. Мебель разместили так, чтобы она образовала «комнатки» в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Всё в группе организовано так, чтобы малыши накапливали чувственный опыт, проявляя активность. Предметы ближайшего окружения – источник любопытства и начало познания мира.

     Чтобы ребёнок мог уединиться, отдохнуть, в группе расположили яркий «домик» с множеством мягких игрушек. Это стало любимым местом игр малышей. Здесь проходили наши «мягкие минутки» отдыха.

     Для стимулирования двигательной активности – спортивный уголок, который удовлетворяет потребностям наших детей в движении: лесенка, матрасик, мячи, обруч, цветные верёвочки, каталки, коляски, велосипеды.

     Растения, и вообще зелёный цвет, благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Поэтому в нашей группе так много растений. Отдельные дети помогали ухаживать за ними. На момент адаптации в группе жила морская свинка. Это намного облегчило привыкание детей к детскому саду. Малыши с удовольствием спешили каждое утро в детский сад, кормили её травкой, наблюдали за ней.

     Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой, сухой бассейн. Такие игры имеют большие развивающие возможности, а в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Мы внесли ёмкость с «киндерами», совочки, вёдра. На протяжении всего времени это осталось любимой забавой наших детей. Они с интересом наполняют вёдра, высыпают, пересыпают, переносят, перевозят.

     Малыши ещё не владеют речью настолько, чтобы выразить свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, стрессом. Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребёнка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами на прикреплённом к доске листе бумаги. Кроме рисования наши малыши занимаются лепкой и аппликацией на фланелеграфе. Для этого мы использовали детали из цветной плёнки. Они не мнутся, очень практичны и долговечны.

     Активно использовали мы и музыку в работе в период адаптации. В группе включали магнитофон с записями «Малыш в деревне», «Звуки живой природы». Любимыми стали музыкальные занятия. Мы старались как можно чаще выходить в зал. Малыши с удовольствием слушали Татьяну Викторовну, выполняли танцевальные движения.

     Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой спальне. Игрушки, с которыми отдельные наши дети ложились спать, создавали ощущение психологического комфорта, защищённости, служили для детей частичкой дома. Со временем все наши малыши отказались от игрушек. Помогли наши экскурсии по спальне «Путешествие в «комнату снов»; знакомство с зайкой, мишкой-сплюшкой, весёлым клоуном; слушание аудиозаписи «колыбельные».

2.  Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок-взрослый» и «ребёнок-ребёнок».

     Основная задача игр и упражнений в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Дети должны видеть в нас доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнёра по игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому.

     На протяжении всего времени всячески удовлетворяли острую, в период адаптации, потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым. Ласковое обращение с малышами, пребывание на руках у взрослых дают чувство защищённости.

     С этой целью мы проводили наши «ласковые минутки» - «Прогоним капризок», «Кто у нас хороший» (с зеркалом); а также совместное слушание аудиозаписи «Звуки живой природы» - море, ручей.

     Первые игры были фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступали взрослые. Игры выбирали с учётом возможностей детей.

     В период адаптации ввели гибкий план воспитательно-образовательной работы.

     По утрам всегда детей приветствовали игрушки, которые рассказывали о жизни игрушек и ребят в группе.

     Использовали рассказы-импровизации «Как мы с зайкой ждали Машу…», наблюдения в окно.

     Использовали сюжетные игры с куклой: «В гости к куклам», «Принимаем гостей», «Поможем игрушкам найти свой дом», «Заболела наша кукла», «Кукла Катя проснулась», «Покатаем кукол в коляске». Сюжетная игра «Загляни ко мне в окошко», «Я иду к вам в гости с подарками».

     Сенсорный опыт детям помогали приобретать яркие пособия и игрушки.

     Очень помогали игры-забавы «Музыкальная шкатулка», «Чудесный мешочек», «Минутка заводной игрушки», «Кто это хлопает в ладоши?», «Мыльные пузыри», «Где же наша…?», «Воздушные шары».

     Очень нравятся малышам пальчиковые игры «Замочек», «Пирог», «Тень-тень…».

     С удовольствием смотрели инсценировки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Кисонька-мурысонька» и др. были задействованы все виды театра.

     Кроме этого дети очень любят яркие иллюстрации в книгах. Для этого в группе есть книжный уголок., яркие книги по возрасту.

     Полюбили малыши наши хороводные и подвижные игры «Каравай», «Пузырь», «Ходит Ваня», «Поезд», «Ехали мы ехали», «Самолёты», «Бегите ко мне»; с удовольствием принимали участие в игровых спортивных упражнениях «Верёвочки», «Коврик», «Воротики».

     В игровой форме проходило знакомство с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения в санитарной комнате. Путешествие к Мойдодыру – игровое упражнение «Найди свою картинку»; игра «Моем руки чисто», «Ловкие пальчики»; инсценирование «Умывалочка» Н.Пикулёвой; игры с водой «Бульбочки», «Плавает-тонет».

3. Работа с родителями.

     Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Наша задача – успокоить прежде всего взрослых. На родительских собраниях в начале года родители осмотрели группу, кроватки, туалет. Психолог Копотина С.С. рассказала им о трудностях адаптации, о совместных действиях родителей и детского сада.

     Мы рассказали о режиме дня, играх и занятиях, вместе обсудили, как облегчить период адаптации.

     Мы постоянно беседовали с теми родителями, дети которых привыкали дольше других, давали консультации. В уголке поместили газету «Ребёнок идёт в детский сад» с практическими советами, ширму. В течение всего времени родители были нашими помощниками и единомышленниками. Откликались на наши просьбы, помогли в покупке игрушек и пособий.

     Таким образом можно сделать вывод о результатах адаптации детей в целом: в результате проведённой работы из 23 детей 5 детей со средним уровнем адаптации (нарушение сна, питания), с тяжелым уровнем адаптации детей нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....