Рабочая программа 2 старшей группы 2017-2018 гг
рабочая программа (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_proga_no7-2.docx | 91.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 67 «Крепыш»
Рассмотрено и принято «Утверждаю»
на педагогическом совете ____________ О.В.Грачева
Протокол №_1 от «_26_» 08 2016г. Заведующий МБДОУ детский сад № 67
Рабочая программа
образовательной деятельности
в старшей группе № 2
общеразвивающей направленности
на 2017 – 2018 у.г.
Составители:
Образцова Н.С., воспитатель
Родина А.Д., воспитатель
г. Нижний Новгород
2016г.
Содержание:
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Планируемые результаты освоения РП.
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП.
3. Организационный раздел.
3.1. Описание материально-технического обеспечения РП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.2.Режим дня.
3.3. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.4. особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности на 2016 – 2017 учебный год разработана в соответствии с ООП ДО с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» (научный руководитель Е.В.Соловьева) и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 5 до 6 лет.
Цели и задачи Рабочей программы:
1 – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
- Обеспечивать охрану здоровья
- Способствовать физическому развитию
- Способствовать физиологическому развитию
2 – содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
- Способствовать становлению деятельности
- Способствовать становлению сознания
- Закладывать основы личности
3 – обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта
- Создавать условия для творческого самовыражения
Программные задачи по образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г.
Стр. 60 – 66
Познавательное развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г.
Стр. 83 – 84
Речевое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г.
Стр. 95 – 98
Художественно-эстетическое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г.
Стр. 103 – 105
Физическое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г.
Стр. 111 - 112
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников.
См. ОП «Радуга» - «Уже большие»: 5 — 6 лет – стр.33 - 38
Основные принципы.
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования.
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Радуга»:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
2. Принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. Решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
4. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
5. Принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;
6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
- Планируемые результаты освоения Рабочей программы.
Планируемые результаты освоения РП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения освоения РП.
Планируемые результаты освоения Программы на этапе завершения дошкольного образования:
• имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);
• владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;
• понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;
• познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;
• самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью;
• заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;
• общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью моно-логической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его;
• способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;
• соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т. п.);
• имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении;
интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи;
• инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
• имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; принадлежности других людей к определённому полу; культурных ценностях;
• обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;
• доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам;
• осознаёт себя гражданином России;
• психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности;
• хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости;
• имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других;
• обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных формах.
Освоение РП не сопровождается проведением промежуточных результатов и итоговой аттестации детей. При ее реализации педагогами группы проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Особенности проведения педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:
- индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:
- не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
-позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
- позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
- учитывает представленные в РП целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
В Программе «Радуга» в рамках речевого развития детей дошкольного возраста предусмотрена специальная работа по выявлению исходного уровня и динамики речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Изучение состояния речи детей проводится один раз в начале учебного года – с момента их прихода в группу в течение двух-трех недель.
Педагогическая диагностика проводится на основе предложенных в Программе «Радуга» методик речевого развития дошкольников, а также на основе наблюдений за детьми в повседневной жизни и бесед с родителями. В отдельных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей) детей.
Методическое обеспечение педагогической диагностики.
Объект мониторинга | Содержание мониторинга | Ответственные | Периодичность |
Физическое развитие. | Критерии, сформулированные в программе «Радуга». | Инструктор по физической культуре | Сентябрь Май |
Психомоторное развитие | Критерии педагогических технологий «Двенадцать месяцев» | Педагог-психолог | Сентябрь Май |
Речевое развитие | Критерии, сформулированные в программе «Радуга» | Воспитатели | Сентябрь |
Формирование математических представлений | Критерии, сформулированные в программе «Радуга» | Воспитатели | Май |
Художественно-эстетическое развитие Музыкальное развитие | Критерии, сформулированные в программе «Радуга» Критерии программы Э.Костиной «Камертон» | Воспитатели, педагог дополнительного образования, музыкальные руководители | Сентябрь Декабрь Май Сентябрь Май |
Социально-коммуникативное и познавательное развитие | Критерии, сформулированные в программе «Радуга» | Воспитатели | Сентябрь Май |
- Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Описание образовательной деятельности с детьми 5-6 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательной деятельности см. ОП «Радуга» на стр. 60 - 66
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор | Наименование издания | Издательство |
Т.Н Доронова ,О.А Карабанова, Е.В.Соловьева | Развитие игровой деятельности детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС | Просвещение Москва 2015г |
Т.И.Гризик, Г.В.Глушкова | Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. Методическое пособие для воспитателей ФГОС | Просвещение Москва 2015г |
Чистякова М.И. | Психогимнастика | Просвещения , Москва,1995 |
Технологии реализации содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» см. в ОП «Радуга» стр.116
Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание образовательной деятельности ОП «Радуга»:
Познавательное развитие: мир природы и мир человека
Стр. 78- 79
Познавательное развитие: математические представления
Стр. 83- 84
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор | Наименование издания | Издательство |
Соловьёва Е.В. | Формирование математических представлений 2-7 лет | Просвещение, Москва. 2010 |
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова | Неизведанное рядом | г. Москва, Творческий центр «Сфера», 2013г. |
Т.И.Гризик | Познавательное развитие детей 2-8 лет. Мир природы и мир человека. Метод. пособие для воспитателей | Просвещение Москва 2015г |
Технологии реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие» см. в ОП «Радуга» стр.120; 123.
Содержание образовательной деятельности по образовательной области
«Речевое развитие».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Содержание образовательной деятельности ОП «Радуга» на стр. 95 – 98
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор | Наименование издания | Издательство |
Гризик Т.И. | Речевое развитие детей 5-6 лет | Москва, «Просвещение», 2015 |
Технологии реализации содержания образовательной области «Речевое развитие» см. в ОП «Радуга» стр.127-128.
Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание образовательной деятельности ОП «Радуга» на стр. 103-105
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор | Наименование издания | Издательство |
И.А.Лыкова | Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа | «Карапуз Дидактика» 2008г |
Т. Доронова | Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС | Просвещение Москва 2015г |
Куцакова Л.В. | Конструирование и художественный труд в д/с. | Сфера.Москва .2010 |
Сентябрь | Занятие№ 1.«Грузовой автомобиль»,стр.64 Занятие№ 14 .«Магазин игрушек»,стр.68 | |
Октябрь | Занятие№3. «Машина для своего груза»,стр.65 Занятие№ 15.Коробочка»,стр.68 | |
Ноябрь | Занятие№ 16. «Корзиночка»,стр.69 Занятие№5. «Простой мост»,стр.65 Занятие№35 «Заяц хваста»,стр.80 | |
Декабрь | Занятие№ 6.«Разнообразные мосты»,стр.66 Занятие№19. «Елочные игрушки»,стр.70 | |
Январь | Занятие№7. «По замыслу»,стр.66 | |
Февраль | Занятие№ 9. «Улица»,стр.67 Занятие№30. «Снеговик»,стр.77 | |
Март | Занятие№31. «Заяц»,стр.77 Занятие№10. «По замыслу»,стр.67 | |
Апрель | Занятие№11. «Самолет»,стр.67 Занятие№12. «Аэродром»,стр.68 | |
Май | Занятие№ 13. «По замыслу»,стр.68 Занятие№25. «животные»,стр.74 Занятие№36. «Панно»,стр.80 |
Аппликации | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» «Цветной мир»,Москва,2013 |
Сентябрь | Занятие. Цветные ладошки,стр.24 Занятие. Наш город,стр.30 |
Октябрь | Занятие .Листочки на окошке,стр.48 Занятие .Цветные зонтики, стр.54 |
Ноябрь | Занятие. Золотые березы, стр.68 Занятие. Жила-была конфета,стр.78 |
Декабрь | Занятие. Звездочки танцуют,стр.96 Занятие. Елочки-красавицы,стр.102 |
Январь | Занятие. Где-то на белом свете…,стр.110 |
Февраль | Занятие. Дружные ребята.стр .124 Занятие. Галстук для папы.стр.138 |
Март | Занятие. Весенний букет.стр.146 Занятие. Солнышко , улыбнись.стр.150 |
Апрель | Занятие.По морям,по волнам.стр.174 Занятие. Заморский натюрморт.стр.188 |
Май | Занятие. Цветы луговые.стр.198 Занятие. Нарядные бабочки.стр.204 |
Лепка | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» «Цветной мир»,Москва,2013 |
Сентябрь | 1.Веселые человечки.,стр.16 |
Октябрь | 1.Осенний натюрморт.,стр.40 2.кто под дождиком промок.,стр.52 |
Ноябрь | 1.Пернатые,мохнатые,колючи.стр.70 2.Косматый мишка.,стр.64 |
Декабрь | 1.Снежный кролик.,стр.88 2.Звонкие колокольчики.,стр.104 |
Февраль | 1.Кружка для папы.стр.140 |
Март | 1.Весенний ковер. Стр.166 |
Апрель | 1.Чудесные раковины. Стр.192 |
Май | 1.Мы на луг ходили. Стр.200 |
Технологии реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» см. в ОП «Радуга» стр.131.
Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие».
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задачи физического развития программы «Радуга» - стр. 111 - 112
Технологии реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» см. в ОП «Радуга» стр.135.
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор | Наименование издания | Издательство |
Тимофеева Е.А. Сагайдачная Е.А. Кондратьева Н.Л. | Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации | Издательство Дом, Москва,2010 |
А.С.Галанов | «Игры, которые лечат» | Москва, Мозаика-Синтез, 2003 |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП.
Рабочая программа реализует модель образовательного процесса с учетом следующих компонентов образовательной системы, которые в реальном педагогическом процессе находятся во взаимосвязи: образовательные области, сквозные механизмы развития детей, виды детской деятельности, формы организации детских видов деятельности.
Модель образовательного процесса в старшей группе
Образовательные области | Сквозные механизмы развития ребенка | Приоритетные виды детской деятельности | Примеры форм организации детских видов деятельности |
Физическое развитие | Игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность | Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами(в т.ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, праздники, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале и др. |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные игровые ситуации, театрализованные, конструктивные) и др. | |
Индивидуальные и подгрупповые поручения,. Совместный с педагогом труд и др. | |||
Беседы, коммуникативные ситуации, ситуативные разговоры и др. | |||
Познавательное развитие | Конструирование | Наблюдения, опыты, экспериментирование, дидактические, конструктивные игры и др. | |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы и фольклора | Рассказы, беседы, настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в т.ч. режиссерские) игры и др. | |
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, театрализованные игры, различные виды театра и др. | |||
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора | Совместное с педагогом и самостоятельное изобразительное творчество, вернисажи детского творчества, занятия и др. | |
Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, занятия в музыкальном зале и др. | |||
Обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, театрализованные игры и др. |
Покомпонентное описание модели образовательного процесса в старшей группе.
- Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» положены в основу модели, в соответствии с ними моделируются все остальные структурные компоненты.
- Сквозные механизмы развития ребенка (виды деятельности). Конкретное содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности детей. РП построена с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Среди таких выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития и продолжают оставаться значимым на протяжении всего дошкольного детства.
Сквозные механизмы развития детей старшей группы.
Сквозные механизмы развития ребенка |
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр |
Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) |
Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) |
- Формы организации детских видов деятельности.
- Наблюдение как форма организации детской деятельности.
Виды наблюдений | Структура наблюдений | Формы организации наблюдения |
Распознающее Длительное Сравнительное Дедуктивное Наблюдение изнутри |
| Фронтально По подгруппам Индивидуально Парами |
4.2.Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников.
Виды экспериментирования | ||||
Наблюдение (целенаправленный процесс, в результате которого ребенок сам должен получить знания) | Опыты | Поисковая деятельность (как нахождение способа действия) | ||
Кратковременные и долгосрочные | Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью, самостоятельно) | Опыт-доказательство и опыт-исследование |
4.3 Составные формы организации детских видов деятельности
Составные формы организации детских видов деятельности | |
Интерактивные праздники, развлечения, досуги | Естественные образовательные ситуации Игровые образовательные ситуации |
4.4.Комплексные формы организации детских видов деятельности.
Комплексные формы организации детских видов деятельности | |
Тематический день «День театра» | Тематическая неделя «День матери», Неделя здоровья, |
Методы обучения
Методы обучения
Для решения образовательных задач РП используются словесные, наглядные, практические и другие методы обучения.
Формы организации образовательной деятельности при использовании данных методов также разнообразны – занятие, дидактическая игра, наблюдение, экспериментирование и др.
Решение образовательных задач РП осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.
Для обеспечения поддержки развития игровой деятельности детей РП предусмотрено:
- выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;
- организация предметно-игровой среды с учетом индивидуальных предпочтений детей;
- поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах, круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт;
- стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;
- формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстниками;
- участие педагога в детских играх как равного партнера по игре;
- поощрение содержательных диалогов как проявление размышлений детей о действительности;
- формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;
- расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использования всего многообразия детских игр и пр.
В ходе реализации образовательных задач РП осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей.
Развитие самостоятельности и детской инициативы в сквозных механизмах развития ребенка
Виды деятельности | Содержание работы |
Игровая | Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - творческие (в т.ч. сюжетно-ролевые). Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению, общих интересов и переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно. |
Познавательно-исследовательская | У дошкольников формируется арсенал способов познания: наблюдение и самонаблюдение; сенсорное обследование объектов; логические операции ( сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия), простейшие измерения; экспериментирование с природными (водой, воздухом, песком, снегом и др.) и рукотворными (магнитами, увеличительными стеклами и т.п.) объектами; просмотр обучающих фильмов или телепередач; поиск информации в познавательной литературе и др. Организация условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей подразумевает работу в двух направлениях: во-первых, постоянное расширение арсенала объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, предоставление возможности детям использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, конструировании, труде и пр.) и побуждение к дальнейшему их изучению. Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребенка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит перед детьми все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолеть трудности, доводить начатое дело до конца,. Нацеливает на поиск новых творческих решений. |
Коммуникативная | Развитию коммуникативной деятельности (общение в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками) следует уделяться особое внимание. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказок. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы педагоги задают детям разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические и др. |
Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации других видов деятельности (активности) – трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной, восприятии художественной литературы и фольклора т.д.
Одной из основных образовательных задач РП является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в РП уделяется:
- поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
- ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, формами и средствами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Цели и задачи взаимодействия с родителями.
Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
• постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семей, находящихся в сфере деятельности дошкольной образовательной организации;
• повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту; нетравмирующим приёмам управления поведением детей;
• убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с организацией режима дня для ребёнка дошкольного возраста;
• учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье;
• создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в дошкольной образовательной организации; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями;
• помогать родителям правильно выбрать школу для ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями;
• постоянно вести работу по профилактике нарушений и по защите прав и достоинства ребёнка в дошкольной организации и в семье.
Содержание общения с родителями
Тематика общения |
- Поддержка и поощрение детской самостоятельности. - Совместные игры с ребенком. - Мальчики и девочки: два разных мира. - Воспитание у детей любви к матери - Как провести Новогодние каникулы - Экспериментируем дома. - Рекомендации по ознакомлению детей с природой - Рекомендации по профилактике гриппа и орз |
Формы взаимодействия с родителями.
В образовательной деятельности используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: информационные, организационные, просветительские, организационно-деятельностные, участие родителей в образовательной деятельности и др.
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2017 – 2018 уч.г.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Описание материально-технического обеспечения Рабочей программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Материально-техническое обеспечение Рабочей программы.
Проектная мощность детского сада, используемая в образовательных целях
Пространство | Оборудование |
Групповая комната | Столы 8шт.,стулья 37шт.,стол для игр с песком1шт., тумбочки 4шт., магнитная доска, телевизор, стеллажи 5шт., мальберт ,магнитофон , письменный стол, стулья бол. 3 шт.шкаф для атрибутов к сюж.рол. играм. |
Спальная комната | Кровати 36шт.,тумбочка, шкаф для одежды, стул 1 шт. |
Игровая площадка на участке | Песочница , скамейки 2 шт. ,деревянный домик, веранда, «Шведская» лестница 2шт, машина, мотоцикл, столик, |
Раздевальная комната | Стелаж под обувь ,шкафчики для раздевания 35шт.,Банкетки 4 шт. |
Перечень материалов и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы.
Социально-коммуникативное развитие | |
Образные игрушки | Куклы разных размеров (мальчики, девочки), комплекты сезонной одежды. Игрушки, обозначающие домашних животных и диких. Коллекция «Куклы мира», Тематические наборы игрушек для режиссерских игр: «Магазин», «Пожарная станция», « Кухня»,«Парковка», «Больница», «Парикмахерская», «Костюмерная», «ГИБДД» |
Предметы быта | Соразмерные куклам наборы посуды (чайной, столовой), мебели, Наборы игрушечных инструментов: молоток, пила, топор, отвертка, гаечный ключ. |
Техника и транспорт | Наборы игрушек разного размера, изображающих различные виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный, воздушный. Игрушки, обозначающие средства связи (телефон, компьютер). |
Бросовые материалы и предметы - заменители | Природный материал , веревки, пробки, пластмассовые флаконы, ёмкости из-под йогурта, коробки, лоскутки, мешочки, разные виды бумаги, поделочные материалы и пр. |
Ролевые атрибуты | Руль, бинокль, фотоаппарат, штурвал, Элементы костюмов и комплекты профессиональной одежды. |
Атрибуты для костюмирований | Цветные косынки, юбки, фартуки, элементы костюмов сказочных героев и др. |
Оборудования для театрализованной деятельности | Все виды театрализованных игрушек, элементы костюмов сказочных героев, набор масок. |
Познавательное развитие | |
Дидактические пособия и игрушки | Наборы для классификаций и совершенствования сенсорики (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), всевозможные вкладыши (в рамку, основание, один в другой). Пазлы , мозаики, лото, домино. Настольно-печатные игры, в том числе экологической направленности. Головоломки, интеллектуальные игры (шашки и крестики-нолики). Наглядные пособия, в том числе географическая карта, глобус, календари, иллюстрации художников. Аудиозаписи со звуками природы, голосами птиц. |
Игрушки и оборудование для экспериментирования | Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком. Непромокаемые фартуки. Флажки для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр. Предметы-измерители: мерные сосуды, песочные часы и др. Специальное оборудование для детского экспериментирования. |
Строительные материалы, конструкторы | Разнообразные строительные наборы, конструкторы и др. |
Средства ИКТ | Телевизор, флэшка с демонстрационными материалами |
Речевое развитие | |
Библиотека и аудиотека | Книги со сказками, рассказами, стихами с иллюстрациями разных художников; детские журналы и энциклопедии. Аудиозаписи с произведениями художественной литературы и фольклора. |
Дидактические пособия | Предметные картинки, сюжетные картинки, азбука-веер, зеркала, дидактические игры. |
Художественно-эстетическое развитие | |
Художественно- продуктивная деятельность | Карандаши цветные (18-24 цвета) , простые и многоцветные, кисти беличьи, краски гуашь (8-12 цветов) и акварель, палитры детские, стаканчики для воды, подставки под кисти, мелки (пастельные, меловые, восковые), бумага (белая, цветная, тонированная, ), картон, ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (не менее 12 цветов), стеки, геометрические тела. Бросовый материал : природный материал, шерстяные нитки, пуговицы , ватные палочки, щетки, губки,. Для развития эстетического восприятия : произведения народного и декоративно-прикладного искусства, книги по искусству, репродукции, детские художественные альбомы. Оборудования для выставок. |
Музыкальная деятельность | Бубенцы и колокольчики, шумовые инструменты. Танцевально-игровые атрибуты, аудио-записи различной музыки. |
Физическое развитие | |
Физкультурный инвентарь | гимнастический мат , мячи разных размеров, дуги-воротца, кегли, кольцебросы , скакалки, обручи, гимнастические палки, флажки, платочки, ленточки, мешочки с песком (вес 200-250 г), баскетбольные кольца, бадминтон, рулетка. Альбомы по видам спорта., дидактические игры по видам спорта |
Оздоровительное оборудование | Массажные коврики и дорожки, массажные мячи (большие и маленькие). Оборудование для воздушных и водных процедур. |
Режим дня
Старшая группа работает в режиме пятидневной недели с 12-часовым пребыванием в течение дня. Рабочая программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОО.
Утренний прием (игры, наблюдения, труд, индивидуальная работа) | 6.30-8.10 |
Утренняя гимнастика | 8.20-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.50 |
Подготовка к занятиям, игра | 8.50-9.00 |
НОД | 9.00-11.10 |
2-й завтрак | 10.10-11.20 |
Подготовка к прогулке | 11.20-11.30 |
Прогулка | 11.30-12.30 |
Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду | 12.30-12.40 |
Обед | 12.40-13.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Закаливающие процедуры, подготовка к полднику | 15.00-15.20 |
Полдник | 15.20-15.40 |
Подготовка к занятию, игра | 15.40-15.45 |
НОД | 15.45-16.15 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, чтение | 16.15-16.30 |
Прогулка, уход домой | 16.30-18.30 |
Игры дома, прогулка | 18.30-19.30 |
Ужин дома, игры, чтение | 19.30-21.15 |
Сон | 21.15 |
Примечание. Продолжительность НОД для детей 6 – 8 лет – не более 30 минут, максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня не превышает 1.5 часов. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня.
Расписание НОД в старшей группе
Образовательная область | Приоритетный вид детской деятельности | Количество |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская (развитие ЭМП, мир природы и человека), конструирование | 2.5 |
Речевое развитие | Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора | 2 |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная (рисование, лепка, аппликация), восприятие художественных произведений, литературы и фольклора | 2.5 |
Музыкальная | 2 | |
Физическое развитие | Двигательная | 3 |
Всего | 12 |
3.3. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий.
Программа предусматривает организацию культурно-досуговой деятельности детей, задачами которой являются: организация культурного отдыха детей, их эмоциональной разрядки; развитие детского творчества в различных видах деятельности и культурных практиках; создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых; обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями, расширение их кругозора средствами интеграции содержания различных образовательных областей; формирование у детей представлений об активных формах культурного отдыха, воспитание потребности в их самостоятельной организации.
Цикличность организации досуговых мероприятий предполагает еженедельное их проведение (до 30 минут) во второй половине дня: каждую пятницу – вечер развлечений; 1 раз в неделю – физкультурный досуг. Для организации и проведения детских досугов возможно привлечение родителей и других членов семей воспитанников.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно—пространственная среда группы построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, предоставляет возможности для общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Характеристика развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
Критерий | Характеристика |
Насыщенность . | - соответствие возрастным возможностям детей; Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке} обеспечивают: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; • возможность самовыражения детей |
Трансформируемость | Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. |
Полифункциональность | - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды - детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; - наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) |
Вариативность | - наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. |
Доступность | • доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования. |
Безопасность | - соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования |
Приложение № 1
Сведения о программно-методическом обеспечении Программы.
1. Е.В.Соловьева, « Радуга». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. г. Москва, «Просвещение», 2014г.
2. О.А.Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В.Соловьева Развитие игровой деятельности детей 2 – 8 лет. Москва, Просвещение, 2015г.
3. Т.И.Гризик, Г.В.Глушкова Формирование основ безопасного поведения у детей 3 – 8 лет. Москва, Просвещение, 2015г.
4. Т.И.Гризик. Познавательное развитие детей 2 – 8 лет: мир природы и мир человека Москва, Просвещение, 2015г.
5. Е.В.Соловьева .Формирование математических представлений детей 2 – 7 лет. Москва, Просвещение, 2010г.
6. Т.И.Гризик. Речевое развитие детей 5-6 лет –М., Просвещение, 2015
7. Л.В. Куцакова. Конструирование и художественный труд в детском саду.- М., ТЦ Сфера,2009
8. Л.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. - Изд. Цветной мир, 2015
9. Т.Н.Доронова Художественное творчество детей 2 – 8 лет. Москва, Просвещение, 2015г.
10. О.А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» ЗАО «Элти-Кудиц» Москва 2014г
11 Т.П. Трясорукова «Игры для дома и детского сада»,Феникс, Ростов-на-Дону,2013
12. М.И. Чистякова «Психогимнастика», Просвещение, Москва 1995г
13. Т.М. Бондаренко «Приобщение дошкольника к труду.» Метода, Воронеж,2014.
14.Т.А.Ткаченко «Мелкая моторика-гимнастика для пальчиков»,Эксмо,Москва,2007.
15 Т.А.Ткаченко «Весёлые пальчики »,Эксмо,Москва,2007.
16. А.С.Галанов «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» , Речь, Санкт-Петербург, 2007г.
17. Е.А.Тимофеева, Е.А. Сагайдачная, Н.Л. Кондратьева Подвижные игры: Хрестоматия и рекомендации .Издательский Дом, Москва,2010
18. А.С. Галанов «Игры, которые лечат» Мозаика-Синтез, Москва 2003г
19. О.Л. Князева, «Я-Ты-Мы» Москва, Мозаика-Синтез 2003г
20 Н.Л.Кряжева «Мир детских эмоций 5-7 лет», Академия развития, Ярославль,2000.
21 Т.Г.Кобзева , И.А.Холодова,Г.С.Александрова, «Организация детей на прогулке,старшая группа»,Учитель,Волгоград, 2013.
22 Э.Э.Большебратская «Песочная терапия»,Петропавловск,2010.
Приложение № 2
Наглядный, дидактический материал:
«Государственные символы»
«Правила на дороге»
«Соблюдай правила пожарной безопасности»
«Летние виды спорта»
«Зимние виды спорта»
«Культурно-гигиенические и трудовые навыки»
«Домашние животные и птицы»
«Чувства. Эмоции»
«Посуда»
«Конструирование из строительных материалов»
«Дорожные знаки в картинках»
«Портреты детских писателей»
«Бытовая техника»
«Природные и погодные явления»
«Грибы и ягоды»
«Животные средней полосы»
«Спец.машины»
«Карточки цифр»
«Математические знаки»
«Птицы»
«Одежда»
«Головные уборы»
«Домашние птицы»
«Транспорт»
«Профессии»
«Грибы»
«Мебель»
«Фрукты»
«Овощи»
«Сюжетные картинки»
Приложение № 3
Литература для детей:
- К.Чуковский «Сказки». «Довира», Киев, 1996 г.
- С.Маршак. «Сказка о глупом мышонке». Москва, ООО «Изд-во АСТ», 2014
- И.Ищук «Как Маша дом искала». ООО «Линг». Москва, 2004
- Ел.Ляхова «Мой любимый детский сад». «Полиграф», Н.Новгород, 2003
- А.Барто «Машенька растет». «Яблоко», Москва, 2004г.
- В.Борисов «Помогаем маме». Изд-во «Алтей и К О», Дмитров, 2009
- Коллектив авторов «Любимой маме». Изд-во «Астрель», Москва, 2006
- Ярослав Пишумов «Наши мамы и мы». «Алтей», Москва, 2006
- Н.Иваницкий «Ладушки». «Стрекоза-Пресс», Москва
- К.Чуковский «Цыпленок». Изд-во Ч.А.О. « К О», 2005
- М.Долотцева, «Крошка Енот». «Яблоко», Детиздат, Москва 2014
- «Маленькой елочке холодно зимой» (Стихи, загадки, сказки), изд-во «Махаон», Москва, 2013
- «Энциклопедия детства»., «ЭКСМО», Москва, 2008
- С.Шустов «Домашние питомцы» , «Доброе слово», Н.Новгород, 2013 (2 шт)
- Е.Благина. «Вот какая мама». Изд-во «Детская литература» Москва, 1981
- «Кот в сапогах» и другие сказки. ООО изд-во «Доброе слово, Н.Новгород, 2013
- Энциклопедия знатока «Голубая планета», «Махаон», Москва, 2008
- М.Мышковская, «Большая энциклопедия животных», «ЭКСМО-Пресс», Москва, 2001
- Русская народная сказка «Морозко», ООО «Фолиант-Пресс», Тверь, 2004
- В.Степанов. «Зимушка-зима», ООО «Детиздат», Москва, 2012
- Русская народная сказка «Летучий корабль», «Книжный дом», 2005
- Русская народная сказка «Заюшкина избушка», Издательский дом «Профпресс», Ростов-на-Дону, 2004
- «Русские народные сказаки», изд-во ЗАО «Славянский дом книги», 2002
- Н.Притулина «Где зимуют зайцы?», изд-во «Махаон», 2013
- А.Усачев «Любопытная Варвара», изд-во «Дрофа», 2003
- В.Караваева «Вовка в тридевятом царстве». Изд-во «АСТ», 2000
- А.Волков «Волшебник изумрудного города», АСТ, Москва, 2000
- М.В.Юдаева «Хрестоматия для средней группы». Изд-во «Самовар», Москва, 2014
- Б.Заходер «Стихи и загадки». Изд-во «Росмэн», 2008
- А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». Изд-во «Планета Детства», Дмитров, 2006
- Русская народная сказка «Скатерть-самобранка». ООО «Изд-во «ЭКСМО», Дмитров, 2006
- Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». «Терра», Москва, 1992
- Русская народная сказка «Баба Яга», ООО изд-во «ЭКСМО» Дмитров, 2008
- Эдуард Шиси «Рассказы и сказки о природе ООО «Стрекоза», Москва, 2010
- О.А.Александрова. «С Новым Годом». ООО Издательский дом «Детский Мир, Москва, 2013
- Н.В.Козловская «С Новым Годом». РИО «Самовар», Москва, 2001
- Группа авторов «Голубая планета». Махаон, 2008
- И.В.Кудишин. Детская энциклопедия РОСМЭН «Транспорт». ЗАО «РОСМЭН-Пресс», 2008
- Н.В.Козловская «8 марта». Изд-во «Самовар», Москва, 2007
- Д.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Изд-во «Книжный дом», Минск, 2010
- К.Чуковский «Мойдодыр», «Путаница». ООО изд-во «Фламинго», 2006
- Г.Харенко «Угадай сказку», АСТ-Пресс, Москва, 2011
- Русская народная сказка «По щучьему велению». Изд-во «Проф-Пресс», Ростов-на-Дону, 2007
- Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузэна». РИО «Самовар», Москва, 2002
- С.Михалков «Мы с приятелем». «Росмэн», Москва, 1995
- Русская народная сказка «Кто, кто в рукавичке живет?». Изд-во «Малыш», 1992
- О.Корнеева «Подарки дедушке Морозу». Изд-во «Проф-Пресс», 2008
- В.Степанов «Белый терем - зимний лес». Изд-во АДОНИС, Москва, 2011
- А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Просвещение, 1999
- В.М.Борисов «Считалочки». Изд-во «Самовар», 1990
- С.Козлов «В сладком морковном лесу». ТО Алтей, Москва, 1995
- Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок». ЗАО Издательский Дом «ГЕЛИОС», Москва
- Е.Ляхова «Ручеек». Полиграфлэнд, Нижний Новгород, 2003, 2 шт.
- К.Чуковский «25 загадок, 25 отгадок». Изд-во Самовар, Москва, 2013
- В.Степанов «Змей Горыныч и Василиса». ООО Изд-во «Фламинго», 2005
- В.Степанов «Кот рукодельник», ООО изд-во «Фламинго, Москва.
- Русская народная сказка «Волшебный конь», ООО Изд-во «ЭКСМО», 2008
- Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Изд-во «Белорусский дом печати», Минск, 2010
- А.Богдарин «Знакомые птицы». ООО Полиграфическая компания «ЭКСПРЕСС», Н.Новгород, 2006, 2 шт.
- А.Богдарин «Знакомые машины». ООО Полиграфическая компания «ЭКСПРЕСС», Н.Новгород, 2007, 4 шт.
- А.Богдарин «Знакомые профессии». ООО Полиграфическая компания «ЭКСПРЕСС», Н.Новгород, 2006.
- Русская народная сказка «Колобок», ООО Изд-во «Фламинго», Москва, 2004
- В.Сутеев «Кот-рыболов». «Росмэн-Лига», Москва, 1996
- Русская народная сказка в обработке К.Ушинского «Сивка-Бурка». Стрекоза-Пресс, Москва
- К.Чуковский «Краденое солнце». Изд-во «Яблоко», 2003
- «Веселые снеговички». ООО Изд-во «ОНИКС», Москва, 2011
- Зоя Петрова «Спят усталые игрушки». «Омега», Москва, 2008
- В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано…». ООО «Самовар», Москва, 2014
- Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет
Интернет-ресурсы: Каталог образовательных интернет-ресурсов.
Список методической литературы для родителей:
1. Т.П. Трясорукова «Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения». г.Ростов – на – Дону «Феникс» 2013г.
2. С.Ю. Чижова, О.В. Калинина «Детская агрессивность». Ярославль «Академия развития» 2005г.
3. Х. Штольц «Каким должен быть твой ребенок?»
4. Л.Анзорг «Дети и семейный конфликт»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа средней группы 2017-2018 учебный год
программа для группы "Солнышко" детского сада "Колосок"...
Рабочая программа воспитателя. Старшая группа. 2017-2018 уч.год
Рабочая программа воспитателя детского сада с учетом ФГОС. Старшая группа...
Рабочая программа воспитателя (учебный план). Старшая группа. 2017-2018 уч.год
Рабочая программа воспитателя детского сада с учетом ФГОС (учебный план). Старшая группа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ 2017-2018 учебный год
Содержание1.Целевой раздел……………………………………………………&helli...
Рабочая программа старшей группы "Непоседы" на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа подготовительной группы 2017-2018 у.год
Рабочая программа подготовительной группы 2017-2018 у.год...
Рабочая программа средней группы, 2017 - 2018 учебный год
Рабочая программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса, т.е. педагогической составляющей деятельности группы. В этом документе можно проследить особенности организации реж...