Выступление на педагогическом совете "Художественное воспитание дошкольников: проблемы и пути решения".
статья на тему
Проблема художественного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития отечественной педагогики привлекает особое внимание теоретиков и педагогов-практиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letsiya_.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемое коллеги!
Тема моей лекции:
«Художественное воспитание дошкольников: проблемы и пути решения».
Каждый ребенок талантлив! - на мой взгляд, эта формула должна стать ключевой в работе с дошкольниками.
Проблема художественного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития отечественной педагогики привлекает особое внимание теоретиков и педагогов-практиков. И это не удивительно, так как общеизвестно, насколько художественное начало и эстетика всей жизни ребенка в детском саду влияют на его дальнейшее интеллектуально-творческое развитие и личностное становление в окружающем мире. Каждое новое поколение, приходящее в мир, совершенно иначе воспринимает ценности отечественной и зарубежной культуры, по-другому размышляет об окружающем мире и эстетической действительности, и зачастую слишком далеко от подлинно человеческих чувств - доверия и чуткости, внимания и доброты, сопереживания. Но, главное, и в этом основная проблема - к 6-7-ми годам маленький человек уже, как правило, устал от подготовки к школе, от ограниченной свободы в развивающей среде, интеллектуального и физического, эмоционального и творческого развития, предлагаемого большинством дошкольных образовательных учреждений.
Реальная педагогическая практика сталкивается с очевидными проблемами, значительно осложняющими весь процесс художественного воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Это, в первую очередь, сохранившаяся учебно-дисциплинарная модель воспитания, главенствующая в период 60-х - 80-х годов прошлого века в системе отечественного дошкольного образования. Необходимая, но
зачастую преобладающая в детском саду подготовка к школе никак не способствует эмоциональному благополучию ребенка, и оснащает лишь конкретными знаниями, умениями и навыками, иногда даже и художественными, но, без учета самоценности этого периода и специфики развития дошкольников. Отсюда очевидно: ключевое противоречие современного художественного воспитания дошкольников - отсутствие гармонии и равновесия между необходимостью сохранения художественного своеобразия детской жизни и требованиями современного социума.
Искусство в жизни общества, как известно, играет значительную роль. Именно это обстоятельство побуждает педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении личности ребёнка – дошкольника. Иногда детское изобразительное творчество понимают как процесс репродукции готовых образов, выполненных педагогом. Подход этот снижает интерес детей к творческой деятельности, доводя его до примитивизма. Более того, разрушает тот творческий потенциал, который заложен в каждом. Строгий контроль ограничивает рождение оригинальной работы. Говорить о творческом проявлении можно тогда, когда сам педагог готов к эксперименту.
Затронутая проблема изобразительного творчества дошкольников имеет долгую и неоднозначную историю – высказываются достаточно противоречивые мнения. Изучение ребёнка, его способностей, скрытых потенциальных возможностей, как и само человеческое познание не стоит на месте. В своём развитии общество всё время движется к достижению истины. Но для этого оно выбирает пути как верные, так и ложные, объективность и правильность которых, можно оценить только спустя какое – то время. Вот почему установить единую закономерность творческого развития ребёнка невозможно. Возможно, определить лишь самые общие черты.
Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребёнка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества ребёнка сопряжена с его предыдущими достижениями. Вычленив самое ценное в них, мы на этой основе выделим новообразования, которые будут способствовать дальнейшему творческому росту.
Говоря о детском творчестве как о процессе создания нечто нового, ранее не существовавшего, важно указать, что новое для ребёнка – всё то, что он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. И неважно, имеются ли подобные образы в искусстве или нет. Главное, что в опыте малыша их не было. И даже факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе и искусстве нет абсолютно одинаковых образов. Побудители творчества находятся в самой личности.
Перед педагогами возникает ПРОБЛЕМА - как же повысить уровень творческого развития ребёнка?
Дошкольник в своём творчестве стремится показать всё, что с ним происходит во внешней среде и внутреннем мире. Детская работа - это портрет (себя, окружающих взрослых), пейзаж среды, в которой находится ребёнок, сюжетная композиция происходящих событий.
Для этого важно и нужно чётко представлять, чем является детское изобразительное творчество, как и когда его нужно развивать, с чего целесообразнее начать и к чему стремиться.
О чём же следует помнить педагогу?
Первое – художественное творчество не следует превращать в систему инструкций и установок;
Второе - необходимо наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.
Третье - не стоит ждать, когда тот или иной способ изображения откроет сам ребёнок. Задача педагога – стимулировать интерес, экспериментировать. Само по себе новое не возникает. Необходимы условия. Я думаю, что главное - активная деятельность взрослого, ведь именно он обеспечивает многосторонний процесс развития творческого начала ребёнка.
Четвёртое – необходимо привнести в повседневную жизнь воспитанников художественное начало во всех его проявлениях (радости игры, художественные впечатления и события, стремление к искусству, ощущение красоты, эмоциональное переживание).
Также, важно показать родителям уникальность и неповторимость их ребенка, его потенциальные возможности, скрытые порой интеллектуальные и творческие ресурсы. Наблюдение за этапами художественного воспитания и одобрение успехов ребенка близкими людьми, членами семьи – залог дальнейших достижений растущего человека.
Я считаю, что нужно помнить и о том, что у каждого ребенка в процессе формирования самостоятельности в различных видах художественной деятельности есть право на ошибку и возможность неоднократных проб и попыток. Очевидно, насколько велика в данном случае роль педагога в одобрении и поддержке любых творческих начинаний маленького человека.
Необходима постоянная забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, привнесение в общение с детьми «умных» эмоций, преобладание положительного и позитивного во всем, что касается этой многообразной стороны жизни растущего человека.
Искусство как таковое, его восприятие детьми и их творческая деятельность являются неиссякаемым и благотворным источником для упражнений самых разнообразных чувств и эмоций дошкольников, тем самым намечая и формируя основы их мировоззрения, ценностные установки и ориентиры, направленность мотивов. Следует упомянуть и необычайные возможности искусства в плане уравновешивания огромного мира эмоций растущего человека, их содержания и качества, возвышения и просветления в самом высоком смысле (музеи).
Период дошкольного детства является, как известно, бесценным для развития общих и специальных способностей. Именно поэтому чуткость и
заинтересованность педагогов дошкольных учреждений к индивидуально - психологическим особенностям детей может рассматриваться и как одна из важнейших предпосылок успешного развития природных данных. Поддержка каждого ребенка в разнообразных начинаниях, соответствие предъявляемых дошкольнику требований и его реальных возможностей на определенный момент времени, создание благоприятных условий можно считать залогом успешного развития как общих, так и специальных способностей.
В своей лекции я попыталась определить проблему художественного воспитания дошкольников на современном этапе и выделить важные, на мой взгляд, пути её решения, опираясь на исследования учёных и педагогов, занимающихся данной проблемой.
Закончить свою лекцию я хотела бы словами М.М. Шемякина «Если хотите, чтобы дети были гениальными, любите их…»
Литература:
- Н.М. Кравченко «Художественное развитие детей дошкольного возраста» электронный научный журнал «Педагогика искусства», №1, 2010;
- С. Погодина статья «Роль изобразительного искусства в становлении ребёнка как личности», журнал « Дошкольное воспитание»,№9,10, 2009;
- И.А.Лыкова Автореферат «Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников»,2009 ;
-А.В Бакушинский. Художественное творчество и воспитание / Сост. Н.Н.Фомина, вступительные статьи Н.Н. Фомина. Т.А. Копцева. М.: Карапуз, 2009. (Педагогика детства);
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. 2-е изд. М.: Издательский центр Академия, 2000;
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редколл. М.М. Безруких, В.А. Болотов. Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003;
-П.Д. Юркевич о воспитании: Золотой фонд педагогики / Предисл., сост.-
редактор А.П. Фурсов. М.: Школьная пресса, 2004. (Воспитание
школьников. Библиотека журнала. Вып. 61).
- Каптерев П.Ф. О природе детей: Избранное / Составители, вступительная статья М.В. Богуславский, К.Е. Сумнительный. М.: Издательский дом Карапуз, 2005;
- Кудрявцев В.Т. Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования. М.: Вентана-Граф, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Проблемы и пути решения экологического воспитания дошкольников"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?...
Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника: проблемы и пути решения
Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника :проблемы и пути решения...
Педагогический совет: «Речевое развитие дошкольника в контексте реализации ФГОС - проблемы и пути решения».
Матерал предназначен для старших воспитателей....
Деловая игра для проведения педагогического совета на тему: «Развитие математических способностей дошкольников: проблемы и пути их решения»
Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...
Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"
Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...
Повышение качества образования дошкольников: проблемы и пути решения
На сегодняшний день вопрос качества дошкольного образования приобрел особую актуальность. Понятие «качество» очень динамичное. Даже качество золота меняется со временем...