Выступление на педагогическом совете "Художественное воспитание дошкольников: проблемы и пути решения".
статья на тему

митичева

Проблема художественного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития отечественной педагогики привлекает особое внимание теоретиков и педагогов-практиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letsiya_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемое коллеги!

Тема моей лекции:

«Художественное воспитание дошкольников: проблемы  и  пути  решения».

Каждый ребенок талантлив!  - на мой взгляд,  эта формула  должна стать  ключевой  в работе с дошкольниками.

Проблема художественного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития отечественной педагогики привлекает особое внимание теоретиков и педагогов-практиков. И это не удивительно, так как общеизвестно, насколько художественное начало и эстетика всей жизни ребенка в детском саду влияют на его дальнейшее интеллектуально-творческое развитие и личностное становление в окружающем мире. Каждое новое поколение, приходящее в мир, совершенно иначе воспринимает ценности отечественной и зарубежной культуры, по-другому размышляет об окружающем мире и эстетической действительности, и зачастую слишком далеко от подлинно человеческих чувств - доверия и чуткости, внимания и доброты, сопереживания. Но, главное, и в этом основная проблема -  к 6-7-ми годам маленький человек уже, как правило, устал от подготовки к школе, от ограниченной свободы в развивающей среде, интеллектуального и физического, эмоционального и творческого развития, предлагаемого большинством дошкольных образовательных учреждений.

Реальная педагогическая практика сталкивается с очевидными  проблемами, значительно осложняющими весь процесс  художественного   воспитания детей в дошкольных учреждениях.

Это, в первую очередь, сохранившаяся учебно-дисциплинарная модель воспитания, главенствующая в период 60-х - 80-х годов прошлого века в системе отечественного дошкольного образования. Необходимая, но

зачастую преобладающая в детском саду подготовка к школе никак не способствует эмоциональному благополучию ребенка, и оснащает лишь конкретными знаниями, умениями и навыками, иногда даже и  художественными,  но, без учета самоценности этого периода и специфики развития  дошкольников. Отсюда очевидно: ключевое противоречие  современного   художественного   воспитания   дошкольников  - отсутствие гармонии и равновесия между необходимостью сохранения  художественного  своеобразия детской жизни и требованиями  современного  социума.

Искусство в жизни общества, как известно, играет значительную роль. Именно  это обстоятельство побуждает педагогическую науку изучать   его  возможности     в  творческом становлении личности ребёнка – дошкольника.    Иногда детское изобразительное  творчество понимают как процесс репродукции готовых образов, выполненных педагогом.    Подход  этот снижает интерес детей к творческой деятельности, доводя его  до примитивизма. Более того, разрушает тот творческий потенциал, который заложен в каждом. Строгий контроль ограничивает рождение оригинальной работы. Говорить о творческом проявлении можно тогда, когда сам педагог  готов к эксперименту.      

Затронутая проблема изобразительного творчества  дошкольников имеет долгую и неоднозначную историю – высказываются достаточно противоречивые мнения. Изучение ребёнка, его способностей, скрытых  потенциальных  возможностей, как и само человеческое познание не стоит на месте. В своём развитии общество всё время движется к достижению  истины. Но для  этого оно выбирает пути как верные, так и ложные, объективность и правильность которых, можно оценить только спустя какое – то время. Вот почему установить единую закономерность творческого развития ребёнка невозможно. Возможно, определить лишь самые общие черты.

         Практика показывает: детское  творчество постоянно в движении. Оно меняется,  так как меняется опыт ребёнка,  его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая  ступень  в развитии  творчества ребёнка сопряжена с его предыдущими достижениями. Вычленив  самое  ценное в них, мы на  этой  основе выделим новообразования, которые будут способствовать дальнейшему  творческому росту.

Говоря  о детском творчестве как о процессе создания нечто  нового, ранее не существовавшего, важно указать, что  новое  для ребёнка – всё то, что  он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. И неважно,  имеются ли подобные образы в искусстве или нет. Главное, что  в опыте малыша их не было. И даже  факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе и  искусстве нет абсолютно одинаковых образов. Побудители  творчества находятся в самой личности.

Перед  педагогами возникает ПРОБЛЕМА -  как  же повысить  уровень  творческого развития ребёнка?

Дошкольник в своём  творчестве стремится показать всё, что с ним происходит во внешней среде и внутреннем мире. Детская работа -  это портрет (себя, окружающих взрослых), пейзаж среды, в которой находится ребёнок, сюжетная композиция происходящих событий.

Для  этого важно и нужно чётко представлять, чем является детское изобразительное творчество, как и когда его  нужно развивать, с чего целесообразнее начать и к чему стремиться.

О чём же следует помнить педагогу?

Первое –  художественное  творчество  не следует превращать в систему инструкций и установок;

Второе -  необходимо наличие  двух  компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

Третье - не стоит ждать, когда  тот или иной способ изображения откроет сам ребёнок. Задача педагога – стимулировать интерес, экспериментировать. Само  по себе новое не возникает. Необходимы условия. Я думаю, что  главное - активная деятельность взрослого,  ведь именно он обеспечивает многосторонний процесс развития творческого начала ребёнка.

Четвёртое – необходимо привнести в повседневную жизнь  воспитанников художественное начало во всех его проявлениях (радости игры, художественные впечатления и события, стремление к искусству, ощущение красоты, эмоциональное переживание).

Также, важно показать родителям уникальность и неповторимость их ребенка, его потенциальные возможности, скрытые порой интеллектуальные и творческие ресурсы.  Наблюдение за этапами художественного воспитания и одобрение успехов ребенка близкими людьми, членами семьи – залог дальнейших достижений растущего человека.

Я  считаю, что  нужно помнить и о том, что у каждого ребенка в процессе формирования самостоятельности в различных видах художественной деятельности есть право на ошибку и возможность неоднократных проб и попыток. Очевидно, насколько велика в данном случае роль педагога в одобрении и поддержке любых творческих начинаний маленького человека.

        Необходима постоянная забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, привнесение в общение с детьми «умных» эмоций, преобладание положительного и позитивного во всем, что касается этой многообразной стороны жизни растущего человека.

 Искусство как таковое, его восприятие детьми и их творческая деятельность являются неиссякаемым и благотворным источником для упражнений самых разнообразных чувств и эмоций  дошкольников, тем самым намечая и формируя основы их мировоззрения, ценностные установки и ориентиры, направленность мотивов. Следует упомянуть и необычайные возможности искусства в плане уравновешивания огромного мира эмоций растущего человека, их содержания и качества, возвышения и просветления в самом высоком смысле  (музеи).

Период дошкольного детства является, как известно, бесценным для развития общих и специальных способностей. Именно поэтому чуткость и

заинтересованность педагогов дошкольных учреждений  к индивидуально - психологическим особенностям детей может рассматриваться и как одна из важнейших предпосылок успешного развития природных данных. Поддержка каждого ребенка в разнообразных начинаниях, соответствие предъявляемых  дошкольнику  требований и его реальных возможностей на определенный момент времени, создание благоприятных условий можно считать залогом успешного развития как общих, так и специальных способностей.

В своей лекции  я  попыталась  определить  проблему  художественного воспитания дошкольников  на современном этапе и   выделить важные, на мой взгляд, пути её решения, опираясь на  исследования    учёных и педагогов, занимающихся данной проблемой.

 Закончить свою лекцию я хотела бы словами М.М. Шемякина «Если хотите, чтобы дети были гениальными, любите их…»

Литература:

- Н.М. Кравченко «Художественное развитие детей дошкольного возраста» электронный научный журнал «Педагогика искусства», №1, 2010;

- С. Погодина статья «Роль  изобразительного искусства в становлении ребёнка как личности», журнал « Дошкольное воспитание»,№9,10, 2009;

- И.А.Лыкова Автореферат «Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников»,2009 ;

-А.В Бакушинский.  Художественное  творчество и  воспитание  / Сост. Н.Н.Фомина, вступительные статьи Н.Н. Фомина. Т.А. Копцева. М.: Карапуз, 2009. (Педагогика детства);

- Современные  образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. 2-е изд. М.: Издательский центр Академия, 2000;

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редколл. М.М. Безруких, В.А. Болотов. Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003;

-П.Д. Юркевич  о воспитании: Золотой фонд педагогики / Предисл., сост.-

редактор А.П. Фурсов. М.: Школьная пресса, 2004.  (Воспитание

школьников. Библиотека журнала. Вып. 61).

- Каптерев П.Ф. О природе детей: Избранное / Составители, вступительная статья М.В. Богуславский, К.Е. Сумнительный. М.: Издательский дом Карапуз, 2005;

- Кудрявцев В.Т. Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования. М.: Вентана-Граф, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Проблемы и пути решения экологического воспитания дошкольников"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?...

Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника: проблемы и пути решения

Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника :проблемы и пути решения...

Деловая игра для проведения педагогического совета на тему: «Развитие математических способностей дошкольников: проблемы и пути их решения»

Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"

Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...

Повышение качества образования дошкольников: проблемы и пути решения

   На сегодняшний день вопрос качества дошкольного образования приобрел особую актуальность. Понятие «качество» очень динамичное. Даже качество золота меняется со временем...