СТРАНА ЗАГАДОК.
материал (подготовительная группа) на тему
Учить творчеству? Невозможно!
Создать условия, но не учить!
Учить, но не собственно творчеству…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_strana_zagadok_kuznetsova_t.n._1.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРАНА ЗАГАДОК.
«Учить творчеству? Невозможно!
Создать условия, но не учить!
Учить, но не собственно творчеству…»
Подготовил:
Кузнецова Т.Н.
Еще вчера так вопрос не стоял. Школа готовила исполнителей, это устраивало почти всех. А между тем, проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решении этой проблемы видны улучшения. Вот несколько приемов для работы с детьми. Они взяты из курса: «Развитие творческого воображения». Дети называют его проще: «Фантазирование».
Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей. В то же время, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4-5-летним детям.
Давайте ненадолго станем как дети. И попробуем сочинить загадку. Сначала сами, а потом с ребятами. Перед нами табличка. (Назовем ее опорой).
НА ЧТО ПОХОЖЕ? | ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ? |
Предположим, мы решили составить загадку о настольном маленьком волчке. Заполним опору.
НА ЧТО ПОХОЖЕ? | ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ? |
на балерину | неживой |
на зонтик | от дождя не укроет |
на гриб | несъедобный |
Получилась загадка: «Как балерина, но неживой; как зонтик, но от дождя не укроет; как гриб, но съесть его нельзя. Что это?»
Загадка про шарик для пинг – понга.
НА ЧТО ПОХОЖЕ? | ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ? |
Жемчуг | дешевый |
Бисер | крупный |
Яйцо | не бьется |
Получается: «Как жемчуг, но дешевый; как бисер, но крупный; как яйцо, но не разобьешь. Что это?»
Можно чуть улучшить:
Сказал бы: «Жемчуг», да дешев.
Сказал бы: «Бисер», да крупный
Сказал бы: «Яйцо», да не бьется.
КАКОЙ? | ЧТО ТАКОЕ ЖЕ? |
круглый | мяч |
легкий | пух |
белый | снег |
ИЛИ
ЧТО ДЕЛАЕТ? | ЧТО ТАКОЕ ЖЕ? |
летает | птица |
скачет | заяц |
стучит | сердце |
Разделив каждую пару выражением «но не» или «как», получим:
«Круглый, как мяч, «Летает, но не птица,
Легкий, как пух, Скачет, но не заяц
Белый, как снег». Стучит, но не сердце».
Получилось три загадки про один шарик. А теперь придумаем загадку про свечу.
ЧТО ДЕЛАЕТ? | ЧТО ТАКОЕ ЖЕ? |
светит | лампа |
тает | снег |
капает | дождь |
«Светит, но не лампа
Тает, но не снег
Капает, но не дождь.
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧАСТЕЙ.
«Две ноги на трех ногах, а четвертая – в зубах…» – с этой известной загадки К.И. Чуковского открываем мы вход в ГОРОД ЗАГОДОЧНЫХ ЧАСТЕЙ, где все предметы загадывают, указывая на их части. Здесь живут очень странные предметы. Одни из них любят «Разобраться» на части и в таком разобранном виде выглядывают из окон своих домиков.
Проходил как – то по городу ленивый художник. Видит – стоят дома пустые, специально для еще не придуманных загадок построенные. «Дай – ка», - думает, - нарисую загадки, да и поселю их в домики. Начал он нарисовать, и так лень ему стало, бросил это дело и пошел дальше. Подошел к другому домику – и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал ленивый художник целую улицу. Вот на альбомных листах – эти незаконченные загадки.
Научимся загадывать предмет, указывая его части и их количество.
Например, «4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник», получится автомобиль. Вот такие загадки живут на улице Разобранных предметов.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСТЕЙ (СКОЛЬКО) | НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ |
Несмотря на свою примитивность, эта схема полезна, так как позволяет сравнивать, например, состав схожих предметов (транспортных средств, кушаний, мебели и т.п.)
- Как составить загадку про стул, указывая на его части?
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Хорошо, но это будет слишком простая загадка.
Скажите, а если снять ножку у стула и показать ее отдельно, что получится?
- Просто палочка.
- Отлично, и как тогда составить загадку про стул?
- Четыре палочки, две доски…
- А про неваляшку?
- Четыре мячика и колокольчик.
Поговорив с ребятами таким образом, начинаем придумывать. Опора в этом случае остается та же, что и раньше, только надо пояснить, что части указываются не напрямую. Говоря взрослым языком, надо абстрагироваться от того предмета, о котором идет речь.
Наиболее подходящие предметы для этой опоры: счеты (на десяти палочках по десяти кружочков), шторы, лампочка, расческа, вилка.
НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ | СКОЛЬКО? | НА ЧТО ПОХОЖИ? |
дужки | 2 | рыболовные крючки |
стекла | 2 | лужи |
оправа | 1 | Буква «В» |
Теперь первый столбик убираем (например, стираем резинкой). Получаем: «Две лужи на двух крючках, одна буква «В» (ОЧКИ).
Пример.
НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ | СКОЛЬКО? | НА ЧТО ПОХОЖИ? |
? | 1 | панцирь |
? | 1 | болото |
? | 1 | солнце |
В этом примере первый столбик мы предусмотрительно спрятали. А загадка получилась вот какая: «В панцире болотце, а в болотце – солнце». (ЯЙЦО)
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ МЕСТ.
Для разминки сочиним простую загадку про иголку. Выясним: где, у кого, в каких предметах есть иголки? Получаем загадку: «Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машинки? Аналогично можно составить загадки про колесо, пружину, шляпу, бантик.
В схеме такой загадки – только один вопрос: «куда входит?», «где встречается?», или «у кого есть» Составим аналогичные загадки, но не будем называть окружение прямо, а зашифруем его. Можно вместо прямого названия поставить метафору (не ежик, а живой клубок), можно назвать предметы по признакам (и у шустрого есть, и у зеленой есть…) – можно по функциям.
В опорах возможны такие вопросы:
ГДЕ ЖИВЕТ? | НА ЧТО ПОХОЖЕ «ЖИЛИЩЕ»? |
на небе | на черный плащ |
в озере | на зеркало |
Или
ГДЕ ЖИВЕТ? | КАКОВО ЖИЛИЩЕ? |
на небе | воздушное |
в озере | мокрое |
Добавим для благозвучия несколько слов, получаем: «На черном плаще разбросаны, в блестящем зеркале отражаются!» и «в воздушном доме живут, а в мокром видны» (ЗВЕЗДЫ)
Рассмотрим еще один пример:
ГДЕ ЖИВЕТ? | КАКОВО ЖИЛИЩЕ? |
в стручке | зеленое |
в банке | прозрачное |
«В зеленом родится, в прозрачном хранится». (ГОРОХ)
ГОРОЛ ЗАГАДОЧНЫХ ДЕЛ.
В этом городе мы сможем увидеть функции предметов: главные и второстепенные, явные и скрытые. Жители города загадочных дел более разговорчивые. Они готовы поведать обо всех делах, на какие только способны. Вот что сообщает один из них: «Я и дыротык и спиночес, и тестораскатка, и трубкокрут, и рисовалка. Кто же я такой?» (КАРАНДАШ)
Заметим: названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например: расческа, скрепка, указка, будильник. А если придумать по тому же принципу названия другим вещам – выйдут загадки. Что такое затемнялки? (ШТОРЫ). Освещалка? (ЛАМПОЧКА).
Жители города предлагают нам несколько заданий.
- Загадаем описанным способом: зеркало, платок, ложку, вазу.
- Придумайте как можно более длинную загадку о кирпиче, называя всевозможные применения этого предмета.
- Обратная задача. В домике живут все предметы, с помощью которых можно рисовать. Кто живет в домике?
- Нужно загадать известного героя сказки или мультфильма и, не говоря ни слова, одними только жестами, действиями помочь отгадать загадку. Пример: подходим к стулу, делаем вид, что трогаем, потом «вытягиваем» длинный нос… Ясно. Это папа Карло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "В стране загадок"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе охватывает образовательные области "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...
Выступление из опыта работы на тему: "Презентация методического пособия "В стране загадок".
Как известно, на каждом возрастном этапе используются различные формы устного народного творчества. Мне бы хотелось поделиться опытом работы по развитию связной речи, используя загадку и предложить Ва...
методическая разработка интегративных занятий по теме "В стране загадок"
Автор: Трамова Лаура Юрьевнавоспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245...
Страна "Загадок"
Праздник разработан длядетей 3-4 лет...
Путешествие в страну Загадок
Работа с загадкой один из эффективных методов развития познрвательных способностей детей. Вашему вниманию предлагается материал с Элементами ТРИЗ, используемый мной для обучения детей придумыван...
Путешествие в волшебную страну "Загадок"
Конспект занятия по развитию речи "многозначные слова" в средней группе.Цель: познакомить детей с многозначными словами;учить выделять предметы, которые обозначают многозначные слова;упраж...
Страна загадок
Придумывание загадок – это творчество, доступное детям начиная с младшего возраста. Сочинять собственные загадки ребенку не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. В последнее время такому приём...